Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этнокультурные стереотипы



2015-11-10 1307 Обсуждений (0)
Этнокультурные стереотипы 0.00 из 5.00 0 оценок




Этнокультурный стереотип — упрощенное, зачастую искаженное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Автостереотипы — представления о своем народе. Формируют нормы поведения, способствуют самоутверждению и объединению народа. Важная

часть национального самосознания.

• Народ всегда идеализирует себя, вносит все позитивные черты, необходимые для выживания в данные социально-географических условиях.

• Включаются черты, которыми люди пытаются оправдать недостатки образа жизни. Гетеростереотипы — представления о другом народе.

• Всегда более критичны, чем автостереотипы.

• Служат источником национальных предрассудков и предубеждений.

Типология знаковых систем.

-Естественные знаки — вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления — «знак-признак»).

-Функциональные знаки: предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления.

-Иконические знаки — знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают; искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей

Символы — знаки, выражающие смысл объекта, в наглядно-образной форме передающие абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом.

- Конвенциональные знаки — для них знаковая функция является главной.

• Сигналы — знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора).

• Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообозримый вид (показания приборов, школьные оценки).

-Вербальные знаковые системы — естественные языки.

-Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним (письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т. п.).

Возникновение письменности:

• предметное письмо;• рисуночное письмо (пиктография);• иероглифическое письмо; • алфавитное письмо.

Значение письменности:

• увеличение словарного состава языка;• возникновение языковых норм и правил; • возрастание объема циркулирующей в обществе информации; • расширение возможностей передачи информации; • возможность сохранения оригинальных мыслей — расширение возможностей для творчества; • начало книгопечатания — демократизация знаний.

Вербальные знаковые системы (естественные языки).

Вербальные знаковые системы - разговорные (естест­венные) языки, которые являются исторически сложившимися знаковыми системами, образующими основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Вербальная система – это разветвленная, иерархическая, многоуровневая организация знаков.

Естественный язык является открытой знаковой системой, и способен к неограниченному развитию. Несмотря на подвижность, основной словарный фонд (лексическое «ядро» языка) сохраняется веками, что и является основой взаимопонимания поколений. Одни языки становятся универсальными средствами социального контакта и обмена информацией во всех областях культуры, приобретают статус государственных и даже получают всемирное распространение, другие же ограничиваются более узкой сферой обращения и употребляются лишь в быту. В этом плане можно различать следующие типы языков:

+ языки международного общения; " национальные языки, которые существуют как в разговорной, так и в письменной форме, и служат универсальным средством общения для определенного народа или региона;

+ племенные разговорные языки, не имеющие письменности и неспособные на данной стадии своего развития обеспечить усвоение достижений современной цивилизации (в развивающихся странах нередко такие языки быстро эволюционируют, превращаясь в национальные);

+ «одноаульные» бесписьменные языки с узкой, главным образом семейно-бытовой сферой обращения.

Языками первого типа в настоящее время считаются английский, испанский, русский, арабский, французский.

Язык как средство мышления.

Функции: 1) номинативная — называние предмета мышления; 2) конструктивная — слова связываются в предложения, описывающие свойства и отношения; 3) аккумулятивная — результаты мышления фиксируются и сохраняются в языке. Гипотеза Сепира—Уорфа: язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному. Но содержание мыслей определятся не языком, а предметом мышления.

Язык как средство общения

Функции: 1) референтная — передача информации о предмете сообщения; 2) экспрессивная — средство самовыражения коммуникатора; 3) импрессивная — средство воздействия па адресата;

4) поэтическая (эстетическая) — характеристика самого сообщения, его эстетических свойств.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Homo Habilis (человек умелый) — 2 миллиона лет назад, Homo Sapiens —100 тысяч лет назад. Первые города и государства — 10-5 тысяч лет назад. Самая длительная эпоха в человеческой истории. • Синкретизм — слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию. • Бесписьменность. • Ритуализация всех сфер жизни: действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение. • Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов — табу. • Мифологическое сознание — духовное основание культуры, синкретически заключающее в себе Зачатки религии, искусства, философии, науки

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

С начала I века до н. э. (образование греческих городов-полисов) до V века н. э. (падение Римской империи). • Расцвет мифологии + борьба против архаических традиций мифологического мышления. • Накопление и передача (письменность) знаний о мире и выход за рамки мифологического мышления. • Необходимость поддерживать порядок в государстве а кодексы законов.

В Древней Греции: • Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине. • Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.

В Древнем Риме: • В основе — греческие образцы, но изменяются масштабы: не полис, а империя.

• Политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям. • Римское право — фундамент современной правовой культуры.

Противоречия античной культуры

1. Чувства и разум. Мир — чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность — воздействие на чувства. В то же время стремление к логическому рассуждению, абстракции; разум — высший арбитр, главная сила, управляющая миром.

2. Судьба и борьба. Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия).

3. Социальность и индивидуальность. Человек — существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее — рост интереса к индивидуальности» отвержение принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ).



2015-11-10 1307 Обсуждений (0)
Этнокультурные стереотипы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этнокультурные стереотипы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)