Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ





 

Своеобразным критериям уровня духовной культуры народа является положение в сфере образования.

На украинских землях, входящих в состав России, XVIII век явился временем дальнейшего распространения грамотности и успехов в области просвещения.

Начальное обучение. Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, осуществленные в России, способствовали развитию образования на Украине. Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанине и Запорожье до последней четверти XVIII в оставались церковно-приходские школы, в которых учительствовали дьяки. В середине XVIII в. на территории 7 полков гетманщины действовало 866 школ.

На украинских землях, находившихся под властью Речи Посполитой, образование было в тяжелом положении. Большинство школ находилось под контролем католической церкви, и поэтому было мало доступно для украинцев. В результате постоянных ограничений и преследований со стороны католической церкви начали приходить в упадок братские школы. Церковно-приходские школы с украинским языком преподавания существовали лишь в отдельных городах и селах (Перемышль, Львов, Дрогобыч).

Важную роль в развитии культуры в обозначенный период играло среднее образование.

В области среднего образования Левобережье было представлено несколькими коллегиумами: Черниговским (1700 г.), Харьковским (1727 г.), Переяславским (1738 г.). Ежегодно в них обучалось 700 - 800 студентов. Эти учебные заведения готовили служителей религиозного культа, государственных служащих и учителей начальных классов. В конце XVIII в. коллегиумы были преобразованы в духовные училища.

Центром просвещения Слободской Украины был Харьковский коллегиум.

Высшее образование в Украине было представлено Киевской академией (до 1701 г. - Киево - Могилянской коллегией). В 1701 г. Киево - Могилянская коллегия получила официально статус академии. Она была настоящим центром образования, науки, культуры и общественной мысли. Это учебное заведение подготовило целую плеяду ученых, литераторов, педагогов, общественно-политических и культурных деятелей, которые главной целью своей деятельности видели в просвещении народа, служении его интересам.



В конце XVIII в. церковная ориентация и традиционализм академии постепенно начали отталкивать от нее молодежь, заинтересованную в получении современного образования. В начале XIX в это знаменитое учебное заведение было преобразовано в обыкновенную духовную семинарию.

Таким образом, на протяжении XVIII в. в области образования происходят существенные изменения. Наряду с дальнейшим распространением просвещения, Украина постепенно утрачивает свои позиции в области высшего образования. Отныне ведущие учебные заведения находятся в России в Петербурге (1725 г) - Академия наук, Университет - в Москве (1755 г.).

В конце XVIII в на Украине появились первые профессиональные школы.

На западно-украинских землях действовал Львовский университет, основанный еще в 1661 г. Он по-прежнему носил католический характер, способствовал полонизации западно-украинского населения.

На развитие общественно - политической мысли и научных знаний, большое влияние имели западноевропейские философы – просветители. XVIII век был отмечен глубокими изменениями в общественном сознании. В результате новых явлений в общественной жизни на первый план вышел ряд проблем. Среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию абсолютизма. Крупнейшим идеологом абсолютизма выступал Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.), который начал свою деятельность в Украине, продолжил ее в Петербурге, став одним из ближайших сподвижников Петра І и ярым сторонником его реформ. В его сочинениях была изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма.

Ф. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его "Духовном регламенте" обосновывалась необходимость подчинения церкви государству, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода. По мнению Прокоповича, монарх имеет неограниченные права не только в светских делах, но и в религиозных.

Гуманистические традиции нашли свое выражение в творчестве выдающегося украинского мыслителя, просветителя, поэта Григория Саввича Сковороды (1722-1794 гг.).

Философские взгляды, гуманистические идеалы Сковороды ярко отразились в его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках "Сад божественных песней" и "Басни харьковские" Сковорода затрагивал важные проблемы своего времени, утверждая высокие моральные качества человека. Многогранная деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии демократической общественно - политической жизни XVIII в., а его поэтическое творчество имело огромное влияние на будущих классиков украинской литературы.

В XVIII веке большие изменения происходили в научной сфере.

Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Предметом научных исследований украинских ученых стали астрономия, математика, география, медицина, астрономия. Одним из важных направлений развития образования, науки и культуры в целом было книгопечатание. В конце XVII- XVIII ст. в украинских землях действовало 13 типографий в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Кременце, Умани и т. д. Большое значение имела типография Киево-Печерской лавры.

В западном регионе наиболее активной была львовская типография А. Тиллера, которая до 1800г. издала около 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. напечатали во Львове первую газету – «Львовская газета» на французском языке.

Во второй половине XVIII в. в издательском деле происходят значительные изменения, связанные с введением гражданского шрифта (впервые это было осуществлено в Елизаветграде в 1764 году). После этого кириллицей печатались только церковные издания, а «гражданскою» - светские. Этот шаг способствовал освобождению литературы от влияния церкви, а также способствовал развитию народного языка и литературы.

Важную роль в накоплении и распространении знаний в Украине играли библиотеки. Уникальным было книгохранилище Киевской академии, основу которого заложил Петр Могила в 1647 г., завещав 2000 книг академии. Библиотека академии, которая комплектовалась на протяжении двух веков, не только влияла на становление мировоззрения многих поколений преподавателей и студентов. Из ее фондов пополнялись библиотеки всей Украины, в частности Переяславского, Черниговского, Харьковского коллегиумов и т. д.

 

ЛИТЕРАТУРА, ФОЛЬКЛОР И ИСКУССТВО

В развитии украинской литературы XVIII в. отчетливо проявились новые черты. Она постепенно освобождалась от церковного влияния и приобретала все более светский характер.

