Политико-правовая мысль и практика государственного развития России
Условия существования и развития российского общества привели к тому, что авторитарная самодержавная власть надолго возобладала. Но была практика и традиции демократического общественно-политического строя в Киевской Руси до 13 в., так как это была цивилизация городского типа. Около 300 городов. Развивались, как западно-европейские. Основное население – купцы, ремесленники. Культурные и экономические связи с соседями и дальними странами. 11-13 вв. ученые характеризуют как время вечевой демократии. Конкретно-исторические условия существования и развития российского общества: тенденции авторитарной единоличной самодержавной власти НО практика и традиции демократического строя имели место в Киевской Руси вплоть до XIII в. Этот баланс нарушен с установлением монголо-татарского ига - возобладал институт великокняжеской власти Исключение составили Новгород, Псков, Вятка, где сохранялась вечевая демократия. Новгород и Псков – городские республики. Здесь сложилось разделение трех ветвей власти, оформилась правовая система, в которой были закреплены важные для становления гражданского общества элементы: - презумпция невиновности (запрет применения силы и захвата имущества до решения суда), - обязательное представительство интересов в суде, - государственные гарантии невмешательства административных органов гражданский договор Москва, поднявшаяся в условиях ига, заселенная людьми, никогда не знавшими вечевой демократии, но привыкшими склонять голову перед ханскими военачальниками и сборщиками податей, вместе с тем обманывать их и хитрить, одержала верх: · окрепла власть князей · новая цивилизация Московская Русь (аграрная, а не городская как Киевская) · установление централизованной самодержавной власти · укрепление позиций православного греко-римского духовенства Вплоть до XVIII века русское общество было пропитано религиозным духом: - сковывала инициативу русских людей и способствовала изоляции Московской Руси - идеологическая стена между католичеством и православием - монастыри – единственные центры образования до XVII века - русские боялись нововведений с Запада, считая их злом Иван Грозный хотел провести реформу суда и местного направления Борис Годунов – попытки сближения с Европой Лжедмитрий – открыто нападал на старые обычаи и косные нравы Руси Междуцарствие, смута, гражданская война, война с поляками, шведами и казаками > народное ополчение Минина и Пожарского изгоняет интервентов в 1612 году > 1613 год Земский собор, царем провозглашен М. Романов России необходимо было преодолеть экономическую отсталость, сбросить тяжесть старых обычаев и обратиться к Западу для приобретения всевозможных навыков (военное искусство, строительство кораблей и крепостей, прокладывание дорого, строительство городов, развитие ремесел и т.п.) Алексей Михайлович, сын первого из Романовых, пригласил С.Полоцкого (монах, но образован – драматург, ученый, поэт) для воспитания своих детей. Полоцкий – просвещение русских людей. Старался расширить объем изучаемого материала, включив в школьный курс риторику, диалектику, поэтику, стремился приобщить школьников к достижениям европейской культуры. Вслед за ним - Ю. Крижанич При Алексее Михайловиче сложились два направления, оказавших влияние на русских людей и создавших почву для реформирования общества:
В рамках этих направлений развивалась гуманистическая мысль в России в XVII – XVIII вв., опираясь на античное наследие. Петр I (1689-1725): сближение России с Европой – реформы. Разные оценки его деятельности · признание значимости классической античной культуры и приобщение к ней русского общества · стремление использовать античное культурное наследие и достижения европейской культуры для развития светского образования и просвещения · эпоха гуманистических идей и ренессансной культуры · Петр встретил сопротивление своим реформам в лице бояр, старого дворянства и крестьян. · разорвал покров таинственности, окутывавшей персону царя – выступал как простой смертный · заменил патриарха Синодом · перенес столицу в СПб · Россия – империя · табель о рангах – общественное положение человека определяется его личными достоинствами · Со смертью Петра в стране воцарилась полнейшая правительственная анархия Елизавета Петровна (1741-1761) – возвращение к петровскому курсу:
Екатерина II (1762-1796) · возвышение дворянства · избирательные права буржуазии и крестьянам · переход от феодальных методов судопроизводства к либерально-демократическим Александр I (1801-1825): Негласный комитет – Чарторыйский, Кочубей, Строганов, Новосильцев Реформы намечены: · отмена крепостного права · изменение формы правления НО сопротивление дворянства, духовенства – роспуск комитета Сперанский: · обеспечение гражданских прав населения · переход к конституционной монархии · разделение властей (Дума – законодательный орган, Сенат – высший судебный, введение нормативно-правовой регламентации деятельности исполнительной власти) · отмена крепостного права · выборы в Думу на основе высокого имущественного ценза и по многоступенчатой системе НО лишь малая часть реформ была реализована Александр II (1855 – 1881) · отмена законов, наиболее нарушавших права граждан России · ликвидация крепостного прав (личная зависимость) · независимый сословный суд · местное выборное самоуправление: земское (сельское) и городское · смягчение цензуры НО старались не ущемить самодержавную власть и дворянскую аристократию отсутствовала правовая база проведения реформ спорные вопросы решались не на основе гражданского процесса, а в соответствии с административным положением
Продолжением его реформ 60-70х годов явились: · финансовая реформа Витте 1897 года (введение единой системы обеспечения рубля золотом, его свободной конвертируемости, жесткого контроля за процессом эмиссии, развитие банковской системы и широкое привлечение в страну иностранного капитала) · реформа демократизации политического строя, разработанная Витте и реализованная в Манифесте 17 октября 1905 года, который мог стать инструментом превращения России с парламентскую монархию, так как: o - утверждение основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов o - введение всеобщего избирательного права o - наделение Государственной Думы функциями законодательного органа Аграрная реформа Столыпина: - разрушение крестьянской общины путем разрешения выхода из нее - законодательное учреждение частной крестьянской собственности на землю с поощрением образования отрубного и хуторского хозяйства - создание сильных частных крестьянских хозяйств с помощью государства на пустующих землях за Уралом Недовольство правых (крупная землевладельческая аристократия) и левых (экстремистская оппозиция) этой реформой Тоталитаризм Переход к демократическому строю
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |