Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура как предмет культурологии. Многообразие подходов и определений культуры



2015-11-10 1645 Обсуждений (0)
Культура как предмет культурологии. Многообразие подходов и определений культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет культурологии позволяет ознакомиться с историей становления проблем культурологического характера, сформировать навыки применения в жизни категориального аппарата, дает необходимые знания о культурных ценностях, помогает осознать свои культурные и национальные традиции.

Культура как предмет культурологии рассматривается с различных позиций, поскольку является сложным понятием, включающим, как искусственную среду существования человека, таки и его самореализации.

Предмет и задачи культурологии заключены в передаче накопленных культурологических знаний, а также они дают возможность самостоятельно расширить свой кругозора.

Термин культурология в широкое употребление ввел ученый Л. Уайт. Именно он первым попытался создать общие теории культуры.

Предмет культурологии представляет собой комплексную социогуманитарную дисциплина, которая стремится к формированию системы знаний относительно культуры, рассматривая ее как целостное явление. Предмет и задачи культурологии - это исследования, нацеленные на описание культуры, анализ различных культур и их сравнение, познание межкультурных коммуникаций, а также разъяснение истоков специфического и общего, изменчивого и устойчивого в культуре.

Предмет культурологии в настоящее время является интегративной областью познания. Базисом культурологии являются отдельные науки – история, археология, искусствознание, этнография и т. д. Культурология в качестве социогуманитарного знания рассматривает общее значение многогранного феномена культуры, в том числе и способы его исследования. Культура как предмет культурологии является целью исследований, приводящей к пониманию своей и иной культуры, при этом предметом выступает наполняемость общественной жизни. Следовательно, культурология - это взаимодействие различных элементов культуры: норм, традиций, обычаев, ценностей, культурных кодов, социальных институтов, идеологий, технологий и т.д.

Культурология основывается на единство эмпирического и теоретического знания, поскольку рассматривает не только конкретные культурные процессы и явления, но и предельные абстракции. Предмет культурологии включает в себя как прикладные, так и фундаментальные исследования.

 

Перечислим основные задачи культурологического исследования:

 

• анализ культуры;

 

• исследование содержания культуры;

 

• определение взаимосвязей между элементами культуры;

 

• изучение культурных единиц и типологий культур;

 

• разрешение проблем, определенных социокультурной динамикой;

 

• изучение культурных коммуникаций и кодов.

 

На практике культурологические исследования находят свое применение в сфере управления и массовых коммуникаций.

 

В культурологии используются следующие методы:

 

• эмпирический - сбор и описание фактического материала;

 

• сравнительно-исторический – обеспечивающий возможность сравнения самобытных явлений культурного комплекса в историческом разрезе;

 

• структурно-функциональный – позволяющий разложить изучаемый культурный объект на составные части и выявить их внутреннюю связь;

 

• генетический - позволяет познать изучаемый феномен с позиций его возникновения и последующего развития;

 

• семиотический – определяется пониманием культуры в качестве знакового механизма, позволяющего передавать опыт из поколения в поколение, в качестве символической системы, которая обеспечивает социальное наследование.

 

Культурология включает в себя несколько разделов и является комплексной наукой:

 

- Философия культуры;

 

- Теория культуры;

 

- Социология культуры;

 

- История культуры;

 

- Культурная антропология.

 

Таким образом, культурология не только описывает культурные ценности, накопленные человечеством, но и осмысливает их.

Культура Германии.

Немецкая культура прежде всего это культура носителей немецкого языка, так как Германия долго не была национальным государством. Только в течение 19-ого столетия вклад в немецкую культуру был внесен жителями немецких территорий, а до этого деятели культуры не были немцами в сегодняшнем смысле.

Повлияло на развитие немецкой культуры и то, что много знаменитых представителей из культуры и науки были объявлены вне закона главным образом по политическим или религиозным причинам; частично они лишались гражданства или эмигрировали – среди них, к примеру, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Генрих Гейне, Курт Тухолский, Томас и Генрих Манн, Альберт Эйнштейн.

