Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрождение античной демократической и общественно-политической и правовой мысли в Европе Нового времени



2015-11-10 975 Обсуждений (0)
Возрождение античной демократической и общественно-политической и правовой мысли в Европе Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




• Гуманистические и демократические идеи эпохи Возрождения, глубоко проникшие в национальные культуры европейских государств в самом начале Нового времени, явились фундаментальной основой для построения в Европе гражданского общества и правового государства и обеспечения их открытости.

• После либерально-демократических революций в Нидерландах, Англии и Франции процесс становления индустриальной цивилизации в Европе завершился промышленным переворотом. Этот процесс сопровождался формированием среднего класса – социальной опоры развивающейся демократии

• Практика государственного развития и первые волны революций привели к тому, что, начиная с 18 века, демократия стала рассматриваться как совокупность гражданских, естественных, социальных и политических прав и свобод.

• Основополагающие принципы современной конституционной демократии были сформулированы в Европе в эпоху Просвещения.

• Сторонники Просвещения, опираясь на идеи рационализма, были убеждены в неограниченных возможностях человека, обладавшего естественными правами.

Дж. Локк (1632-1704) «Два трактата об управлении» (1690)

Родоначальник новой интерпретации понятий «демократия» и «открытое общество»

По его мнению, в открытом демократическом гражданском обществе люди заключают договор со своим правительством. Граждане обязуются подчиняться законам, а правительство имеет право принимать законы и защищать государство ради общего блага.

Новое понимание демократии в том, что если правительство чинит беззаконие и произвол, граждане имеют право отказать ему в доверии и учредить новое правительство.

Теория естественного права и народного суверенитета Локка:

· Вошла в «Общественный договор» Руссо

· Вошла в «Декларацию прав человека и гражданина»

· Вдохновила целое поколение философов-просветителей (Кант, Джеферсон, Франклин, Монтескье)

Ш. Монтескье (1684-1755) «О духе законов» (1784)

· Выступал за разделение и уравновешивание полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями, видя в этом средство, гарантирующее свободу личности (возрождение античной идеи о разделении властей)

· Система сдержек и противовесов: каждая из трех ветвей власти должна быть самостоятельной и вместе с тем взаимозависимой от других

· Три формы правления: республика, монархия и деспотия; республика: аристократическая и демократическая, хотя подлинные республиканские признаки он видел только в демократии

Просвещение:

На смену античному пониманию демократии как прямому народоправству утверждалась идея представительной демократии

Развитие представительной демократии:

Этапы:

1. Расширение избирательных прав от сословных до всеобщих, т. е. право быть избранным для любого гражданина, свобода и гласность прений депутатов, неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати и совести

2. Увеличение числа представительных органов от двух законодательных палат парламента до множества местных органов управления; в то же время создавалась система гарантий демократии

Важнейшая гарантия: процесс формирования гражданского общества и правового государства в ряде стран Европы (система сдержек и противовесов)

Итог: в Европе формировалось открытое, демократическое и гражданское общество, общество равных граждан. Но: процесс достижения равенства был очень длительным

Англия – страна классической парламентской демократии:

· Регулярная публикация отчетов о парламентских дебатах:

· только в н. 70-х гг. 18 века в результате острой и длительной политической борьбы

· Принцип всеобщего избирательного права:

· лишь в 1832 г. в результате широкого общественного движения парламент принял «Билль о реформе парламента»,

· в 1832 г. по всей Англии стали создаваться избирательные округа, формировалась более пропорциональная избирательная система, был снижен имущественный ценз

· Но: ценз оставался еще достаточно высоким, сохранялось открытое, а не тайное голосование, было неравенство между сельскими и городскими округами, женщины не имели избирательных прав

· В 1867 г. новая парламентская реформа, в результате которой многие ограничения были ликвидированы

· В 1884 г. третья парламентская реформа: дальнейшее совершенствование избирательной системы

· В 1888 г. демократическая реформа местного самоуправления, в соответствии с которой создавались советы графств, избираемые демократическим путем на основе всеобщего избирательного права

· Лишь после 1928 г. окончательное установление всеобщего избирательного права, когда возрастной ценз для всех избирателей мужского и женского пола был снижен до 18 лет, а ценз оседлости – до трех месяцев

Франция

• Великая французская революция 1789 – 1794 гг. – начало воплощения гражданских прав и свобод

• В 1795 г., 1814 г., 1830 г. приняты акты, ограничивающие право голоса по образовательному признаку, достаточно высоким имущественному цензу и цензу оседлости

• До 1785 г. существовали многие ограничения, касавшиеся естественных, гражданских и социальных прав

• 1875 г. – принятие Национальным собранием конституции Третьей республики – начало устойчивого процесса демократизации общества

• С 1944 г. (т. е. со времени освобождения страны от гитлеровских оккупантов силами войск генерала де Голля и Движения Сопротивления) окончательная гарантия всеобщего избирательного права, равно как и других демократических прав.



2015-11-10 975 Обсуждений (0)
Возрождение античной демократической и общественно-политической и правовой мысли в Европе Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрождение античной демократической и общественно-политической и правовой мысли в Европе Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)