Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Культура эпохи Просвещения»



2015-11-10 783 Обсуждений (0)
Тема: «Культура эпохи Просвещения» 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы:1. Общая характеристика эпохи Просвещения;

 

2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII в.;

 

3. Философия Гегеля (Теория культуры).

 

 

1. Общая характеристика эпохи Просвещения;

Эпоху Просвещения (втор. пол.XVII - XVIII в.;) часто называют «золотым веком утопии». Философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Эта эпоха родила огромное количество романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения. Идеалом служило «естественное» или «природное» состояние общества, которому чужда частная собственность, деления на сословия, общество, лишенное пороков, живущее согласно разуму. В XVIII в. именно Франция стала центром духовной жизни Европы, своего рода законодательницей моды. Французскому образцу подражали в Испании, Германии, Польше, России (примером тому служит жизнь и деятельность Екатерины II, которая вела личную переписку с просветителями Франции и пыталась приобщить россиян к французской культуре). В это время строятся великолепные дворцы с парковыми ансамблями. Именно парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – создание совершенной среды для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы.

 

2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII в.;

Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание. Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе два различных начала: классицизм и развивающийся романтизм. Важным началом в искусстве XVIII в. было появление культурологического течения «сентиментализм». Сентиментализм был обращен к внутреннему, интимному миру человеческих чувств и мыслей. Сентиментализм очень близок романтизму. Воспеваемый им человек испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью. Основоположником этого течения считают Ж-Ж Руссо и его программное произведение «Новая Элоиза». Основная тема романа – конфликт страстной любви и сословной морали. Это произведение оказало огромное влияние на русского писателя Карамзина («Бедная Лиза»), Гёте («Страдания юного Вертера»), де Лакло («Опасные связи»).

Театр. XVIII в. часто называют «золотым веком театра». Жизнь сама подсказывала интересные сюжеты и коллизии, делая произведения яркими, занимательными и по сей день (Мариво, Бомарше, Филдинг, Шеридан). Для драматургов того времени основной была задача – изобличение существующего порядка, срывание масок, прояснение истинного положения вещей в обществе.

Литература. В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные салоны. Эти салоны играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, служили местом для диспутов по серьёзным вопросам государственного устройства. Среди ярких имен выделяется Дени Дидро – выдающийся мыслитель XVIII в. Он вводит в литературу новый жанр – критические обзоры салонов. Главной задачей искусства Дидро считал служение передовым идеям эпохи, требованию времени. Дидро утверждал, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определённой моральной идеей. Т.о. Дидро провозглашает принцип идейности нового искусства, исповедующего реализм. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть «Племянник Рамо», в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя. Вольтер в своём творчестве придерживался основных принципов классицизма и в то же время насыщал свои трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием. Программным произведением Вольтера является «Кандид, или Оптимист», где судьба главного героя складывается не просто. Искания истины приводят Кандида сначала к оптимизму («всё к лучшему в этом лучшем из миров»), а затем всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни автор формулирует так: «надо возделывать нам сад, работать, чтобы ни случилось». Именно работа, по мнению Вольтера, избавляет от трёх великих зол: скуки, порока и нужды. В этой фразе в полной мере отразились общие тенденции развития просветительской литературы.

Живопись. Характерной чертой живописи XVIII в. является возросшее внимание к эскизу. В работах художников XVIII в. усиливается декоративное понимание цвета. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо». Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства». Архитекторы и художники умело использовали для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую световую гамму.

Музыка. Важное место среди духовных ценностей XVIII в. занимает музыка. Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаённых уголков человеческой души. Вершиной музыкальной культуры этой эпохи, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

 

 

3. Философия Гегеля (Теория культуры).

Годы жизни ученого-философа Гегеля (1770-1831). Основные работы: «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права». Такая личность как Гегель и его философия не могли возникнуть на пустом месте. Уже от Ренессанса к Просвещению перешла великая мысль о том, что человек есть творческое существо, способное изменять мир и созидать самого себя. И это самосовершенствование человек призван осуществлять, опираясь на силы своего разума. Гегель по-новому пытался понять и культуру, и разум, и человека. У Гегеля культура выступает как реализация разума, но это уже реализация мирового разума (мирового духа). Этот мировой дух развертывает свою сущность, реализуя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства. Развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику развития, которые не могут быть выведены из суммы индивидуальных усилий. Заслугу же Гегеля составляет такой способ рассмотрения, при котором творчество отдельных людей и даже целых народов, подчиняется этой скрытой логике, которая обнаруживает себя лишь тогда, когда всё многообразие культурных явлений будет понято как саморазвертывающееся целое. Вся гегелевская концепция построена на логике как изначальной основе мира и человека. В основе бытия, по Гегелю, лежит разум, мысль (всемирная). Этот мировой разум для Гегеля и есть подлинное божество. Однако в самой основе гегелевского подхода кроется источник его ограниченности. Речь идёт прежде всего о том, что у Гегеля субъект (творец) культуры отождествлён с безличным разумом, а развитие культуры представлено как монологическое развертывание этого замкнутого в самом себе разума. Безусловно, Гегель вовсе не думал, что культура включает в себя лишь рационально-логические формы. Но с его точки зрения всё существенное содержание культуры есть реализация логической идеи.

 

Лекция 10



2015-11-10 783 Обсуждений (0)
Тема: «Культура эпохи Просвещения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «Культура эпохи Просвещения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)