С 1871 года появилось понятие «Страна поэтов и мыслителей», которое актуально и сейчас.

В начале 20-ого столетия Германия была ключевой культурной и научной нацией, которая получила мировое признание, особенно в кинематоргафе. Национал-социалистический захват власти разрушил этот статус. Последствия чувствуются в нескольких областях еще сегодня.

Однако сейчас культура Германии является неоспоримой мировой ценностью. Институты Гете (их 128 штук) служат распространению немецкого языка и культуры в мире.

Неудивительно, что настроения и занятия жителей страны, которая так часто участвовала в крупных исторических событиях, отражены в богатом культурном наследии, представленном величественными соборами, киноклассикой эпохи немого кино, великими философами (такими как Кант, Гегель, Ницше и Маркс), величайшими в мире физиками (Эйнштейн и Планк), лучшими композиторами (Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Вагнер), современной музыкой в стиле грандж и краутрок, гением Гете и революционным театром Брехта. Это истинное богатство Германии.

Художественное искусство Германии необычайно ярко и богато, что можно посвятить свой визит только ознакомлению с ним. Несомненно, самой величайшей фигурой немецкой культуры является Йохан Вольфганг фон Гете (1749-1832) - поэт, драматург, художник, ученый и философ. Его величайшая работа представлена драмой "Фауст" - глубокое произведение о поиске смысла жизни человеком. Дух Гете сродни духу Германии. Германия знаменита своими исключительными художниками.

Готическая скульптура Питера Вишера и его сыновей, портреты в стиле ренессанс Альбрехта Дюрера и архитектурные шедевры в стиле барокко Бальтазара Нойманна являются удивительными образцами искусства. В искусстве тенденция постоянного совершенствования выражается в более современных формах - Германия известна продюсерами отличного и перспективного кино, среди которых можно выделить Райнера Вернера Фассбиндера и Вернера Херцога.

Билет 30

1. Основные концепции функционирования культуры: формационный подход.

Формационный подход основывается на монистическом, универсалистском понимании истории. Он трактует всемирную историю как единый, линейно-поступательный естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций.

 

Учение об общественно-экономических формациях было разработано ^ Карлом Марксом в трудах «Капитал», «К критике политической экономии» и ряде других. Суть его теории можно выразить через ряд положений:

 

1) общественно-экономическая формация - это качественно-определенная, целостная социальная система, важнейшим элементом которой являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие связи и отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их жизнедеятельности. Во взаимосвязи материальных и духовных отношений определяющая роль принадлежит материальным отношениям, сердцевину которых составляют производственные отношения. Именно производственные отношения, по мнению К. Маркса, являются той основой, на базе которой функционирует социальная система;

2) общественно-экономическая формация отражает то общее, что присуще общественной жизни в различных странах на определенном этапе их развития. Исследуя капитализм и сравнивая материальные и духовные отношения внутри различных стран, К. Маркс увидел повторяемость многих сторон этих отношений и пришел к заключению, что данные страны находятся на одной стадии социального развития - капиталистической;

3) общественно-экономическая формация представляет собой этап в развитии общества. Выделение производственных отношений из всей массы остальных социальных связей позволило Марксу одновременно выявить и существование нескольких их основных типов; выяснилось, что различные социальные организмы могут иметь как одинаковую социально-экономическую структуру, так и различную (т. е. производственные отношения различных типов). Таким образом было установлено, что каждый тип производственных отношений определяет этап, период истории, а развитие и смена этих типов - суть истории общества.

Исходя из этих положений, можно сделать вывод, что общественно-экономическая формация - это конкретный исторический тип общества, цельная социальная система, основанная на определенном способе производства и выступающая как ступень общественного прогресса.

 



2015-11-10 1645 Обсуждений (0)
Культура как предмет культурологии. Многообразие подходов и определений культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура как предмет культурологии. Многообразие подходов и определений культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)