Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство, как феномен культуры



2015-11-10 987 Обсуждений (0)
Искусство, как феномен культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Искусство — сфера художественной деятельности и ее продуктов — художественных произведений. Искусство — фактор антропогенеза. Искусство вместе с трудом создало человека. И подобно труду, оно остается условием и средством его существования и совершенствования на протяжении всей истории человечества. Если работа поглощает все силы и нет времени испытать радость общения с искусством, человек превращается в «рабочую лошадь», обитающую на «обочине культуры». В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют.

Функции искусства

1. Рекреативная — искусство как средство развлечения. 2. Воспитательная — средство нравственного совершенствования человека. 3. Идеологическая — в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь. 4. Познавательная — отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты, «духа эпохи». 5. Эмотивная — искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес.

23. Художественный образ.Основные черты

• Эмоциональность — выражение эмоционально-ценностного отношения к объекту; знание об объекте служит лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом. • Условность — сознательно принятое допущение, при котором созданная искусством причина переживаний становится способной вызвать переживания, ощущаемые как реальные.

• Символичность — в образе кодируются глубинные, символические смыслы. • Многозначность — художественный образ допускает множество интерпретаций, потенциально заложенных в нем и раскрывающих его содержание при восприятии его с разных точек зрения и в разных культурных контекстах. Восприятие художественного произведения: Уровень первый — установочный.

Уровень второй — ориентировочный. Уровень третий — созерцательно-эмоциональный.

Уровень четвертый — интеллектуально-эмоциональный. Уровень пятый — аналитический.

Искусство — зеркало культуры

Парадокс: художник и независим и зависим от публики: Разрешение парадокса в том, что между индивидуальным духовном миром художника и духовным миром других людей есть общность, художники в своем творчестве в конечном счете выражают культурные парадигмы эпохи.

Искусство — самосознание культуры.

Художественные стили.

Стиль-единство эстетических идеалов и творческих методов, опред. типичные черты многих произ.-ий искусства в опр. эпоху. Древнеегипетский стил: монументальность; забота о сохр. В вечности; гранд. Сооружения- символ величия; живопись-тех. Черчение. Древнегреческий:соразм. Чел-ку и гармоничность; воспевание тел. Красоты; архит.:колонны и портики; стрем. Внести научную основу и искусситво; театр- содержание известно, главное-переживание катарсиса. Древнеримский:римс. Культура строилась по эллинскому образцу; измен. Масштабов: не полис, а империя; архитек.:большие размеры; внимание к миру личности; скульпт.:более суровая,психологическая, одетая. Эпоха средневековья: Романский: культура замка и монастыря; восприятие всего через призму религии; оценка чел: святой или грешник; строгие каноны для произ. Искусства; задача искусства-вызвать страх греховности; прочность, приземистость, толстые несущие стены; собор- спасит. Укрытие; лит-ра-жития святых, мызука для богослужения. Готический:задача-вызвать не страх греховности, а а стремление к воспарению духа;мудрость-дар божий; архит: несущее ребро, остроконечные башни, витражные окна; появл. Сюжетной живописи; 12-13вв.-рацарство, культ прекрасной дамы, честь оружия, стрем. К изяществу. Эпоха возрождения:барокко: пышность, буйство, грандиоз-ть, динам-ть; ассиметрия, тетр-ть, все слишком; гран. Суета. маскарадность. Классицизм:ориент. На античную классику; искусство-на службе гос-ва; герой-гражданин и антигерой; наибольший вклад-архитектура; мир-необлагороженная стихия. Рококо:маленьк. Борокко, все в миниатюре; мир в кот. Нет страданий, болезней, глуб. Чувств, детей и стариков; жизнь-утонченная игра дам и кавалеров. Сентиментализм:естест. Простая жизнь-нравственна и прекрасна, близость к природе, город-разврат; высшие ценности-любовь, дружба семья, труд, живопись, жанровые оценки, портреты. Романтизм: могущество и самодостаточность, герой-яркая индив; конфл.агрессивный, пессим. Стиль, ценность твор-ва, борьбы, самореализации; необ.обстоятельства. реализм:пафос соц-ти; критика действ-ти; соед.всех стилей; типизация героев и об-ва; вним. К истор. Своеобр. Жизни. Модернизм:изм. Соц-экон. Усл., смена идеалов, ценностей; противопоставление искусству прошлого, поиск новизны; отказ от прин. Подражания, искусство не должно отображать реальность.

Нравственная культура

Нравственные ценности — качества, к которым следует стремиться —этические идеалы.

Нравственные регулятивы (нормы) — правила поведения, ориентированного на эти ценности.

Этапы развития нравственности: 1. Элементарная нравственность: страх «Что со мной сделают?»

