Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ



2015-11-10 1849 Обсуждений (0)
ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Когнитивные парадигмы

Три типа когнитивных парадигм

На основе необозримого множества случайных и разнородных сведений, наблюдений, мыслей во всякой культуре складываются характерные для нее когнитивные парадигмы — образцы, стандарты, в соответствии с которыми строятся знания о мире.

В культуре сосуществуют три основных типа когнитивных парадигм и соответственно три типа знания — житейское, мистическое и рациональное. Каждый из этих типов знания имеет свою область обращения, но при определенных условиях между ними возникает борьба за «сферы влияния», в ходе которой одна парадигма может вытеснять другую из области, в которой та до этого царила.

Житейские знания

Этот слой человеческих знаний возникает еще в первобытном обществе. Его первоначальная сфера — быт, домашнее хозяйство, семейно-племенное общение людей. К нему относятся простейшие истины — что солнце входит и заходит, снег бел, огонь жжет, дерево плавает в воде, а камни тонут и т. д. Житейские знания отражают вещи и явления, с которыми люди сталкиваются в обычных жизненных условиях. Главные средства, с помощью которых они формируются, — это обыденный опыт, наблюдательность и здравый смысл.

Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющих простое и наглядное значение. Житейскому познанию чужды абстракции и сложные логические конструкции. В течение долгого исторического времени деятельность человека была связана

Глава 6. Осевые культурные формы 141

Часть II. Анатомия культуры

Случайные девиации возникают из-за неудачного стечения обстоятельств, при котором человек оказывается вынужденным совершить ошибку. Нередко он сам раскаивается в содеянном и старается больше не допускать подобного.

Регулярные девиации — это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей, более или менее часто встречающиеся в жизни общества. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм — от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств.

Регулярные девиации подчиняются особым, специфическим регулятивам, которые расходятся с общепринятыми культурными нормами поведения («если нельзя, но очень хочется, то можно»). Наиболее очевидными девиациями являются преступления против закона, а также весь образ жизни уголовного мира. Сюда же относятся формы поведения, выключающие личность из нормальной жизни, — пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество. Однако девиацией может быть не только антисоциальное поведение, но и безвредное или даже полезное для общества: например, образ жизни «трудоголиков», работающих без отдыха, с точки зрения обывателя является девиантным.

Когда какая-либо регулярная девиация становится массовым явлением, она превращается в норму. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регулярные — входить в норму. Так нередко возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды многие новинки сначала выступали как девиации, а затем становились нормой.

С другой стороны, культурные нормы устаревают, выходят из употребления, и тогда следование им становится девиацией.

Говорят, нет правил без исключений, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. Общество, в котором все правила и законы скрупулезно выполнялись бы всеми его членами, было бы неспособным изменяться и совершенствоваться. Девиации выполняют в развитии общества такую же функцию, как мутации в развитии биологического вида. Чтобы общество развивалось, нормы и правила деятельности людей должны изменяться. Девиации — способ формирования новых норм и правил. Поэтому они неустранимы из культуры. Они всегда были, есть и будут. Так уж «устроена» культура, чтобы девиации в ней были возможны. По мнению Э. Дюркгейма, девиантность, в том числе и преступность, в некотором смысле является даже «нормальным» социальном явлением. Общество без преступников столь же невозможно, как поезд без последнего вагона.

Глава 7. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

О смысле понятия «духовная культура»

В данной книге духовная культура как особая область культурного пространства выделяется не по признаку «нематериальности», а по ее положению относительно «когнитивной», «ценностной» и «регулятивной» осей. Область духовной культуры отделяется от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей — технологической и социальной культуры. Мифология, религия, искусство, философия — основные формы духовной культуры, наиболее очевидным образом принадлежащие к ней. Их можно представить как пласты культурного пространства, параллельные «ценностной» и «когнитивной» осям (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Основные формы духовной культуры как пласты духовного пространства

X — «когнитивная» ось Y — «ценностная» ось Z — «регулятивная» ось

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.



2015-11-10 1849 Обсуждений (0)
ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)