Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология культур (массовая и элитарная, этническая и национальная)



2015-11-10 843 Обсуждений (0)
Типология культур (массовая и элитарная, этническая и национальная) 0.00 из 5.00 0 оценок




Массовая и элитарная: Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка – массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Различие между высокой и массовой культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и массовая — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а массовая и этническая — преимущественно необразованным.

Этническая и национальная: Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка). Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологическом развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования. Этническая культура – это базис, на котором возникает национальная культура. Однако между этнической культурой и национальной культурой существуют различия и противоречия: Этническая культура консервативна, сохраняет наиболее архаичные древне элементы. Национальная культура динамична, она всегда в движении, постоянно обновляется. Этническая культура закрыта, невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения. Этническая культура стремится сохранить локальные особенности языка, быта. В национальной культуре эти особенности становятся малозаметными или вовсе исчезают.

13. Проблема Восток-Запад: традиции и новаторство в культуре.Развивая свою теоретическую концепцию двух типов культуры, А. Фробениус впоследствии заменил наименоваия «хамическая» и «эфиопская» на «Восток» и «Запад». Для Востока характерно «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной непреодолимой судьбы. Для Запада присуще «чувство далекого», динамичность, идея личности и свободы.Вообще восточный и западный тип культуры можно соотнести через такие понятия, как традиции и новаторство.В восточной культуре господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, ему чужда мысль о его переустройстве. Творчество — исключительный удел Неба и Богов. Что касается западного типа культуры, то здесь возможны представления о несовершенстве мира, творчество — это удел Бога и человека и оно может быть нацелено на переустройство мира.Исходя из этого в восточной культуре происходит отрицание нового, модернизации. Непосредственным содержанием модернизации в историческом аспекте является «вестернизация», в политическом аспекте — демократизация, в психологическом плане — индивидуализация. Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы: достоинством человека является его умение «вписаться» в природу через совершенствование души и тела, изменение человека как части мира (а не мира в соответствии с человеческими потребностями и представлениями — на Западе).На Востоке (исходя из этого положения) господствует принцип недеяния; приоритет коллективного труда, а не частного, как на Западе.Если на Западе историческое развитие ориентировано на новизну, максимальное удовлетворение своих потребностей при жизни (карьера, имидж — такова цель жизни), то на Востоке господствует принцип «теоцентризма», который предполагает, что в основе мироздания лежит высшая воля. Человек должен рас-познать ее и творить как свою собственную. Совершенствование общества происходит как спокойный одно-мерный процесс, который способен вбирать новое, но, с другой стороны, — ориентирован на устойчивость. Личность живет лишь в коллективе, отсутствует понятие свободы воли, и человек обязан быть рад этому.Если на Западе человек ориентирован на будущее (свое, своих детей, своего народа), то на Востоке наблюдается ориентация на вечность, на циклы, круговороты, рождение и смерть.Так как западная культура исходит из потребительской ориентации на бытие, то, соответственно, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира. Восточная культура ориентирована на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить, их нельзя изменить, преодолеть, их надо принять.