2. Конвенциональная нравственность: стыд «Что обо мне подумают?» 3. Автономная нравственность: «Что я сам о себе подумаю?»

Обоснование морали

1. Религиозный подход: нормы морали — от Бога. 2. Биологический подход: нормы морали выработаны в процессе эволюции и закреплены в генах. 3. Исторический подход: моральные нормы устанавливаются в конкретных общественно-исторических условиях. 4. Рационалистический подход: человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу разумными нормами (Кант). 5. Социокультурный подход: моральные принципы создают культурную среду, в которой возможно ведение человеческого образа жизни.

Основные принципы современной нравственной культуры

• Золотое правило нравственности: относись к другому человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. • Моральная автономия личности: личность имеет право на независимость от любых социальных групп и от общества в целом; человек сам ответствен за свои поступки и не несет ответственности за то, на что не может влиять. • Гуманизм: человеколюбие, признание единства человечества, забота о благополучии и счастье каждого человека.

Правовая культура

Закон и правосознание. Нормы права — это юридические законы. Совокупность представлений о праве называют правосознанием. Право (система действующих в обществе юридических законов) и правосознание — это два основных компонента правовой культуры.

Из истории права.

Первобытные племенные законы. Римское право. Варварские правды. Суд сеньора: главный аргумент — признание виновного, ордалий (суд Божий). С XVIII века — обращение к традициям римского права. XIX-XX века — формирование современной правовой культуры.

Типы правовых систем

• Традиционный: опирается на обычаи и традиции, нет письменных законов, законодательных органов, суд — «по справедливости». • Религиозный: законы даны раз навсегда в священных текстах. • Континенталъно-европейский: на основе римского права; разделение на правообразование (органы гос. власти) и правоприменение (суд); разделение отраслей права (конституционное, гражданское, трудовое, имущественное, земельное, уголовное, процессуальное и др.). • Англосаксонский: в основе — тоже римское право, но судебные вердикты — прецеденты, которые получают силу закона, т. е. судьи не только применяют, но и создают законы: прецедентное право.

Три аспекта функционирования правовой культуры

Правовая культура законодательства:

• Социальная справедливость. • Равенство всех перед законом. • Принцип охраны прав личности: все, что не запрещено — разрешено (для личности), все, что не разрешено — запрещено (для власти). • Единство прав и обязанностей. • Презумпция невиновности.

Правовая культура власти: • Правовое государство: власть должна сама ограничивать себя законом и действовать в интересах народа, населения странны, а не в своих собственных интересах. • Охрана порядка: государство обязано гарантировать его неукоснительное соблюдение («Пусть рушится мир, но законы должны выполняться!»).

Правовая культура населения: • Уважение к закону. • Знание законов. • Обращение к закону — решение конфликтов в рамках права, а не путем применения силы или скандалов.

Политическая культура

Политика — область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Власть — способность определять поведение другого человека. Государственная власть — высшая {суверенная) власть в обществе. Политическая культура — совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.

Функции политической культуры

1. Формирует отношение людей к существующей власти. Любая государственная власть держится на насилии, но граждане должны признавать законность его применения, т. е. власть должна быть легитимной. 2. Обусловливает политическую организацию общества.

Типы политической культуры

• Традиционная — основана на вере в священность старых обычаев. Государство — семья, царь — батюшка; назначения на посты по личной преданности, а не по деловым качествам; бунты в рамках патриархального государства (поменять плохого царя на «доброго»).

• Харизматическая — основана на вере в особые качества правителя, на личных отношениях между властителями и подчиненными. Назначения также по личной преданности.

• Легальная — рациональная система правовых норм. Власть достается по закону; властные отношения безличны: правят не лица, а должности. 2 модели: тоталитарная и демократическая.

Тоталитарная модель

• Государственная власть в руках правящей партии и вождя. • Сращение партийного и государственного аппарата, огосударствление общества. • Ограничение прав и свобод личности, контроль поведения и мышления. • Приоритет коллективных интересов над личными. • Приоритет идеологических ценностей над остальными, политики над экономикой. • Борьба с «внешними врагами». • Раздвоение общественного сознания.

Демократическая модель

• Государственная власть подконтрольна населению, а ее представители выборны и сменяемы путем голосования. • Разделение законодательной, исполнительной, судебной власти + «четвертая власть» (пресса). • Приоритет интересов общества над интересами государства.

• Многопартийность. • Не только власть большинства, но и защита прав меньшинства. • Гарантии гражданских прав и свобод, плюрализм. • Индивидуальные права выше групповых.



2015-11-10 987 Обсуждений (0)
Искусство, как феномен культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство, как феномен культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (987)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)