Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы массовой и постиндустриальной культуры в современной культурологии



2015-11-10 992 Обсуждений (0)
Проблемы массовой и постиндустриальной культуры в современной культурологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Массовое общество – в философии культуры это общество, где производство и потребление приобретают стандартизованный характер (то есть идут по стандартным схемам), политика определяется стихийными реакциями населения, а культура тиражируется для всех (опрощается до такого уровня, чтобы ее мог понять любой). Концепция его начала формироваться в эпоху революций во Франции (1789 г., 1830, 1848, 1871) и оказалась реакцией на эти события: в 19 в. возникают философские учения об иррационализме массовых движений и массового сознания. Но современная массовая культура и массовое общество 20 в. появились в США.

Признаки: обширная территория и население, высокая степень урбанизации (развития городов), индустриализации, власть концентрирована (в руках определенного узкого круга лиц) и манипулирует массами (управляет) через средства массовых коммуникаций. Упадок традиционных гражданских добродетелей, солидарности, распространяются эгоизм и отчуждение. Массовая культура складывается в период между двумя мировыми войнами. Этому предшествовал кризис классической культуры. Эта культура имела четкую классификацию: состояла из культуры высокой, элитарной и общедоступной, народной. Если говорить об эпохе Возрождения, Реформации, Великих географических открытий, это были культура религиозная и светская. Культура становилась все более светской, чему способствовали и события первоначального накопления капитала, буржуазных революций. В 19 в. в кризисе не только религиозная форма, но светско-просветительская – философия. – и художественная, которые оставались привилегией образованных людей. Признание художественной культуры 18-19 вввсе же связано с теми, кто связан с буржуазными отношениями, так как буржуазия становилась ведущий политической и экономической силой. Литература и искусство критического реализма были ориентированы на эти слои. В конце 19 в. прежняя художественная культура перестает удовлетворять потребности активных социальных слоев. Нужна более многообразная и доступная система ориентации в мире, так как ведущие силы общества включают уже новые социальные слои, а у них другие потребности. Мировая война подорвала доверие к ценностям разума, прогресса и стабильности мира. Октябрьский переворот 1917 г. в России сформировала общество, которое противостояло буржуазному.

Классическая культура в первой половине 19 в. становится достоянием аристократических салонов и академических школ, которые пользуются покровительством официальных кругов и прежних привилегированных классов. Растет влияние разных слоев населения, требуются новые формы культуры. Ощущение упадка прежних смыслов и ценностей вызывает декадентство конца 19 и начала 20 вв. Искусству декаданса свойственен пессимизм, отрицание смысла жизни, утверждение тщетности человеческих устремлений, увлечение мотивами разложения и смерти, попытки найти в отвлеченной эстетике форму ухода от жизни. Культ красоты сочетался с аморализмом. Это течение стало влиятельным в художественной культуре стран Западной Европы – особенно Франции, Германии, Великобритании, - Америки (творчество Эдгара По), России (поэты и художники – Андрей Белый, Мережковский, Гиппиус). В интеллектуальной жизни России этого периода полемика вокруг декадентства, против которого выступили сторонники модернизма. Модернизм – направление, надолго определившее основной характер художественной культуры Запада в первую половину 20 в. Сначала самое сильное выражение получило во Франции. Поиск и утверждение новых духовных основ общества, отвечавших потребностям позднего индустриального времени. Это разные течения в искусстве, которые часто конкурировали: импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Это живопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография. В теоретическом плане близок философии жизни и экзистенциализму – Бергсон, Ницше, Лосский, Шестов, Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Бердяев, Фрейд, Фромм, Юнг. Стремление к активному утверждению человеческих проектов. Искусство – замена реальности и выражение истинного бытия. Абсолютная ценность индивидуального начала, приобщение к архаическим мифам, которые связывают человека со стихиями природы. Модернизм способствовал преодолению традиционных типов буржуазности.

