Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура и цивилизация. Механизм передачи культурного опыта



2015-11-10 1088 Обсуждений (0)
Культура и цивилизация. Механизм передачи культурного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 2.

Механизм передачи культурного опыта.

Культуру невозможно передать генетическим путем и человечество научилось пользоваться знаками. Знак – это заменитель реального объекта ,несущий информацию об объекте и являющийся основой коммуникаций. Благодаря знаку связывается прошлое, настоящее и будущее. Революционным оказалось появление письменности. Это позволило дифференцировать человеческую деятельность и следовательно усилить, ускорить темпы и объемы получения информации.

Со знаком тесно связаны такие понятия, как социализация и инкультурация.

Инкультурация- это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов(образцов), свойственных данной культуре, которая в следствии становится для него родной. Термин введен в середине 20 века американской культурной антропологией ( Херцковиц и Клакхан).

Социализация – усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и усвоение различных ролей во взаимодействии с другими людьми.

Приобщиться к обществу легче, чем приобщиться к культуре.

Основные виды знаков

1) Естественные

2) Функциональные

3) Конвенциональные ( Знаковые объекты, о значимости которых люди договорились) Знаки, Индексы, Показания приборов, Знаки -символы и знаки –образы.

Кармин А. А. «Основы культурологии»

«Культурология под редакцией Юрия соломина и Кагана»

Культурология.20 Век. Энциклопедический словах в двух томах»

Функции системы знаков.

В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций, каждый мыслитель ставит на первое место ту функцию, которую считает определяющей.

Примеры:

Й.Хёйзенга считал определяющей игровую функцию культуры.

Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функцией.

Э. Дюркгейм -социализации и коммуникации.

М. Вебер считал определяющей ценностно-нормативную функцию

П. Сорокин считал определяющей гносиологическую функцию и мирвозренческую функцию.Однако выделение приоритетной функции условно в каждый конкретный момент времени в рамках определенной культуры может доминировать любая функция.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание.

Информативная функция состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная генетическая наследственность человека, то есть историческая память. Она опредмечена в знаковых системах.

Язык культуры - это важнейшее средство передачи информации и социализации в современном мире.

Символ - Знак культуры, которым люди издавно пользовались для сокращения информации.

Знак культуры- это шифр, с помощью которого возможна формализация информации.

Это своего рода условно-договорные обозначения, заменители культурно значимой информации.

Выделяю дописьменную, письменную и экранную цивилизации.

Коммуникативная функция состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным или косвенным. Культура всегда предполагает общение, оно может быть различным: благоприятным, нейтральным, негативным.

Подлинная культура признанна развивать личность, способствовать её росту, духовному совершенствованию, очень важны знаковые системы, «языки», то есть это язык ритуалов, народа, жестов, танцев, музыки.

Функция адаптации– человек не приспосабливается к природе, а природу приспосабливает к себе. Накопленный опыт воплощается в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения.

Регулятивная функция– функция установления равновесия в обществе, обычаи ,мораль, право.

Функция социализации– это вхождение в общество. Процесс полной итеграции личности в социальную систему.

Противоречия социализации-:а) Феральные люди( люди, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных)придумал этот термин К.Линней

б)Фрейд считал, что культура лишает человека естественности, закобаляет его, и иногда психика человека не выдерживает.

В)ассоциальное поведение.

Культура и цивилизация.

Понятие культуры и цивилизации тесно связаны. Нельзя понять цивилизацию, не поняв его культуру. И культура и цивилизация- ценностные понятия. Любая цивилизация, как и культура есть определенная совокупность ценностей, присущих ей. Культура составляет базу для цивилизации. Цивилизация( перевод: «гражданский, государственный, городской»)

Смыслы понятия цивилизация.

1) Цивилизация –это уровень, ступень развития общества материальной и духовной культуры

3)Цивилизация-ступень развития, следующее за варворством. Это определение цивилизации было дано учеными 19 века Морганом и Тайлором. Цивилизация была определена как историческая эпоха, пришедшая на смену эпохе варварства и противостоящая ей. Дикость-Варворство-Цивилизация.

4) Просветительское определение цивилизации. Цивилизация – это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека

 

. Цивилизация это временное понятие, а культура не временное.

Цивилизация включает:

1)Преобразованную человеком окультуренную природу.

2) Средства этого преобразования

3) Социальную культуру( общественные отношения, духовную культуру

4)Человека, усвоившего культуру духовную, материальную, политическую. Цивилизованный человек сегодня, это культурный человек, обладающий планетарным и глобальным мышлением. (в работе можно рассмотреть ….

 



2015-11-10 1088 Обсуждений (0)
Культура и цивилизация. Механизм передачи культурного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура и цивилизация. Механизм передачи культурного опыта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1088)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)