Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовая мысль и практика государственного развития России



2015-11-10 798 Обсуждений (0)
Политико-правовая мысль и практика государственного развития России 0.00 из 5.00 0 оценок




Условия существования и развития российского общества привели к тому, что авторитарная самодержавная власть надолго возобладала. Но была практика и традиции демократического общественно-политического строя в Киевской Руси до 13 в., так как это была цивилизация городского типа. Около 300 городов. Развивались, как западно-европейские. Основное население – купцы, ремесленники. Культурные и экономические связи с соседями и дальними странами. 11-13 вв. ученые характеризуют как время вечевой демократии.

Конкретно-исторические условия существования и развития российского общества: тенденции авторитарной единоличной самодержавной власти НО практика и традиции демократического строя имели место в Киевской Руси вплоть до XIII в.

Этот баланс нарушен с установлением монголо-татарского ига - возобладал институт великокняжеской власти

Исключение составили Новгород, Псков, Вятка, где сохранялась вечевая демократия.

Новгород и Псков – городские республики. Здесь сложилось разделение трех ветвей власти, оформилась правовая система, в которой были закреплены важные для становления гражданского общества элементы:

- презумпция невиновности (запрет применения силы и захвата имущества до решения суда),

- обязательное представительство интересов в суде,

- государственные гарантии невмешательства административных органов гражданский договор

Москва, поднявшаяся в условиях ига, заселенная людьми, никогда не знавшими вечевой демократии, но привыкшими склонять голову перед ханскими военачальниками и сборщиками податей, вместе с тем обманывать их и хитрить, одержала верх:

· окрепла власть князей

· новая цивилизация Московская Русь (аграрная, а не городская как Киевская)

· установление централизованной самодержавной власти

· укрепление позиций православного греко-римского духовенства

Вплоть до XVIII века русское общество было пропитано религиозным духом:

- сковывала инициативу русских людей и способствовала изоляции Московской Руси

- идеологическая стена между католичеством и православием

- монастыри – единственные центры образования до XVII века

- русские боялись нововведений с Запада, считая их злом

Иван Грозный хотел провести реформу суда и местного направления

Борис Годунов – попытки сближения с Европой

Лжедмитрий – открыто нападал на старые обычаи и косные нравы Руси

Междуцарствие, смута, гражданская война, война с поляками, шведами и казаками > народное ополчение Минина и Пожарского изгоняет интервентов в 1612 году > 1613 год Земский собор, царем провозглашен М. Романов

России необходимо было преодолеть экономическую отсталость, сбросить тяжесть старых обычаев и обратиться к Западу для приобретения всевозможных навыков (военное искусство, строительство кораблей и крепостей, прокладывание дорого, строительство городов, развитие ремесел и т.п.)

Алексей Михайлович, сын первого из Романовых, пригласил С.Полоцкого (монах, но образован – драматург, ученый, поэт) для воспитания своих детей. Полоцкий – просвещение русских людей. Старался расширить объем изучаемого материала, включив в школьный курс риторику, диалектику, поэтику, стремился приобщить школьников к достижениям европейской культуры. Вслед за ним - Ю. Крижанич

При Алексее Михайловиче сложились два направления, оказавших влияние на русских людей и создавших почву для реформирования общества:

  • польско-католическое
  • немецкое, протестантское

В рамках этих направлений развивалась гуманистическая мысль в России в XVII – XVIII вв., опираясь на античное наследие.

Петр I (1689-1725): сближение России с Европой – реформы. Разные оценки его деятельности

· признание значимости классической античной культуры и приобщение к ней русского общества

· стремление использовать античное культурное наследие и достижения европейской культуры для развития светского образования и просвещения

· эпоха гуманистических идей и ренессансной культуры

· Петр встретил сопротивление своим реформам в лице бояр, старого дворянства и крестьян.

· разорвал покров таинственности, окутывавшей персону царя – выступал как простой смертный

· заменил патриарха Синодом

· перенес столицу в СПб

· Россия – империя

· табель о рангах – общественное положение человека определяется его личными достоинствами

· Со смертью Петра в стране воцарилась полнейшая правительственная анархия

Елизавета Петровна (1741-1761) – возвращение к петровскому курсу:

  • формирование просвещенного абсолютизма
  • смягчение нравов
  • растущее уважение к человеку
  • развитие умственных интересов и расширение сфер применения умственного труда благодаря активизации петровской Академии наук
  • становление русского литературного языка
  • возникновение художественной литературы, поэзии, гуманитарных наук

Екатерина II (1762-1796)

· возвышение дворянства

· избирательные права буржуазии и крестьянам

· переход от феодальных методов судопроизводства к либерально-демократическим

Александр I (1801-1825): Негласный комитет – Чарторыйский, Кочубей, Строганов, Новосильцев

Реформы намечены:

· отмена крепостного права

· изменение формы правления

НО сопротивление дворянства, духовенства – роспуск комитета

Сперанский:

· обеспечение гражданских прав населения

· переход к конституционной монархии

· разделение властей (Дума – законодательный орган, Сенат – высший судебный, введение нормативно-правовой регламентации деятельности исполнительной власти)

· отмена крепостного права

· выборы в Думу на основе высокого имущественного ценза и по многоступенчатой системе

НО лишь малая часть реформ была реализована

Александр II (1855 – 1881)

· отмена законов, наиболее нарушавших права граждан России

· ликвидация крепостного прав (личная зависимость)

· независимый сословный суд

· местное выборное самоуправление: земское (сельское) и городское

· смягчение цензуры

НО старались не ущемить самодержавную власть и дворянскую аристократию

отсутствовала правовая база проведения реформ

спорные вопросы решались не на основе гражданского процесса, а в соответствии с административным положением

 

Продолжением его реформ 60-70х годов явились:

· финансовая реформа Витте 1897 года (введение единой системы обеспечения рубля золотом, его свободной конвертируемости, жесткого контроля за процессом эмиссии, развитие банковской системы и широкое привлечение в страну иностранного капитала)

· реформа демократизации политического строя, разработанная Витте и реализованная в Манифесте 17 октября 1905 года, который мог стать инструментом превращения России с парламентскую монархию, так как:

o - утверждение основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов

o - введение всеобщего избирательного права

o - наделение Государственной Думы функциями законодательного органа

Аграрная реформа Столыпина:

- разрушение крестьянской общины путем разрешения выхода из нее

- законодательное учреждение частной крестьянской собственности на землю с поощрением образования отрубного и хуторского хозяйства

- создание сильных частных крестьянских хозяйств с помощью государства на пустующих землях за Уралом

Недовольство правых (крупная землевладельческая аристократия) и левых (экстремистская оппозиция) этой реформой

Тоталитаризм

Переход к демократическому строю



2015-11-10 798 Обсуждений (0)
Политико-правовая мысль и практика государственного развития России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовая мысль и практика государственного развития России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)