Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «XX век. Кризис культуры»



2015-11-10 967 Обсуждений (0)
Тема: «XX век. Кризис культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы:1. Проблема кризиса культуры.

 

2. Вопросы психологического недовольства культурой в работах

философов: О.Шпенглера, З.Фрейда, К.Юнга.

 

3. Художественная культура XX века. Модернизм.

 

.

 

1. Проблема кризиса культуры.

Различные аспекты отчуждения человека XX века от культурных форм были исследованы современной культурологией. Существует целый ряд причин, породивших в культурологи XX века устойчивое ощущение кризиса культуры. Но самой глубокой причиной является роковая роль техники в человеческой жизни. Инструмент, сотворённый руками человека, восстаёт против творца. Своеобразным введением в проблемное поле XX века являются некоторые идеи философов начала XX века. И с точки зрения этих мыслителей кризисные явления в культурной практике Европы XX века носят необратимый характер.

2. Вопросы психологического недовольства культурой в работах

философов: О.Шпенглера, З.Фрейда, К.Юнга.

 

а) Философия культуры Освальда Шпенглера.

В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера «Закат Европы». Это была своего рода книга-диагноз, книга-пророчество. Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры. Для Шпенглера не единой мировой культуры, а есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу. У Шпенглера первичной является внерациональная и несводимая ни к какой логике душа культуры. Логика, искусство, наука, политика всегда вторичны по отношению к этой душе. Культура (по Шпенглеру) – это символически выраженная смысловая целостность, в которой естественно реализует себя соответствующая душа. Шпенглер воспринимал культуры, как живые организмы, знающие рождение, расцвет, увядание и смерть. По его мнению, восемь великих культур являются носителями подлинной всемирной истории: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, магическая (арабская), европейская (фаустовская). Все они после эры культурного расцвета вступают в период окостенения. Для Шпенглера очевидно, что цивилизационный процесс благоприятен для развития техники, но губителен для великих творений: искусства, религии, т.е. собственно для культуры. «Культура умирает, когда её душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук…» - писал Шпенглер. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. И если культура перестаёт притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена.

б) Культура и бессознательное начало человека (концепция З.Фрейда).

З.Фрейд по специальности был врачом-психиатром и невропатологом. Он стал основателем нового направления – психоанализ. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины. Философское обобщение психоанализа получило название – «фрейдизм» - это учение в сфере философии и культурологии. Фрейд открыл в человеке бессознательное, которое в свою очередь активно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд называет это бессознательное начало «ОНО» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней и тёмной психической силы. В «ОНО» сосредоточены все первичные влечения человека, которые сводятся к двум началам: к сексуальным желаниям и к смерти. Если «Я» руководствуется принципом реальности, то «ОНО» целиком исходит из принципа удовольствия. Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «ОНО». Этот способ Фрейд назвал «сублимацией». Сублимация – это использование сосредоточенной в «ОНО» сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры. Чтобы овладеть энергией «ОНО», культуре самой приходится проникать в сферу бессознательного. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного и оформилась в качестве «Сверх Я». А это «Сверх Я» выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека и благодаря которому человек способен жить как культурное существо. Таким образом, человеческое «Я» замкнуто между двумя противоположными полюсами – природной стихией и требованиями культуры. Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века. Без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Но Фрейд не учёл личность и свободу человека.

 

в) Культура и коллективное бессознательное (концепция Карла Юнга)

Карл Густав Юнг (1875-1961). Он пошёл дальше З.Фрейда и открыл изначальные культурные истоки бессознательного. Открытое Юнгом бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. Юнг называет это бессознательное коллективным бессознательным, а его первичные формы – архетипы коллективного бессознательного. Архетип – это не образ, а некое фундаментальное переживание, «тяготение» человеческой психики, а также это психический смысл в чистом виде или первосмысл, который незримо организует и направляет жизнь нашей души. Культура по Юнгу, призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души.

 

 

3. Художественная культура XX века. Модернизм.

Термин «модернизм» происходит от французского слова «modern» т.е. новый. Нередко этот термин употребляется в значении «новое искусство» или «современное искусство».

В поэзии наблюдается несколько видов и форм художественной культуры модернизма.

Символизм. Символисты стремились заговорить на языке небывалых образов. Они не только не отвергали традиции классической поэзии, но напротив, пытались выстроить свой «новый язык», на основе древних архаичных образов. Самыми яркими представителями символизма были: Валерии – француз, Элиот – англичанин. Особенно же этот процесс обозначился в России.

Имажинизм - от франц. Image «образ». Имажинисты требовали передачи непосредственных впечатлений, соединения метафор и образов, логически мало связанных, но благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов».

Футуризм - от лат. Futurum «будущее». Футуристы объявляли человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра слабостями, а критериями прекрасного они считали «скорость», «энергию», «силу».

Экспрессионизм - от франц. Expressionisme «выражение». Экспрессионисты преподносили мир в столкновении контрастов.

Проза.У истоков модернистской прозы стоит творчество австрийского писателя Франца Кафки. Его программным произведением принято считать роман «Превращение». Для Кафки всё мироустройство представляется враждебным человеку, а потому и трагическим. Сюжеты его произведений напоминают страшные сны. Этим представлениям во многом созвучны работы экзистенциалистов. Они утверждают, чтобы делать жизнь, надо прежде всего её видеть. Человек должен осознать, что он живёт только сегодня и никакого будущего у него нет. Поэтому надо жить в настоящем. И только абсурд учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе. Яркие имена экзистенциалистов: Ж-П.Сартр, А.Камю и др. Говоря о литературе начала XX века нельзя ни сказать и о такой форме выражения, как «поток сознания», которая наиболее полно отразилась в произведении Дж.Джойса «Улисс»(1922 г). В этом романе действительно продемонстрированы различные формы внутренней речи – от внутреннего монолога до буквальной регистрации мыслей на десятках страниц с одним знаком препинания (в конце).

Живописьмодернистов строится от обратного, начиная с законченной работы и постепенно достигая незавершенности, оставляя простор догадкам и воображению зрителя.

Кубизм открывает собой модернистское течение в живописи. Живописцы-кубисты изображают как то городской пейзаж, сельский или еще что-либо в виде кубов. Вершиной кубизма стало творчество Пабло Пикассо.

Абстракционизм. Модернистское направление в живописи. Основателем этого направления считают Василия Кандинского. В космическом столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где всё смешалось со всем и звучит видимой глазу музыкой. Другим ведущим представителем абстракционизма является Казимир Малевич. Его знаменитый «Чёрный квадрат» на белом фоне символизирует собой «планетарный знак». По сути это «ничто, которое вмещает в себя всё».

Сюрреализм. Это крупнейшее модернистское течение в живописи XX века. Сюрреализм нашёл наиболее концентрированное выражение в творчестве испанского живописца, скульптора, графика С.Дали. главная направленность образной фантазии С.Дали показать, что всё на свете взаимопревращаемо. В изобретательности художника прослеживается уже невесёлая ирония, созвучная общему мрачному настрою его картин. Сверхреалистическая достоверность образов С.Дали иногда столь сильна, что кажется они вот-вот вылезут из рам и пойдут гулять по свету. Искусство Дали пророчествует о смерти и гибели, причём немедленно и сейчас.

Лекция 12



2015-11-10 967 Обсуждений (0)
Тема: «XX век. Кризис культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «XX век. Кризис культуры»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (967)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)