Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

II. Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях




1. Многообразие методов культурологического исследования как отражение многоаспектности и полифункциональности культуры.

2. Социально-историческое и социологическое направления в исследовании культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

3. Психоаналитическое направление в культурологии (З. Фрейд, К.-Г. Юнг).

4. Естественно-исторический подход в исследовании культуры. Эволюционистская концепция Л. Уайта.

5. Структурно-семиотические исследования культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, Р. Барт).

Литература:

1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1994.

2. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. – М., 1998. Разд. I, гл. 2-4.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998. Ч. II, гл. 2.

4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992. С. 7-12; 266-268.

5. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Антология культурологической мысли. – М., 1996.

6. Работы Л. Уайта по культурологии. Сборник переводов. – М.: ИНИОН, 1996.

7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век: Антология. – М., 1995. С. 69-103.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000. С. 45-87.

III. Культура как система ценностей.

1. Культура как ценностно-нормативное основание общественной жизни. Функции культуры.

2. Понятие ценностей. Классификация и иерархия ценностей. Ценности и нормы.

3. Уровни культуры. Специализированная и повседневная, элитарная и массовая культуры.

Литература:

1. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. – М., 1992.

2. Культура: теория и проблемы. – М., 1995.

3. Лотман Ю.М. Феномен культуры. Избранные статьи. Т. 1. – Таллин, 1992.

4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1998.

5. Проблемы массовой культуры. – М., 1994.

6. Теория культуры. Отечественные исследования. Хрестоматия. – М., 1996.

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998. Ч. II.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000. С. 119-124; 127-134; 237-239; 342-390.

IV. Культура как знаково-символическая система.



1. Язык как знаковый способ фиксации, переработки и передачи культурной информации. Понятие культурного кода.

2. Знак и символ. Символический механизм культуры.

3. Культура как текст.

Литература:

1. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. С. 269-291.

2. Ермолаев Е.А. Символы русской культуры X - XVIII вв. – Ярославль, 1998.

3. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. Антология. – М., 1995.

4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., 1999. Ч. I и II.

5. Лотман Ю.М., Успенский П.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. III. – Таллин, 1993.

6. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.

7. Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989.

8. Уильям Уорнер. Живые и мертвые. – М. – СПб, 2000. Ч. V.

9. Уайт Л. Символ: происхождение и основа человеческого поведения // Работы Л. Уайта по культурологии. Сборник переводов. – М.: ИНИОН, 1996.

V. Субъект культуры.

1. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».

2. Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей.

3. Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры.

Литература:

1. Интеллигенция в России. Сборник статей 1909-1910. – М., 1991.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1998. Гл. 5.7.

3. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции // Новый мир. 1993. № 2.

4. Лосев А.Ф. Об интеллигентности // Дерзание духа. – М., 1998. С. 314-322.

5. Минюшев Ф.И. Социокультурное творчество // Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 1993.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

7. Солженицын А.И. Образованщина // Из-под глыб. – М., 1992.

VI. Миф и религия в системе ценностей культуры.

1. Миф как первичная форма общественного сознания. Универсальность мифа. Мифологическое сознание XX в.

2. Сущность религии, ее роль в генезисе культуры.

3. Типы религий: племенные, национальные, мировые; «теистические» и «нетеистические» религии.

4. Религиозное сознание в культурной жизни XX века.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998. С. 351-378.

2. Ильин И.А. Основы христианской культуры // И.А. Ильин. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. – М., 1993.

3. Леви-Стросс К. Первобытное мышление: Миф и ритуал. – М., 1994.

4. Лосев А.Ф. Диалектика мира // Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. – М., 1994.

5. Мамонтов П.С. Основы культурологии. – М., 1999. Гл. 11.

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. – М., 2001. Гл. 7.

7. Пивоваев В.М. Миф в системе культуры. – Петрозаводск, 1991.

8. Поздняков Э.А. Философия культуры. – М., 1999. Гл. 7.

9. Социокультурная роль религии//Мир философии.– М., 1991. Ч. II. С. 375-403.

10. Э. Тайлор. Миф и образ в первобытной культуре. – Смоленск, 2000.

VII. Мораль как гуманистическое основание культуры.

1. Мораль как основание культуры и всеобщий регулятор межчеловеческих отношений.

2. Нравственные противоречия и нравственная свобода. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие.

3. Уровни функционирования морали: личностный, социально-групповой и общечеловеческий. Нравственное сознание в XX веке.

4. Культура поведения и профессиональная этика.

Литература:

1. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995. С. 3-21; 256-271.

2. Макинтайр А. После добродетели. – Исследования теории морали. – М. – Екатеринбург, 2000.

3. Мамардашвили М.К. Нравственные аспекты культуры // Миф философии. – М., 1991. Ч. II. С. 355-374.

4. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. – М., 2001. Гл. 5.

5. Поздняков Э.А. Философия культуры. – М., 1999. Гл. 6.

6. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М., 2000. Лекции 1-5.

7. Профессиональная и административная этика. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. – М.: МГЗИПП, 1998.

8. Швейцер А.А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

9. Этика в меняющемся мире. – М., 1992.





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)