14. Возникновение первых государств. Храмовое строительство в Египте.В IV тысячелетии до н. э. в истории человечества происходят огромные перемены в производительных силах. Революционным изменением, стало освоение выплавки метала. Человек освоил золото, медь, серебро, олово, свинец. Наибольшее промышленное использование получила медь. Она стала основным металлом до открытия железа. Первоначально изделия из меди уступали каменным орудиям, но постепенно медь вытеснила камень. Изготовление медных орудий требовала меньшего труда, и, к тому же, медь легко могла изменять свою форму. Применение метала в земледелии, резко увеличило производство. Земледельческие племена смогли более успешно заниматься выращиванием и разведением культур. Появление медной мотыги с деревянной рукояткой, лопаты и других орудий позволило создавать оросительные каналы. Приручение осла и коровы, позволило использовать тягловую силу в земледелие, что еще больше повысило производительность труда. Более сложное производство требовало большей специализации, так появились специалисты-ремесленники. Произошло второе великое общественное разделение труда (первое было возникновение земледелия и скотоводства) — отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла привело к развитию обмена — сначала между общинами, а затем и между племенами. Деньги тогда еще не применялись. Накопление продуктов, рост богатства шло в разных общинах неравномерно, что неизбежно вело к междуобщинным и межплеменным войнам с целью грабежа. Племена, обладающие медным оружием, имели военное преимущество. Всю большую власть в результате участившихся грабительских набегов приобретают военные вожди, которым и достается большая часть захваченной добычи. Мотыжное и плужное земледелие становится делом отдельной семьи, хоть и в пределах общины, до этого, на ранних ступенях земледелия, применялось коллективное вскапывание полей с помощью деревянных палок. Постепенно земледельческий труд, с изобретением плуга, переходит из рук женщин в руки мужчин. Мужчина — земледелец и воин — становится главой семьи. Семья становится главной экономической единицей, имущество семьи начинает переходить по наследству от отца к детям. На место матриархату приходит патриархат. Женщина все больше становится в зависимость от мужчины. Все это — рост производительности труда, усиление роли обмена, постоянные войны — приводит к дальнейшему имущественному расслоению. Имущественное неравенство порождает общественное неравенство. Появляется родовая аристократия, которая все больше и больше захватывает властные функции. Именно из среды знатных общинников и появляются военные вожди и жрецы. Но еще долгое время наряду с советом родовой знати, большую роль продолжает играть собрание всех членов общины. На данном этапе еще оставались пережитки первобытно-общинного строя, так называемая военная демократия. В IV тысячелетие появляются первые рабовладельческие общества в Египте и Двуречье. Почвы долин рек Нила и Евфрата были очень плодородны из-за наносимого этими реками ила. До изобретения металлических орудий труда человек был не в состоянии освоить эти земли. Низовья рек были заболочены, а чуть поодаль земля почва высыхала из-за отсутствия влаги. К тому же постоянные разливы рек уничтожали посевы. С появлением медных орудий человек смог создавать первые ирригационные сооружения, проводить оросительные канавы и строить дамбы в мягком грунте, чем значительно повышал производительность труда. Наиболее благоприятные природные условия для данного типа ирригационного земледелия были в нижней части долины Нила и в низовьях Евфрата, а чуть позднее и в долине Инда. Потребность в содержании сложной ирригационной системы требовала постоянного и необходимого коллективного труда всей общины, что в свою очередь несколько задерживало развитие частной собственности. Община сохраняется на долгое время, но структура ее изменяется: кровнородственная община сменяется соседской общиной. Ирригационное земледелие требовало организации управления оросительными работами, эта функция попадает в руки племенной верхушки, а затем и в руки рабовладельческого государства. Земледелие, основанное на ирригации, давало наибольшую выгоду, когда как единая система использовались воды всей речной долины. В противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, что вело к частым разрушительным войнам. Это, а также рост числа рабов и бедняков, с одной стороны, которых необходимо было держать в повиновении, и богатых с другой, вызвало потребность в сильной государственной власти. Так появились первые рабовладельческие государства. Первое в мире государство появилось в Египте. Согласно представлению, широко распространенному в Египте, мир начался с появления из вод первобытного хаоса песчаного холма. Считалось, что всякий храм стоит именно на таком первохолме и, стало быть, восходит к началу мира; более того, песчаные холмики действительно имеются под храмами, так как именно с их насыпки и начиналось строительство. Пол храма отождествлялся с землей, лотосовидные и папирусовидные колонны олицетворяли растительность, порождаемую ею, потолок, расписанный звездами, соответствовал небу. Таким образом, храм был моделью все-ленной, причем ритуалы в нем происходили вне времени, точнее, во время, сливающееся с моментом творения мира и внесения порядка в изначальный хаос. Наиболее яркими архитектурными постройками Древ-него Египта можно считать храмы в Луксоре, в Карнаке, в Дейр-эль-Бахри, в Мединет-Абу, а также скальные храмы в Абу-Симбеле.

15. Возникновение письменности.Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько. Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звукобуквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества. Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты. Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

16. Самая древняя мировая религия и культура Древней Индии.Индия — один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры.Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь; так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.Начатые в 20-е гг. XX в. раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Индия), Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тыс. лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть хараппской или протоиндийской.Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древнево-сточных городов являлась система канализации и водоснабжения. В городах строились двух и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до н.э., происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад.С конца II — начала I тысячелетия до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы — веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.Эстетический идеал древнеиндийского изобразительного искусства — это богатство и пластическая выразительность образов, а также смелость творческой фантазии, мастерство, передача движений и чувств.Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии играла религия.В VI в. до н.э. в Индии возник Буддизм — самая древняя мировая религия. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 360 миллионов человек своих последователей.Формулируя свое учение, Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманистскую традицию. Он использует в своем учении:

• принцип перерождения (сансары),

• идеи воздаяния (кармы),

• праведного пути (дхармы).

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или “потоков” нематериальных частиц - дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бес-следно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо жизни может быть прервано. Именно к этому и должен стремиться каждый человек. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой — такова главная цель человеческих усилий.

17. Конфуцианство как государственная идеология Китая.Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его последователями. С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба», правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавало конфуцианство священной, дарованной свыше, небом. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями. Но конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других древне-китайских идеологических течений.

18. Античная культура и её мировое значение.Искусство, лит-ра, философия Древней Греции стали отправной точкой для развития европейской культуры. Характерной чертой античности является рациональный подход к пониманию мира, а так же эмоционально-эстетическое восприятие мира+способность к логическому мышлению. У истоков Др.Греции находились Крит и Микены. Этой цивилизации характерно построение дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, которые были разделены на специальные помещения административного и культурного назначения. Помещения использовались по целевому назначению. Др.Греции подарила миру ученых и философов: Аристотель, Сократ и так далее, которые заложили начало для научных учений. Именно в Др.Греции появилось понятие «полис»-форма гос-ной жизни с характерным порядком свободы и справедливости. Появилось понятие «прав и свобод гражданина», то есть человек является образцом свободы, гуманизма и просвещения. Было важным понятие «слава» воспринимается, как важнейший ориентир в обществе. Она являлась условием общественного признания. Др.Греции заложила основы современного государственного устройства, а так же увековечила ценности, которые реальны и на сегодняшний день. Знания и открытия явились базисом для последующего развития науки. Античные философские учения были заложены в основу современных наук.



2015-11-10 843 Обсуждений (0)
Типология культур (массовая и элитарная, этническая и национальная) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология культур (массовая и элитарная, этническая и национальная)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)