На протяжении XVIII в. постепенно ведущие жанры древней литературы житийная, ораторская и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и т. д. утрачивают свое значение и сходят на нет.

В этот период продолжалось развитие мемуарно-исторической прозы, которая освещала события исторического прошлого. Знаменитый образец этого жанра создал Григорий Грабянка.

Выдающимся памятником паломнической прозы стали «Странствования» В. Григоровича - Барского.

Продолжала развиваться школьная драма, но теперь, главное место в ней занимала не церковная тематика, а преимущественно исторические сюжеты.

Выдающимся явлением в литературе Украины второй половины XVIII в. стало творчество Г. С. Сковороды, который оказал огромное влияние на всю последующую украинскую литературу.

 

Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихосложение - на историко-бытовые темы, а также сатирические и юмористические стихи. Появляется лирическая поэзия, в том числе поэзия любви.

Фольклор был представлен песнями и думами, балладами и преданиями, которые изображали исторические события и их героев.

Высокого уровня достигло во второй половине XVII – XVIII в. украинское искусство. Начиная со второй половины XVII в. Киев становится столицей, так называемого, казацкого возрождения. Это особенно выразилось в архитектуре, господствующем стилем которой стало украинское барокко. Широко применялся сочный орнамент, лепные украшения, глазурованная керамика. Особенно много в этом стиле было построено церквей. В этом стиле в 1686 -1689 гг. был построен и Покровский собор в Харькове.

Новая эпоха архитектурного возвышения Украины связана с деятельностью митрополита Рафаила Заборовского. К этой эпохе принадлежат творения известного архитектора Шеделя (звонницы - Киево-Печерской Лавры, Софийского собора, Михайловского монастыря). В середине XVIII ст. в Украине появляется стиль позднего барокко – рококо. К нему принадлежат жемчужины искусства - Андреевская церковь в Киеве (1744 - 1787 гг.) – творениие архитектора Растрелли, Покровская церковь в Киеве, церкви в Козельце (архитектор Квасов), знаменитый собор Святого Юра во Львове (архитектор Б. Меретини - Мердерер) и т. д.

В 60 - 70-е годы XVIII в. на смену стилю барокко в архитектуре приходит российский классицизм (строгость форм, отказ от пышных украшений, симметрично - осевая композиция строения, светлые краски - преимущественно желтый цвет стен и белые колонны). Большое значение для развития архитектуры на Украине имела деятельность известных российских архитекторов, которые работали на Украине - В. В. Растрелли, А. В. Квасов, П. У. Неелов и др. Известными украинскими архитекторами были С. Д. Ковнир и И. Г. Григорович - Барский. B XVIII в. все больше развивалась светская архитектура. Строились административные здания, жилые дома и дворцы казацкой старшины и высшего духовенства, создавались дворцово-парковые ансамбли.

Продолжала развиваться живопись. В ней проявлялись элементы реализма. Наиболее известными мастерами живописи были Д. Г. Левицкий (1735 - 1822 гг.), В. Л. Боровиковский (1757 - 1825 гг.), А. П. Лосенко (1737- 1773 гг.).

Сначала жили и учились в Украине, затем в Петербургской академии художеств и работали там. Особенно велики их заслуги в развитии портрета. Напряду с портретом, появились новые жанры - пейзаж и историческая живопись.

Развивалась на Украине и гравюра, художественное ремесло - резьба, керамика, ковроткачество, художественная вышивка, гончарство, художественное литье и ювелирное искусство.

В XVIII в. наряду с сохранением народного кукольного театра - вертепа, появляется так называемый крепостной театр. Во второй половине XVIII в на Украине распространился русский и польский театр. В 70-90 гг. в городах Левобережья, Слобожанщины устраивались любительские спектакли на русском языке (Кременчуг, Киев, Харьков) В 1787 г. во Львове было сооружено театральное здание, в котором играли польские и немецкие труппы.

Первая русская профессиональная труппа на Украине - Харьковский вольный театр (1789 - 1796 гг.). В ее репертуаре были классическая драма и комическая опера, переводная драматургия.

Высоким уровнем развития отличалось на Украине музыкальное искусство. Как и раньше, развивалась народная музыка. В своих поместьях помещики часто имели оркестры и хоры, оперные и балетные труппы из крепостных. В городах при магистратах существовали духовые оркестры.

Известными украинскими композиторами XVIII в. были М. С. Березовский (1745-1777 гг.), А. Л. Ведель (1767 - 1808) и Д. С. Бортнянский (1751 - 1825).

Светская музыка развивалась в городах. В 1738 году была открыта Глуховская певческая школа, где обучали также игре на музыкальных инструментах. В 1773 г. при так называемом Новом Харьковском училище были созданы специальные музыкальные классы. В целом украинские музыканты XVIII в. способствовали развитию российского и мирового музыкального искусства.

Таким образом, рассматриваемый период был, с одной стороны, периодом замечательного расцвета украинской литературы и искусства с его причудливым стилем "барокко". С другой стороны, возникают условия для потери самобытности украинской культуры и ее постепенного приспособления к образцам культур господствующих наций. Это обуславливается тем, что на протяжении вт. пол XVII- XVIII в.в. Левобережная Украина постепенно утрачивает свою государственность. Также в рассматриваемый период украинская культура становилась все более светской. Характерной чертой ее развития стала «утечка умов» из Украины в Россию. Украина все более превращается в провинцию России.

 

Лекция 13-14





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)