Причины формирования массовой культуры:

В 20 в. в США. Социально-экономическая причина: США как страна складывалась из переселенцев из европейских стран, основные из которых своими ценностями видели личный интерес, удовлетворение прежде всего материальных потребностей. Они противостояли друг другу в попытке захватить земли, поэтому атмосфера жесткой конкуренции. С описания жажды обогащения (золотая лихорадка) началась история американской литературы (Джек Лондон, например). Это основа формирования американского общественного и государственного механизма. Социально-этническая: Не было основы единого народного духа, поэтому не было и глубины народной мысли. Население разных этносов, становилось в борьбе с коренным населением, отсюда отчуждение. Духовная: Раз не было единого народного искусства, не было необходимости и формирования некой единой духовности. У общества прагматиков не было высоких художественных вкусов. Стремились наладить массовое производство, все упростить, даже язык свой упростили.

Но массовую культуру нельзя сводить к примитивизму. У нее есть и духовное предназначение. Нужно понять ее действительное место.

19 в. – взлет западной цивилизации. Буржуазное общество, несмотря на все конфликты, представляло собой единое целое, общая система ценностей. Приветствовались рациональность, трудолюбие, самоконтроль, преданность делу, предусмотрительность, чтобы это общество нормально функционировало. Но в сфере потребления, наоборот, мотовство, показуха, наслаждения без меры. Это определяло степень личной свободы. Антибуржуазное бунтарство проявилось в виде романтизма, эстетизма, модернизма, эскапизма (бегства от действительности). На том этапе это революция в искусстве, потом стала революция в мировоззрении. С завершением этапа формирования индустриального общества связывают обычно становление массовой культуры. Предпосылки: повышение статуса рабочего класса, появляются демократические институты. Распространение грамотности способствовало распространению массовой культуры. Научившись читать, люди шли не за классикой, а за захватывающим чтивом, помогающим не анализировать жизнь, а бежать от нее. Модные романы, газеты с сенсационными материалами. Политикам было выгодно нежелание людей размышлять – чем тупее нация, тем проще управлять. Кинематограф и радио способствовали. Легкая музыка и фильмы про бандитов. Полагают, что первая мировая война, вызвав разруху, способствовала развертыванию массовой культуры – Голливуд спас Америку от социальных потрясений. Вместо того, чтобы идти бастовать и требовать от политиков решения проблем, люди смотрели фильмы, которые помогали им забыть о драматической реальности.

Основные направления современной массовой культуры: индустрия субкультуры детства (детская литература и искусство, игрушки, клубы, лагеря, дающие образцы универсального воспитания детей); массовая образовательная школа (приобщает к основам научных знаний, философских и религиозных представлений о мире, к историческолму социокультурному опыту людей, стандартизируя на основе типовых программ); средства массовой информации (текущую актуальную информацию, растолковывает смысл событий с точки зрения формата данного СМИ – поддерживаемой им идеологии, политики, мировоззрения); система национальной (государственной) идеологии и пропаганды (контролирует и формирует политико-идеологическую ориентацию людей, манипулирует его сознанием в интересах правящих элит); массовая социальная мифология (упрощает систему ценностей для человека до элементарных представлений (наши – не наши), замещающая анализ сложных причинно-следственных связей простыми объяснениями (мировым заговором), что дает людям, не склонным к сложным интеллектуальным размышлениям, возможность не напрягаться умственно); массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, демонстрации, устраиваются правящими или оппозиционными элитами, чтобы вовлечь население в свои политические программы); система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, формирует ажиотаж вокруг товаров и услуг, формирует в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, когда люди покупают элитные образцы – престижные иномарки, ходят в СПА-салоны – как принят, модно, гламурно); индустрия формирования имиджа и улучшения физического состояния индивида (туризм, физкультурное движение, медицинские услуги, изменение внешности, чтобы подходят под всеобщие стандарты – худая модель с силиконовой грудью и т.д.); индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая, бульварная литература, развлекательные жанры кино, эстрада, постановочно-зрелищные представления.

В отечественной философии культуры сложилось стереотипное представление о массовой культуре как преимущественно западного происхождения. Но советская официальная культура была массовой, ориентирована на манипулирование общественных сознаний.

