Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура персонального имиджа



2015-11-10 5783 Обсуждений (0)
Структура персонального имиджа 5.00 из 5.00 8 оценок




Лекция 2. Типы, функции, структура имиджа

Классификации имиджей

 

Исследователи предлагают три подхода к имиджу:

1. Функциональный, при котором выделяют разные типы имиджей, исходя из различного типа функционирования;

Фрэнк Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:

1.Зеркальный – представление субъекта о себе.

2.Текущий – взгляд со стороны.

3.Желаемый – то, к чему стремится субъект.

4.Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы. (Shluberge)

5.Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. (у ТюмГНГУ и его подразделений)

 

2. Контекстный подход, при котором типы имиджей выделяют в зависимости от области применения, контекста реализации.

 

Шепель приводит классификацию Э. Семпсон в рамках контекстного подхода.

Английская исследовательница Элери Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

Воспринимаемый имидж –это то, как нас видят другие.

Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

 

Понять контекстный подход поможет классификация Черепановой В.Н. Она различает типы имиджей в зависимости от сфер деятельности; от различного социального контекста, в котором имидж формируется: имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа, имидж поп-звезд, имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.

 

3. Сопоставительный подход, при котором сравнивают близкие имиджи, имиджевые характеристики близких имиджей. Например, искренность, компетентность, агрессивность и др.

 

Чтобы свободно владеть профессиональными терминами, полезно знать классификацию, которую предложил А.Ю. Панасюк:

· Индивидуальный:

1) персональный – имидж человека,

2) предметный – имидж конкретного вида товара (Лада Калина),

3) имидж систем и явлений (продукция предприятия «АвтоВАЗ», имидж системы образования, имидж России, имидж православия на Западе).

· Групповой – имидж определенной общности людей, для которой характерно единство места, времени и действия. Н: имидж партии, имидж профессиональной группы (работников ГАИ), имидж этнических групп (выходцев с Кавказа).

 

Персональный, в свою очередь, делится на:

ü Личностный – мнение о человеке как о личности, его характере, его психологических установках, системе ценностей. Н: у него имидж решительного человека, у него имидж абсолютно безвольного человека, говорят, что он любит детей.

ü Профессиональный – имидж человека как профессионала. Н: он блестящий адвокат, прекрасно владеет техниками аргументации и кнтраргументации, его знания в области аргументации весьма обширные; а вот как человек он очень тяжелый в общении и скорее характеризуется как резкий, не всегда тактичный.

ü Еще иногда в более широком смысле говорят деловой имидж – т.е. как человек зарекомендовал себя в деловых взаимоотношениях: пунктуален ли, ответственен ли, обязателен ли, можно ли не сомневаться в чистоте сделок с ним.

 

Функции имиджа

 

Функции – это активные формы проявления сущности и содержания конкретного феномена.

 

Функции персонального имиджа выделил И.А. Федоров (Имидж как программирование поведения людей. М., 1997):

функция социального тренинга: создавая имидж, человек со­знательно или стихийно корректирует собственные прояв­ления, приспосабливая их к выполнению групповых ролей;

иллюзорно-компенсаторная функция. Она проявляется в том, что «имиджи позволяют как бы "поиграть в несбывшееся"' компенсировать стереотипность обычной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческой рамки групповых ролей». Степень эксцентричности имиджа определяется конкретной ситуацией, она тем выше, чем меньше возможность верификации имиджа. Классическим примером создания фантастического имиджа, ничего общего не имеющего с действительностью, может служить сюжет гоголевского «Ревизора»;

функция социально-символического опознавания: посредством имиджа индивид демонстрирует членам группы свою готовность к социальным интеракциям и выполнению соответствующих ролей, со своей стороны, другие члены груп­пы благодаря имиджу опознают в индивиде потенциально­го партнера.

 

Шепель В.М. (Имиджелогия: как нравиться людям. – М, 2002) обозначил две группы функций имиджа.

 

1. Ценностные функции имиджа:

Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

 

2. Технологические функции имиджа:

Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

 

В понимании В.М. Шепеля, главное назначение имиджа – достичь эффекта личного притяжения. (Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тот владеет магией расположения.) Он рассматривает функции только персонального имиджа и делает упор на его практическом применении.

 

Более универсально определение функции имиджа, данное в книге «Основы теории и практики связей с общественностью» (Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. – СПб., 2011): Главной функцией имиджа является формирование положи­тельного отношения к социальному субъекту. Если положительное отношение сформировано, то за ним обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный вы­бор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положитель­ным отношением.

К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообраз­ной информацией публичной деятельности. На достижение по­ложительного отношения и доверия и должна быть направлена PR-деятельность.

 

Структура персонального имиджа

 

Динамическая модель индивидуального имиджа (по В.Н. Черепановой)

 
 

 


Макросреда

 

Микросреда

 

 

Ядро имиджа состоит:

- поверхностный (самый изменчивый) уровень: знания, данные, представления;

- социальные фиксированные установки: складываются на основе знаний, но в то же время существенно на них влияют (однажды узнав о своих правах на свободу и независимость, женщина стала убежденной феминисткой, и теперь никакие новые знания не изменят ее представлений о семье);

- система ценностей: добро и зло, истина, семья, любовь, мир; изменения в системе ценностей приводят к изменению набора установок (обесценивание семьи приводит к социальной установке на гражданский брак или легкий развод).

- Я-концепция – центральный элемент в структуре имиджа. Формируется через все 3 слоя, скрепляет их собой, тем самым замыкая структуру ядра имиджа. Ценности, установки, знания могут интегрироваться в личность, если они не противоречат ее Я-концепции (религиозные люди не хотят знать теорию эволюции).

 

Я-концепция Р. Бернс



2015-11-10 5783 Обсуждений (0)
Структура персонального имиджа 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Структура персонального имиджа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5783)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)