Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура Конституции Российской Федерации



2015-11-10 468 Обсуждений (0)
Структура Конституции Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 3

Понятие и структура Конституции РФ.

Конституция РФ как юридическая база текущего законодательства.

Принятие Конституции Российской Федерации

Структура Конституции Российской Федерации.

1. Конституция РФ как юридическая база текущего законодательства.[1]

 

Объективности ради отметим, что в целом большинство исследователей, в том числе авторитетных отечественных правоведов и международных экспертов, довольно высоко оценивают главный закон России с точки зрения содержания и формы, высказывая мнение о том, что по сравнению со многими конституциями зарубежных стран российская Конституция доктринально и практически по своему духу, юридическим и идеологическим свойствам как никогда близка к выработанным на сегодня в мире представлениям о конституции как основном законе общества игосударства. В ней закреплены многие предпосылки нормального функционирования нашего общества и государства.

Конституция провозглашает народовластие (народный суверенитет) в качестве важнейшей основы конституционного строя России, закрепляет природу российского государства как демократического, федеративного, правового, с республиканской формой правления, с принципом разделения властей, социального и светского, иначе говоря, отражает в его природе все необходимые черты для полноценного выполнения государством своего предназначения.

Для политической жизни Конституция содержит такие принципы, как политическое многообразие и плюрализм, предполагает существование политических партий, разнообразных объединений граждан, их участие в управлении общественными и государственными делами.

Основной Закон закрепляет в качестве одной из черт конституционного строя свободу экономической деятельности и многообразие форм собственности, провозглашая признание и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Одно из несомненных достоинств нашей Конституции - закрепление основ правового статуса личности, провозглашение в качестве принципа конституционного строя постулата «человек, его права и свободы являются

высшей ценностью», а также отражение в нормах Основного Закона широкого каталога основных прав и свобод человека и гражданина, соответствующих общепринятым нормам и стандартам международного сообщества.

Конституция отражает основы государственного устройства, систему органов власти Российской Федерации, являясь в этом плане фундаментом современного государственного строительства в России.

Таким образом, не подлежит сомнению тот факт, что Конституция России - во многих отношениях конструктивный документ, соответствующий мировым демократическим образцам.

Основная критика содержания Конституции сводится к следующему: в конституционной регламентации экономических отношений недостает норм о социальной роли частной собственности (такие положения есть в итальянской, германской идругих конституциях). Это способствовало бы более точному решению вопросов о национализации и приватизации собственности. Нет положений об индикативном (недирективном) планировании, хотя этот советский опыт по-другому воспринят в некоторых зарубежных странах (Испании, Франции, не говоря уже о Китае). Прямое следствие такого положения дел - отсутствие четкой системы координат, которые должны определять политику государства в экономической жизни.

В сфере социальных отношений российская Конституция нуждается в закреплении принципов социальной солидарности, социальной справедливости. Эти нормы также есть во многих зарубежных конституциях. Требует уточнения регулирование социальной роли1» государства («социальное государство»). В мире пересматривается концепция «государства благоденствия»,которое, как теперь считается в западной литературе, ослабляет активность личности, ее заботу о себе, о семье. Вместо этого все шире распространяется концепция «государства труда». Она предполагает, что государство должно обеспечивать основные нужды человека (определенный уровень образования, здравоохранения.

2.Принятие Конституции РФ.

 

В течение 1990— 1992 гг. в действующую Конститу­цию РСФСР J 978 г. внесено в общей сложности более 350 поправок. Впервые вопрос о новой федеральной Конституции был поставлен I Съездом народных депутатов России, тогда же (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная Комиссия. В августе 1990 г. разработана концепция, а в сентябре — первый вариант проекта Конституции в ноябре 1990 г. проект опубликован дли всенародного обсуждения. Обсуж­дение официального проекта Конституции протекало сложно, появи­лись альтернативные проекты. Только в октябре 1991 г официальный проект Конституции был внесен на рассмотрение V Съезда народных депутатов. В марте 1992 г. проект повторно опубликован в печати.

Третий вариант официального проекта Конституции РФ был одобрен Конституционной Комиссией 16 октября 1992 г. Однако по­следующие, особенно внеочередные VIII и IX Съезды народных депутатов, подтвердив курс на осуществление конституционной реформы, необходимость продолжения работы над проектом НОВОЙ Кон­ституции, одновременно приняли решение (март 1993 г.) выработать проект основных положений новой Конституции, согласован, его с субъектами Федерации и после этого вынести на всероссийский референдум. С подобным ходом развития конституционной реформы не согласился Президент РФ Б.Н. Ельцин. С марта 1993 г. между Пре­зидентом и Верховным Советом резко обострились отношения. Про­веденный по инициативе Президента 25 апреля 1993 г. референдум выразил доверие Президенту и высказался за досрочное переизбра­ние народных депутатов. 29 апреля 1993 г. на заседании Совета глав республик в составе РФ по инициативе Президента РФ решено со­звать Конституционное совещание для разработки согласованного проекта Конституции.

Однако по инициативе Председателя Верховного Совета РФ 7 мая созвано заседание Конституционной Комиссии без ведома ее пред­седателя — Президента РФ, на котором было заявлено, что Консти­туция РФ должна быть принята на Съезде народных депутатов. Это же нашло подтверждение 12 мая на совещании руководителей Сове­тов народных депутатов всех уровней. В этот же день Президент утвердил состав рабочей комиссии по доработке проекта Конститу­ции под своим председательством. В Указе «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» Президент РФ постановил за­вершить работу в срок до 10 июня 1993 г. Основной текст Конститу­ции подготовлен Конституционным совещанием под руководством Президента РФ в июне-июле 1993 г. Но в сентябре-октябре Консти­туционное совещание и рабочая комиссия вновь вынуждены вернуть­ся к одобренному ранее тексту в связи с предложениями субъектов Федерации, поступившими в летне-осенний период, а также урока­ми октябрьских событий в Москве. В итоге в декабре 1993 г. путем референдума новая Конституция Российской Федерации была при­нята.

Особенную роль в подготовке и принятии новой Конституции России призваны были сыграть такие учреждения, как Конституци­онная комиссия и Конституционное совещание.

Конституционная комиссия — это созданная высшим органом го­сударственной власти из числа представителей всех субъектов Феде­рации комиссия, имеющая своей главной задачей разработку проек­та новой российской Конституции. Такая комиссия создавалась на I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. из представите­лей Верховного Совета, субъектов РСФСР, всего 102 человека, рабо­тала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции рассмотрен V Съездом народных депутатов в октябре 1991 г. VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию кон­ституционной реформы и основные положения доработанного про­екта. На Конституционную комиссию возлагалась обязанность дог работать проект и представить его на рассмотрение очередного Съез­да народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов - VII, декабрь 1992 г., VIII, март 1993 г., IX, апрель 1993 г. — эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, опубликован. Проект по основным вопросам конституционной реформы расходился с идеологией и взглядами президентской стороны. Проект, в частности, определял правовое положение Верховного Совета, свойственное в большей

мере парламентской республике, в силу чего существенно ограничи­вались полномочия главы государства. Так, Президент обязывался представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществле­нии внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного Совета предполагалось назначать Председателя Прави­тельства, министров экономики, финансов, внутренних и иностран­ных дел, обороны и безопасности. Верховный Совет наделялся пра­вом определять основные направления внутренней и внешней поли­тики. Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов должен принять новую Конституцию. Полу­чивший всенародную поддержку избирателей в ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума Президент не принял такую копией цию Основного Закона.

Конституционное совещание представляет созванную по инициа­тиве Президента РФ в 1993 г. конференцию представителей органов государственной власти и общественности для завершения подготов­ки проекта новой Конституции. Конституционное совещание созва­но 5 июня 1993 г. В него входили пять групп представителей: феде­ральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организа­ций, массовых движений и религиозных конфессий; промышленни­ков и предпринимателей. Проект новой Конституции, который пред­ставлен Президентом РФ, обсуждался группами представителей до 25 июня 1993 г. В результате обсуждения проекта внесено более 500 поправок к тексту проекта, изменено более 200 положений первона­чального текста. Без изменений остались лишь три статьи.

3.Структура Конституции РФ.[2]

Структура Конституции РФ- ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. С.к. включает в себя преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда С.к. охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям. Она состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом. С.К. РФ, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

Первая глава Конституции РФ "Основы конституционного строя" состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданину, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Этим нормам должны соответствовать все иные положения Конституции. Закрепление в Конституции РФ (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина". Эта глава содержит 48 статей, в которых закрепляются принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина. Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определения взаимоотношений Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепления конституционных механизмов разрешения споров о компетенции. Глава 3 - "Федеративное устройство" - содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения, закрепленные в главе 1, в частности в ст. 1, 4, 5. Нормы данной главы дают полный, исчерпывающий перечень наименований субъектов РФ; характеризируют конституционный статус РФ и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и властью субъектов Федерации. Главы 4-8 закрепляют основы организации государственной власти и местного самоуправления в РФ. Глава 4 "Президент Российской Федерации" состоит из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности. Глава 5 "Федеральное Собрание" раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей, которые закрепляют статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа РФ; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в РФ. Глава 6 "Правительство Российской Федерации" состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в РФ. В частности, в главе 6 закреплены порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок выражения недоверия Правительству и его отставки. В главе 7 "Судебная власть" содержится 12 статей, характеризирующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ. Глава 8 "Местное самоуправление" конкретизирует положения ст. 12 Конституции РФ и закрепляет систему местного самоуправления в РФ, функции местного самоуправления в РФ, гарантии местного самоуправления. Глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ. (В.Ч.)

 

Домашнее задание-характеристика и порядок принятия-

1. Конституции РСФСР 1918 года

2. Конституции СССР 1924 года.

3. Конституции РСФСР 1925 года

4. Конституции СССР 1936 года.

5. Конституции РСФСР 1937 года.

6. Конституции СССР1977 года.

7. Конституции РСФСР 1978 года

 


[1] Полшков М.И. К 15-летию Конституции Российской Федерации.//Конституция Российской Федерации-политико-правовая основа государства и общества.-Оренбург,2008.-С.7-13.

[2] http://mirslovarei.com



2015-11-10 468 Обсуждений (0)
Структура Конституции Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура Конституции Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)