Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы систематизации мифов





Древнейшая систематизация религиозно-мифологических взглядов греков относится к так называемому Ахейскому периоду, то есть ко II тысячелетию до Р,Х. На этот период приходится и возникновение мифов критского, ахейского и троянского циклов, в которых отразилась и история ахейских, и соседних с ними царств. Наиболее древним циклом мифов является критский. Почти во всех этих мифах центральное место занимает грозная и загадочная фигура царя Миноса - верховного владыки острова Крита. Миф о Минотавре, о Дедале и Икаре. Дальнейший этап систематизации древнегреческой мифологии характеризовался созданием мифов, имевших общегреческое значение. Это, прежде всего, мифы о подвигах Геракла и о плаваниях Ясона на корабле Арго за золотым руном в Северное Причерноморье. Особенно следует выделить мифы ахейского и троянского циклов, объединенные в единый сюжет о Троянской войне.

Критский цикл (наиболее древний): центральное место занимает царь Минос – загадочный и грозный владыка острова Крит и других островов Эгеиды. Зевс + Европа (финикийская царевна, которую Зевс похитил, приняв образ быка) = Минос, Радамант, Сарпедон. Минос вырос и стал царем, даровал критянам законы и построил огромный флот => овладел большей частью Эгейского моря, Кикладскими островами. Жена Миноса, царица Пасифая, дочь Гелиоса и сестра волшебницы Цирцеи, воспылала страстью к быку, которого Минос получил в дар в начале своего правления от Посейдона. Минос обещал принести быка в жертву в знак почтения, но вместо этого присоединил быка к прочим стадам. Пытался обмануть Посейдона, заколов на алтаре другую жертву. Разгневанный Посейдон заставил Пасифаю вступить в связь с быком => Минотавр. Мастер Дедал по приказу Миноса построил Лабиринт, куда и поселили Минотавра. Каждые 8 лет туда прибывали юноши и девушки из Афин. Тезей, сын царя Эгея, избавил афинян от этого бремени. Ему помогли Дедал и Ариадна, дочь Миноса. Рассерженный Минос велел заточить Дедала и его сына Икара в Лабиринт, но им удалось спастись благодаря крыльям, которые смастерил Дедал. По дороге Икар погиб. Дедал спрятался на Сицилии. Минос, желая мести, приказывает гонцам отправляться в путь. Там, где они побывают, они должны отгадать загадку: как пропустить нить через внутренние извилины морской раковины. Сицилийский царь Кокал разгадал загадку (надо привязать нить к муравью и пустить его в раковину) по подсказке Дедала. Так Минос понял, где скрывается Дедал и отправился к Кокалу. Кокал притворился, что выдаст Дедала, и предложил Миносу принять ванну после долгой дороги. В ванной его заперли дочери Кокала и слуги, стали наполнять ванную кипящей водой. Минос сварился заживо.



Ахейский цикл: среди них следует отметить мифы о Данае и Данаидах, о подвигах Персея, о походе семерых героев против Фив, о наказании Сизифа и т.д.

Дальнейший этап систематизации – мифы общегреческого значения:

Подвиги Геракла. Мифы о нем служили иллюстрацией тех испытаний, которые должен пройти юноша при переходе в возрастной разряд мужей; отражали процесс распространения культуры вширь. Странствия Геракла вобрали в себя историю освоения мира критянами, этрусками, микенцами, финикийцами и греческими колонистами, послужили основой для разработки содержания античной культуры и распространения ее вглубь и вширь.

Плавания Ясона на корабле Арго за золотым руном в Северное Причерноморье. Поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика». Ясон, сын царя Эсона, лишенного власти сводным братом Пелием. Опасаясь за сына, Эсон отдает его на воспитание кентавру Хирону. Красивый, смелый, честный, настойчивый и сильный, Ясон был прекрасным мореплавателем и обладал навыками целителя (Ясон от греческого «целитель»). Общегреческое значение мифа обусловлено связью с Фессалией, которая в древнегреческой мифологии занимала первенствующее положение + там находился Олимп, родина Ахилла + к Фессалии восходит название «эллины». Другое значение – отражение попыток греков проникнуть в Черное море. Троя и фракийцы закрывали грекам этот путь.

Мифы Ахейского и Троянского цикла, объединенные в единый сюжет о Троянской войне. Важнейшие персонажи:

- Гекуба и Приам, царственная чета в Трое

- Гектор и Парис, их сыновья

- Андромаха, жена Гектора

- Елена, жена Менелая, спартанского царя

- Агамненон, вождь греков-ахейцев

- Одиссей, царь Итаки

- Ахилл и его друг Патрокл

- Кассандра, дочь Гекубы и Приама, которую полюбил Аполлон, но безответно и потому наказал даром предвидения

Сюжеты:

- свадьба Пелея и Фетиды, родителей Ахилла

- суд Париса

- Троянский конь

Гомер «Илиада», «Одиссея»

Начиная с VIII века до Р.Х. стала складываться новая городская культура. Возникшие города-государства оформили и соответствующую систему мировоззрения. Этот этап характеризовался выделением двух самостоятельных направлений мышления человека: рационально-философское (рациональное) и религиозно-философское (религиозное, иррациональное).

