Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 3. Культура и человек. Занятие 3 (2 часа)



2015-11-10 1047 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. Культура и человек. Занятие 3 (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Проблема культурогенеза.

2. Культура как фактор социализации и инкультурации личности.

3. Язык и символы культуры, межкультурные коммуникации.

 

Основная цель темы – показать как, когда и почему возникает культура, какие факторы способствуют вхождению человека в культуру, формируют его как личность.

Основные понятия темы: культурогенез, инкультурация, социализация, межкультурные коммуникации.

Персоналии: А. Тоффлер, Ф. Ницше, Э.Фромм, К. Юнг

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич П.С. Человек и культура. – М., 2008.

2. Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры. Человек и социокультурная среда. – М., 2002.

3. Комарова Г.Н. Формирование человека культуры в современном социокультурном пространстве // Человек в мире культуры. – М., 2007.

4. Мамфорд А. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. – М., 2006.

5. О человеческом в человеке. – М.. 2006.

6. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 2009.

7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 2003.

Выводы: Необходимо понять, что культура является единственным способом социализации и инкультурации человека, но она не была бы возможна без разнообразных межкультурных коммуникаций.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какую роль играет культура в становлении и развитии личности?

2. Каковы механизмы социализации личности?

3. В чем смысл орудийно-трудовой теории происхождения культуры?

4. Какова роль символов в процессе зарождения культуры?

5. Что общего и в чем различие социальных феноменов «социализация» и «инкультурация»?

6. Что такое культурогенез, каковы его источники и причины?

7. Для чего необходима межкультурная коммуникация?

 

Темы рефератов

1. Проблемы происхождения языка.

2. Экзогамия и начало человеческой истории.

3. Культура как развертывание смысла.

4. Культура как природный и социальный феномен.

5. Человечество в культурологической перспективе.

 

Задания и упражнения

1. Прокомментируйте следующее высказывание: «…Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы мы от нее отказались и восстановили первобытные условия»?

2. Кто из названных ниже мыслителей одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способности связывать историю человечества в единый целостный процесс:

а) Ф. Гегель; б) И. Кант; в) К. Маркс; г) Г. Гердер

Правильный ответ подчеркнуть.

3. Как называется термин, обозначающий образец, к которому должен стремиться человек: а) идеал; б) счастье; в) альтруизм.

Правильный ответ подчеркнуть.

4. Как в мировой культуре называют людей-разрушителей культурных ценностей?

а) варвары; б) вампиры; в) варяги; г)вандалы.

Правильный ответ подчеркнуть

ТЕМА 4. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. Занятие 4 (2 часа)

 

1. Концепция обособленных локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

2. Концепция «единой истории» К. Ясперса.

3. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

 

Основная цель темы – Показать значимость метода типологии культуры, широко применяемого в культурологи, а также разные подходы к истории, культуре и ее периодизации.

Основные понятия темы: типология, универсализация, «локальные культуры, культурно-исторические типы.

Персоналии: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, Ф. Ницше

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. – Спб., 2004.

2. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. – М., 2006.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 2003.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2001.

5. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2007.

6. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2004.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 2003.

 

Выводы: Необходимо понять, что в культурологи существуют разные точки зрения на критерии исторического развития и разные подходы в понимании истории и ее периодизации.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое «типология культуры» и для чего она предназначена?

2. Какие критерии общественного прогресса лежат в основе периодизации истории в теориях XX века?

3. В чем смысл циклического подхода к пониманию истории?

4. Какие критерии исторического развития лежат в основе циклической периодизации истории?

5. Что общего между теориями Н. Данилевского и О. Шпенглера?

6. В чем, на ваш взгляд, заключается рациональное зерно в циклической периодизации истории?

7. Какие аргументы приводит К. Ясперс в защиту свой концепции «единой истории»?

8. Что такое «культурная универсализация» и в чем она проявляется?

 

Темы рефератов

1. Основные концепции и модели общественного развития.

2. Проблема единства исторического процесса.

3. Концепция «осевого времени»

4. Культурно-исторические типы.

5. Универсальность истории.

 

Задания и упражнения

1. Составьте таблицу достоинств и недостатков линейной и циклической периодизации истории.

2. Законы природы нельзя отменить. А можно ли отменить законы истории? О. Шпенглер, например, считал, что в обществе действует не закон, а судь

3. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» пришел к выводу, что цивилизация это: а) синоним культуры; б) деградация, упадок культуры; в) высший уровень, достигаемый развитием культуры.

Правильный ответ подчеркнуть.

4. Как известно, К. Ясперс относил ось мировой истории к духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. д.н.э., именно в этот отрезок времени произошел самый резкий поворот в истории. Назовите этот процесс:

а) создание благоприятных условий для эволюции жизни на земле;

б) развитие высокоорганизованных животных как этап появления человека;

в) рождение человека как разумной и одухотворенной личности;

г) появление человеческого общества с его социальными институтами.

Правильный ответ подчеркнуть



2015-11-10 1047 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. Культура и человек. Занятие 3 (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 3. Культура и человек. Занятие 3 (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)