ТЕМА 3. Культура и человек. Занятие 3 (2 часа)
1. Проблема культурогенеза. 2. Культура как фактор социализации и инкультурации личности. 3. Язык и символы культуры, межкультурные коммуникации.
Основная цель темы – показать как, когда и почему возникает культура, какие факторы способствуют вхождению человека в культуру, формируют его как личность. Основные понятия темы: культурогенез, инкультурация, социализация, межкультурные коммуникации. Персоналии: А. Тоффлер, Ф. Ницше, Э.Фромм, К. Юнг
ЛИТЕРАТУРА: 1. Гуревич П.С. Человек и культура. – М., 2008. 2. Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры. Человек и социокультурная среда. – М., 2002. 3. Комарова Г.Н. Формирование человека культуры в современном социокультурном пространстве // Человек в мире культуры. – М., 2007. 4. Мамфорд А. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. – М., 2006. 5. О человеческом в человеке. – М.. 2006. 6. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 2009. 7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 2003. Выводы: Необходимо понять, что культура является единственным способом социализации и инкультурации человека, но она не была бы возможна без разнообразных межкультурных коммуникаций.
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Какую роль играет культура в становлении и развитии личности? 2. Каковы механизмы социализации личности? 3. В чем смысл орудийно-трудовой теории происхождения культуры? 4. Какова роль символов в процессе зарождения культуры? 5. Что общего и в чем различие социальных феноменов «социализация» и «инкультурация»? 6. Что такое культурогенез, каковы его источники и причины? 7. Для чего необходима межкультурная коммуникация?
Темы рефератов 1. Проблемы происхождения языка. 2. Экзогамия и начало человеческой истории. 3. Культура как развертывание смысла. 4. Культура как природный и социальный феномен. 5. Человечество в культурологической перспективе.
Задания и упражнения 1. Прокомментируйте следующее высказывание: «…Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы мы от нее отказались и восстановили первобытные условия»? 2. Кто из названных ниже мыслителей одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способности связывать историю человечества в единый целостный процесс: а) Ф. Гегель; б) И. Кант; в) К. Маркс; г) Г. Гердер Правильный ответ подчеркнуть. 3. Как называется термин, обозначающий образец, к которому должен стремиться человек: а) идеал; б) счастье; в) альтруизм. Правильный ответ подчеркнуть. 4. Как в мировой культуре называют людей-разрушителей культурных ценностей? а) варвары; б) вампиры; в) варяги; г)вандалы. Правильный ответ подчеркнуть ТЕМА 4. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. Занятие 4 (2 часа)
1. Концепция обособленных локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). 2. Концепция «единой истории» К. Ясперса. 3. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Основная цель темы – Показать значимость метода типологии культуры, широко применяемого в культурологи, а также разные подходы к истории, культуре и ее периодизации. Основные понятия темы: типология, универсализация, «локальные культуры, культурно-исторические типы. Персоналии: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, Ф. Ницше
ЛИТЕРАТУРА: 1. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. – Спб., 2004. 2. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. – М., 2006. 3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 2003. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2001. 5. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2007. 6. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2004. 7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 2003.
Выводы: Необходимо понять, что в культурологи существуют разные точки зрения на критерии исторического развития и разные подходы в понимании истории и ее периодизации.
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое «типология культуры» и для чего она предназначена? 2. Какие критерии общественного прогресса лежат в основе периодизации истории в теориях XX века? 3. В чем смысл циклического подхода к пониманию истории? 4. Какие критерии исторического развития лежат в основе циклической периодизации истории? 5. Что общего между теориями Н. Данилевского и О. Шпенглера? 6. В чем, на ваш взгляд, заключается рациональное зерно в циклической периодизации истории? 7. Какие аргументы приводит К. Ясперс в защиту свой концепции «единой истории»? 8. Что такое «культурная универсализация» и в чем она проявляется?
Темы рефератов 1. Основные концепции и модели общественного развития. 2. Проблема единства исторического процесса. 3. Концепция «осевого времени» 4. Культурно-исторические типы. 5. Универсальность истории.
Задания и упражнения 1. Составьте таблицу достоинств и недостатков линейной и циклической периодизации истории. 2. Законы природы нельзя отменить. А можно ли отменить законы истории? О. Шпенглер, например, считал, что в обществе действует не закон, а судь 3. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» пришел к выводу, что цивилизация это: а) синоним культуры; б) деградация, упадок культуры; в) высший уровень, достигаемый развитием культуры. Правильный ответ подчеркнуть. 4. Как известно, К. Ясперс относил ось мировой истории к духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. д.н.э., именно в этот отрезок времени произошел самый резкий поворот в истории. Назовите этот процесс: а) создание благоприятных условий для эволюции жизни на земле; б) развитие высокоорганизованных животных как этап появления человека; в) рождение человека как разумной и одухотворенной личности; г) появление человеческого общества с его социальными институтами. Правильный ответ подчеркнуть
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |