Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Третья закономерность: централизация и децентрализация управления



2015-11-10 831 Обсуждений (0)
Третья закономерность: централизация и децентрализация управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций, полномочий по уровням иерархии управления .Чем выше концентрация и масштабы производства, тем сложнее и важнее становится координация деятельности крупных подразделений. В этих условиях малейшие диспропорции могут привести к серьезным потерям , к нарушению нормального хода процесса производства, и необходимая координация может быть обеспечена только высокоцентрализованной управляющей системой. С другой стороны, рост масштабов производства, углубление его специализации в условиях высокоцентрализованного управления ведет к перегрузке служб субъекта управления и требует делегирования его полномочий нижестоящим уровням, т.е. снижения уровня централизации.

Согласно данной закономерности нельзя считать вообще плохим или хорошим как высокоцентрализованное, так и децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой, оптимальный уровень централизации.

Главное содержание этой закономерности заключается в порядке распределения актов управления по иерархии системы управления и в изменении вариантов этого распределения по мере развития производства. В формальном отношении это, прежде всего, распределение полномочий по вертикали системы управления и делегирование полномочий в процессе управления.

Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Изменение соотносительности происходит . под воздействием как организационных так и экономических факторов. Они проявляются в увеличении стоимости управления, отражая объективные тенденции процессов повышения технического уровня управления на базе компьютеров и других технических средств управления .Современные организационные и социальные условия предъявляют новые требования к управлению, такие как уровень образования и компетентность, повышая его стоимость. Сложность задач, стоящих перед аппаратом управления, требует расширения состава специалистов, используемых в управлении.

Изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определяется растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.

Принципы управления

Под принципами управления следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе, т.е. правила реализации закономерностей управления.

Принципы управления определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. В отечественной теории управления к основным принципам относят следующие:

1. Принцип правовой закономерности управленческого решения требует от руководителя знания действующего законодательства и принятия управленческих решений в соответствии с действующими правовыми актами.

2. Норма управленияпредставляет собой количество работников, подчиняющихся одному руководителю, и зависит от нескольких факторов:

-типа производства, его сложности и ответственности;

-оснащенности руководителя техническими средствами;

-знаний и опыта руководителя.

Принято считать оптимальной норму управления от 3 до 7 человек.

3. Делегирование полномочий - передача руководителем части полномочий, возложенных на него, своим компетентным работникам. Данный принцип основывается на том, что одной из главных задач руководителя является развитие способностей подчиненных.

4. Принцип соответствия. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

5.Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующего должно осуществляется автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций, чтобы избежать нарушения процесса производства.

6. Принцип повышения квалификации. Возрастающая сложность решаемых задач требует постоянной работы в области роста квалификации сотрудников.

7.Принцип обеспеченности управленческих решений. Любое управленческое решение должно быть обеспечено документально или материально. Оплата работы исполнителя происходит по конечным результатам.

Методы управления

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, направить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил , приемов и подходов, сокращающих затраты времени на формирование целей и их реализацию. Одновременно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.

Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов , как моделирование, экспериментирование. конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические исследования.

Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом.

Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить методы:

управления функциональными подсистемами;

выполнения функций управления;

принятия управленческих решений.

Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал. Методы управления, применяемые в этих функциональных подсистемах, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения.

Второе направление предполагает группировку методов, используемых организацией для выполнения любой функции менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсистеме она реализуется. Так, например, выполнение функции мотивации базируется на методах, учитывающих потребности людей. Их можно разделить на три группы:

а) административные (организационно-распорядительные);

б) экономические;

в) социально-психологические.

Удовлетворение потребностей первого уровня (физиологических ) требует разработки и применения прежде всего экономических методов, включая способы индивидуального, группового и коллективного стимулирования труда, методы участия в прибылях и доходах и т.д. На удовлетворение потребностей среднего уровня (безопасности, защищенности) направлены методы административного воздействия, в составе которых можно выделить способы прямого воздействия путем распоряжений и команд, построения формальной структуры власти-подчинения, а также способы косвенного воздействия, осуществляемого по линии неформальных связей и структур. На высшем уровне иерархии наиболее предпочтительны социально-психологические способы, удовлетворяющие потребности работников в саморазвитии и самореализации.

Административные методы опираются на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации; системы планов, программ, заданий; системы оперативного руководства (власти).

В систему законодательных актов страны входят федеральные законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории всей страны.

В систему нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме. Документы фирмы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов системы управления фирмой. К административным методам относится также система взаимосвязанных планов, программ и заданий.

Система оперативного руководства граничит с психологическими аспектами управления, включает следующие формы реализации власти: распоряжение, популяризация, участие в управлении, передача полномочий и ответственности.

Распоряжением руководитель указывает подчиненному, какие действия тот должен совершать или не совершать в тех или иныхусловиях. Необходимо проверять выполнение работы, отмечать ошибки и хорошую работу. Распоряжения бывают устные и письменные. В зависимости от морально-психологического климата в организации распоряжения могут быть формальные и неформальные.

Популяризация как способ реализации власти состоит в том, что центр тяжести переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет большую активность. Он инструктирует, контролирует, обсуждает пути решения проблем и результаты, вознаграждает за позитивное поведение. Приказы и наказания используются только в крайнем случае.

Если подчиненные приобрели необходимые навыки и квалификацию , готовы работать самостоятельно, осуществлять контроль над собой, руководитель может ограничить собственную власть над ними, сосредоточившись на консультировании, создании благоприятного морально-психологического климата, ограничив прямые указания и контроль до минимума.

Участие в управлении предполагает, что руководитель отказывается от власти в решении текущих вопросов предоставляя все необходимые полномочия своим сотрудникам. Наибольшую пользу приносит такая практика в случае неопределенности ситуации, когда подчиненные лучше разбираются в проблеме и находятся к ней ближе чем руководитель.

Делегирование полномочий означает, что подчиненному передается определённая задача, которую он должен решить самостоятельно. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство.

Экономические методы включают:

1) методы, регулируемые федеральными и региональными органами

- налоговая система

- кредитно-финансовый механизм

2) методы регулируемые фирмой

-экономические нормативы функционирования фирмы

-система материального поощрения

-система ответственности за качество и эффективность работы

-применение современных подходов и методов

Социально-психологические методы

- мониторинг окружающей среды,

- технические измерения социально-психологических параметров объектов управления,

- анкетирование,

- наблюдения,

- хронометражи,

- использование микроэлементных нормативов,

- экономико-математические методы моделирования процессов.

 

 




2015-11-10 831 Обсуждений (0)
Третья закономерность: централизация и децентрализация управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Третья закономерность: централизация и децентрализация управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)