Механизм массовой культуры: упрощение всего, используя человеческие инстинкты. Функции: приспособить человека к неустойчивой среде, удовлетворить потребность в отдыхе и отвлечь от гонки за жизненным успехом. Массовая культура характеризуется всеобщностью, затрагивает срединную часть современного общества. Культура стала средством стимуляции потребления. Ее выражение – реклама. Она не только способствует сбыту товаров, но и меняет сложившиеся у человека ценностные установки, адаптируя его к миру. Вызывает новые вкусы и желания. Отражает потребности массового общества. Но создает у людей искусственные потребности. Манипулирует эмоциональными факторами, подсознанием. Основана на универсальных психологических механизмах восприятия.

Еще Бердяев писал о растлевающем влиянии демократизации. Она делает культуру более дешевой, доступной, комфортабельной, уравнивает. Маркузе в книге «Одномерный человек» показал, что культура позднего капиталистического общества вызывает одномерные влечения среди населения (все хотят примерно одинакового), подавляет самобытность. Ортега-и-Гассет в «Восстании масс»: массовая культура – сознание ограниченной, самодовольной, агрессивно настроенной, непросвещенной массы, которая присваивает себе миссию навязывать обществу свои плоские культурные стандарты, снижая духовный уровень. Противопоставляет жизнь благородную (энергия, творчество, достижения и заслуги) и пошлую (косность, разрушение норм и ценностей, примитивизация жизни и отношений). Такие мыслители приписывает массовой культуре «демонизм» - сведение человеческого чувства до упрощенного удовлетворения сиюминутных страстей – убийства, порнография, вампиры.

Массовая еще не значит народная. Уместно сопоставлять массовую с элитарной.

Средства массовой информации – важная часть современной массовой культуры. Через них она проникает в население, распространяя стандартные вкусы среди разных слоев. Способность к быстрому и почти тотальному охвату превращает СМИ в важнейший фактор, меняющий систему духовного производства.

Постиндустриальная культура. Понятие «постиндустриальное общество» стало распространяться в США в конце 50-х гг 20 в., когда увидели, что американский капитализм отличается от классического индустриального. Потом эти тенденции перекинулись и на др развитые страны. Сначала новое общество рассматривали как возможность экономического роста, технизации труда, увеличения свободного времени. Но в 60-е гг западные мыслители (Белл, Рисмен, Аарон, Бжезинский, Тоффлер, Маркузе) показали новое содержание этого общества. Называли его супериндустриальное, научное, технотронное, информационное. Его черты стали рассматриваться как новая ступень развития всего человечества.

Российский философ Ракитов предлагает считать информационным общество, если: происходят радикальные изменения в социальной структуре – расширение сферы информационной деятельности и услуг, автоматизация всех отраслей производства и управления, индивид имеет свободный доступ к информации, общество обеспечивает ему это, инфраструктура позволяет создавать собственные информационные ресурсы. Новые стандарты, образцы жизни.

В различных концепциях постиндустриального общества можно выделить общие моменты: выделение трех периодов в истории развития человечества – доиндустриального, индустриального и постиндустриального; пересмотр значения труда – перестает определять социальный статус человека; признание особой роли знания и технологии в постиндустриальном обществе. Еще Маркс говорил: культура, наука, информация – всеобщее достояние. Для информационного общества характерно единство индивидуальной и общественной собственности на основной продукт и производственный ресурс. Внедрение новых форм организации труда и управления – активное участие масс – японские кружки качества, напр. Компьютер – превращение процесса труда в разновидность творческой деятельности.

Основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. Системы создания общественного богатства, основанная на использовании умственных способностей человека.

Тоффлер главным принципом считает быстротечность. Выделяет три этапа межличностных отношений: длительные (родственные), средней длительности (дружеские, профессиональные), кратковременные (возникают при потреблении товаров и услуг).

Высока мобильность, отношения на основе быстро меняющихся интересов. Различные прогнозы на семью: распад семьи и отказ от стабильных отношений, ее сохранение в традиционном виде или повышение ее роли как единственного стабильного в зыбком мире.

Новый тип сознания. Много независимых систем, нет согласия. Мозаичность. Это общество называет третьей волны. Классы распадаются на более мелкие образования: возрастные, профессиональные, этнические, по увлечениям. Личность рассматривают по принадлежности к конкретной субкультуре.



2015-11-10 992 Обсуждений (0)
Проблемы массовой и постиндустриальной культуры в современной культурологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы массовой и постиндустриальной культуры в современной культурологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (992)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)