Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.. Понятие исторического типа культуры



2015-11-10 640 Обсуждений (0)
Тема 4.. Понятие исторического типа культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Жизнь любого народа, как и каждого отдельного человека, должна иметь смысл, являющийся продуктом его творческой самодеятельности. Это возможно только тогда, когда народ свободно подчиняет свое существование абсолютным духовным ценностям - идеалам красоты, добра и истины. Эти идеалы творятся народом в формах абсолютной культуры (искусство, религия и философия) и воплощаются в формах объективного духа (право; моральность; нравственность - семья, гражданское общество и государство). Жизнь народа протекает в этих формах и ими же утверждается.

Одновременно, следует напомнить, что «... ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества» (Соловьев B.C. Русская идея.// Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. М.,1989. С.220) Только идея единства человеческого рода может являться основой для построения любой непротиворечивой теории всеобщей истории и культуры. Такая теория необходимо должна дать ответ и на вопрос о целях существования единого человечества, то есть содержание идеи, которую оно должно осуществить, чтобы его существование имело духовный смысл. Эта цель и есть всемирно-историческая идея духовного совершенствования единого, многонационального человечества. Осуществление этой идеи составляет стержень всемирной истории и определяет логику ее развития.

Совершенствующееся человечество прошло в своем развитии ряд определенных этапов. Логика этого процесса задавалась необходимостью созидания абсолютных духовных ценностей - идеалов красоты, добра и истины. Так как эти идеалы творятся народами в формах абсолютной культуры, то периодизация мировой истории должна соответствовать эта­пам реализации искусством, религией и философией своих возможностей. Отметим, что только на основе завершенного искусства, возможна, завершенная религия, а на основе последней, завершенная философия. «Всемирная история как высший момент объективного духа своим разумом имеет моменты абсолютного духа - искусство, религию, и философию... И очень популярно: всемирная история во всем ее объеме, со своей разумной стороны должна быть расчленена на эпоху искусства, эпоху религии и эпоху философии» (Сумин О. Ю. Гегель как судьба России // София 1997. С. 222). Если добавить к этим историческим эпохам доисторический и пе­реходный к истории период, то мы получим периодизацию мирового культурного процесса по таким историческим типам культуры, которые уже пройдены человечеством в лице народов, осуществивших свою историко-культурную миссию.

Для студентов технологического факультета будет небезынтересно задуматься о том, что каждому историческому типу культуры соответствует определенный способ производства. (Привычная периодизация исторического процесса по общественно-экономическим формациям с легкостью соотносится с периодизацией по историческим типам культуры, так как имеет один корень - гегелевскую теорию развития) Такое соотношение полезно для понимания того, что у экономической деятельности есть духовные корни.

На первом - доисторическом - этапе своего развития, человек погружен в природу и определяет себя через нее. Отсюда синкретическое единство духа, выраженное в мифологическом сознании, Абсолютные формы культуры не выделились. Данному типу культуры соответствует первобытный способ производства. Человек не свободен, его экономическая деятельность носит приспособительный характер.

На Древнем Востоке (переходная эпоха) человек уже отличает себя от природы, но смешивает ее определения с собственными определениями. Искусство, религия и философия существуют в эклектическом единстве, то есть в неразвитой форме. Хотя история, в собственном смысле слова, начинается только на Востоке, он должен быть исключен в качестве самостоятельного момента всемирной истории, а рассматриваться как прелюдия к становлению последующего эстетического этапа развития человечества.

Эстетический тип культуры представлен античностью, доминирующей идеей которой является идея красоты. Искусство достигает здесь, классической завершенности. Другие формы культуры находятся под его влиянием, сориентированы на него. Это эстетический тип культуры, ему соответствует рабовладельческий способ производства. Экономическую мысль этого типа здесь выражали, во-первых, древнегреческие поэты и, во-вторых, философы. Древние греки впервые употребили термин «экономика», а теории Платона и Аристотеля остаются ключом к пониманию единства экономической мысли. Первый создал философское учение об идеальных формах общественной жизни и понял, что экономическая деятельность предполагает наличие идеальных целей и не может служить удовлетворению исключительно частных интересов индивида. Экономическая теория на этом этапе не существует как самостоятельная форма, а вписана в социально-политические и этические теории античных мыслителей.

Новому типу культуры соответствует Средневековье, которое живет под знаком трансцендентного (выходящего за пределы человеческого опыта), открывающегося человеку Бога. Доминирующей формой культуры является религия, на нее сориентированы другие формы культуры. Средневековому миросозерцанию соответствует феодальный способ производства при котором сословие производителей чает обрести действительную свободу за пределами земного мира. Экономическую мысль здесь выражали, в первую очередь религиозные деятели, во вторую, философы. Экономическая деятельность не имела самостоятельного значения. «Экономический человек», то есть производитель или посредник, ориентированный только на частный интерес, мыслился разрушителем идеального порядка, санкционированного духовной властью. Общеизвестны роль Возрождения и Реформации для становления новой хозяйственной этики, превративших экономическую деятельность в божественное призвание и связавших ее с понятием религиозного служения.

Новое время окончательно утверждает идею абсолютности человеческого мышления. Здесь каждый человек есть воплощение всего человечества, и в этом смысле он обладает равными правами и возможностями: он свободен по отношению к любому другому человеку, в том числе и в экономической сфере.

Формы культуры здесь сориентированы на науку и философию. Рационалистическому типу культуры соответствуют капиталистический и социалистический способы производства. Именно в период господства данного типа культуры возникает самостоятельная наука об экономической деятельности человека. Появление этой науки является следствием изменений в таком компоненте общественной жизни, как богатство. «Связь между богатством в виде недвижимости и властью над людьми была разорвана, а богатство в виде движимого имущества обрело полную автономию, не только само по себе, но и как высшая форма богатства вообще... И только начиная с этого времени, мы можем проводить четкое различие между сферами, которые сегодня называются сферами «политики» и «экономики» (Дюмон Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. Nota bene. 2000. С. 14). Богатство становится мерой личной свободы человека, а его достижение преобладающим способом самоутверждения. Именно это обстоятельство создает видимость того, что «экономический человек» стал центральной фигурой эпохи, что именно частный интерес определяет развитие общества и гарантирует его процветание. Это заблуждение. Мера господства частного интереса есть одновременно мера разрушения существующего порядка. Западный мир не исключение. Не алчность и безудержное стремление к богатству, но утверждение личной свободы - основа процветания Западного мира.

В учебнике Радугина эпоха Ренессанса, Реформации и Просвещения выделены как самостоятельные периоды культурного развития Европы. Но это переходные формы и их следует рассматривать как необходимые ступени от религиозного к рациональному типу культуры. Ренессанс — переворот в эстетической, Реформация в религиозной, а Просвещение в рациональной сферах духовной деятельности.

 



2015-11-10 640 Обсуждений (0)
Тема 4.. Понятие исторического типа культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.. Понятие исторического типа культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)