В античности рационалистические идеи стали господствующими в обществе. Утвердилось секулярное мышление => мифология рано оторвана от религиозных корней и поставлена на службу рационалистической философии, науки, литературы и искусства. Ярче всего это обнаруживается в произведениях эпических поэтов, трагиков, историков, философов, художников и скульпторов.

ПРИМЕРЫ:

1)Гомер в «Илиаде» дает первый образец космологической теории, представляющей собой мифологическую картину, основанную на принципах рационализма. (Сначала был Хаос, затем бог любви Эрос выделил из Хаоса родственные между собой существа и соединил их, а разнородных разделил. Так возникла Гармония)

2)В системе древнегреческих мифов отразилось происхождение всего живого, в т.ч. людей.

Платон рассказывает этот миф в диалоге «Протагор» (Прометее, Эпиметей, Зевс и пр.) Платон использовал миф для аллегорического объяснения целесообразности, наблюдаемой в природе, и развития социокультурных процессов, приведших к становлению цивилизации

3)Гесиод и его пять поколений людей. (Идея ухудшения поколений людей по мере того, как они отдаляются от времени их сотворения богами). Современные концепции отмечают деградацию человека в условиях понижения уровня социальной интегрированности общества, падения мотивации к осуществлению деятельности, соответствующей культурным интересам.

4)Археологические раскопки, этнографические, антропологические и культуролого-психологические исследования – необходимы для интрепретации мифов. (Мифы запечатлели историю освоения человеком природы, сохранили воспоминания о катастрофах. Доказано, что потоп был, ковчег нашли на Арарате и т.п.)

5)Изобразительные фонд греческой и римской мифологии – статуи, мифологические сцены, описанные в трактатах античных авторов и воспроизведенные с помощью вазовой живописи. (Мифология давала искусству идеи, темы и образы. Возникновение в Древней Греции искусства, литературы, науки и философии связано с мифологией)

17. Истоки и причины мифотворчества в современности и античности.

Процесс создания мифов (мифотворчество) не завершился в древности. В настоящее время этот процесс приобрел лишь новое качественное содержание. Он обусловлен степенью познания человеком окружающей действительности и накопления им соответствующего опыта. По мере развития опосредованного отношения между человеком и природой набирал силу рационалистический стиль мышления. Это сказывалось и на изменении характера мифотворчества. Мифологическому характеру мышления соответствовало мифотворчество, выражавшееся в очеловечении явлений природы. С развитием рационалистического мышления, изменением научной картины мира и повышением авторитета наук современное мифотворчество связано в той или иной мере с данными, полученными в области естественных или гуманитарных научных знаний.

Мифология не замыкается в рамках первобытного сознания, архаических и классических культур, в которых она уже оказывается встроенной в более развитую систему духовного творчества, то есть в этих культурах мифология существовала наряду с демифологизированными формами сознания и дополняла более рациональные его варианты. Эта особенность мифологии сохраняется и сегодня в условиях преобладающего рационалистического мышления и высокого авторитета научных знаний. Живучесть и устойчивость мифологического сознания, проявляющего себя в более развитых построениях - религии, идеологии, философии, художественном творчестве, науке и литературе, дала возможность ученым раскрыть механизм формирования символов и образов мифологии как носителя культурных значений и смыслов, присущих разным человеческим обществам.

Главная черта мифологии состоит в том, что в ней осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от каких-то элементов внешнего мира, и общей идеи.

Человек:

* потребность в доступной интерпретации и обусловленности исторических событий

* потребность в доступном обосновании природных явлений

* потребность в завершенном целостном образе мира

* возможность преодоления неясного и непонятного через воображение

* противоречивость человеческой сущности (единство и борьба рационального и иррационального начал)

* мифотворчество служит удовлетворением извечной потребности человека в игре, которая восходит к глубокой древности, и, вероятно была унаследована человеком от животного мира

* с помощью мифа человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства

* систематизация и организация народных представлений о взаимоотношениях людей, богов и природы.

Истоки и причины мифотворчества в современности:

* современный миф рождается, вырастая из научного знания, в той области, где точное знание кончается, т. е. в области догадок и сомнений

* миф эмоционально “достраивает” научную картину.





Читайте также:

Билет 22. Социализация личности как педагогический процесс: сущность, факторы, этапы.
В 7. Государственность на белорусских землях: основные этапы ее становления.
в) Этапы развития философии прав человека: гражданские права, государство всеобщего благоденствия, право на своеобразие.
Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Этапы развития международной валютной системы.
Возникновение и основные этапы развития культурологической мысли
Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
Воспитание учащихся в коллективе: динамика, этапы и пути формирования воспитательного коллектива.



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (901)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)