Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие № 3-4



2015-11-10 631 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 3-4 0.00 из 5.00 0 оценок




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГОФАКУЛЬТЕТА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

АСС. ГАДЕЛЬШИНА АЛИСА ИЛЬДАРОВНА

УЧЕБНЫЙ ГОД

ФОРМА КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ

Семинарское занятие № 1.

Тема 1: Феномен культуры

ПЛАН ПОДГОТОВКИ:

1. Материальная и духовная культура - проблема приоритета.

2. Социальные и локальные субкультуры, их взаимодействие.

3. Молодежная субкультура.

4. Культура и контркультура.

5. Культуры национальные и религиозные.

6. Культура как совокупность знаковых систем.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ К ТЕМЕ

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:- физические объекты, созданные человеком; и природные объекты, используемые человеком.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества

Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Контркультура1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная "молодежным бунтом" 1960-х— начала 1970-х, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его "естественному состоянию"

Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране.

Религиозная культура - часть духовной культуры человечества, - порожденная религиозными запросами людей и - призванная удовлетворять эти запросы. Религиозная культура включает все компоненты: - художественного творчества: религиозную живопись.

Элитарная культура - специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов.

Массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на 'среднего' потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального.

Семиотика(греч. Semeion — знак) — научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию.

Знаковая система- совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов

Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой деятельностью, единством «крови и почвы». Исторически, в процессе приспособления определенного социокультурного сообщества к условиям существования, создания устойчивых сетей межличностного взаимодействия складываются этноспецифические черты культуры. Они передаются от поколения к поколению с помощью механизма традиции и поддерживаются за счет коллективной реализации в социокультурной жизни людей.

Срединная культура – этот культурологический термин обозначает устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе. Эта культура обеспечивает единство и целостность духовной жизни. Кроме этого в социуме можно зафиксировать специфические культуры, которые не отражают данную устойчивость. В рамках срединной культуры складывается стойкий нравственный идеал, который оказывается приемлемым для широких масс на длительный срок.

Локальные культуры – термин, который отражает разнообразие географических и социальных параметров, которые накладываются на культуру. Вместе с тем локальные культуры в процессе их освоения рождают конкретные исторические типы культур.

Рекомендуемая литература:

 

Основная:

1. Воскресенская Н.О. Культурология. -2-е изд., стереотип. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -759 с.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Гардарики, 2009. – 280 с.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 928 с.

Дополнительная:

1. Культура: теории и проблемы / Т.В.Кузнецова и др. – М.: Наука,2005. – 279 с.

2. Павленко А.Н. «Темпоральная монадология» и времявосприятие Н.Я.Данилевского / Культурология и культура в России: методологические проблемы. – М.: ИФРАН. 2002. – С. 64-76.

3. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2008. – 446 с.

4. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: Союз, 2008. – 560 с.

5. Селиванова О.Б. Культурология: Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 2000. – 95 с.

Семинарское занятие № 2.

Тема: Культура и религия

ПЛАН ПОДГОТОВКИ

1. Взаимоотношение религии и культуры в истории человечества.

2. Сущность и основные функции религии.

3. Язычество и культура.

4. Буддизм и культура.

5. Христианство и культура.

6. Ислам и культура.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ К ТЕМЕполитеизм, монотеизм, тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, табу, шаманизм, буддизм, карма, сансара, нирвана, религиозное сознание, религиозная практика, откровение, боговоплощение, искупление, воскресение, вознесение, крещение, евхаристия, грех, покаяние, литургия, католицизм, православие, протестантизм, духовенство, монашество, монастыри, ислам, Коран, Сунна, Аллах, шариат, хадж, мечеть, суннизм, суфизм, шиизм, каллиграфия.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Воскресенская Н.О. Культурология. -2-е изд., стереотип. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -759 с.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Гардарики, 2009. – 280 с.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 928 с.

 

Дополнительная:

1. Семенова, М. Быт и верования древних славян. – СПб.: Издательство «Азбука-классика», 2001. С. 17–49, 53–75.

2. Альбедиль, М. Ф. Буддизм. – СПб.: Питер, 2006.

3. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. – СПб.: Наука, 2003. (С.21–41).

4. Флоренский, П. А. Записка о христианстве и культуре // Флоренский П. А. Христианство и культура. – М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2001. С.637–649.

5. Нагорная беседа // Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. С.431–433.

6. Словарь библейских крылатых слов и выражений. – СПб.: Издательство «Петербург-XXI век», 2000. С. 302, 28, 407, 327, 343, 95, 448, 395, 165, 321, 419, 317, 136.

Семинарское занятие № 3-4.



2015-11-10 631 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 3-4 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие № 3-4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)