Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ



2015-11-10 1663 Обсуждений (0)
ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Советская психологическая наука использует два основных понятия для характеристики человека: «индивид» и «личность».

Индивид — это биосоциальное определение человека как представителя вида homo sapiens. В понятии «индивид» зафиксирован факт принадлежности к человеческому роду. Поэтому индивидом можно назвать любого человека со всеми присущими ему природными особенностями.

Личность — категория социальная. Это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. «От начала и до конца личность — это явление социальной природы, социального происхождения... А чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию всей той совокупности человеческих отношений, конкретной человеческой индивидуальности ко всем другим таким же индивидуальностям, то есть динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами, имеющими всегда и везде социально-исторический, а не естественно-природный характер»*.

Таким образом, понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, понятие «личность» — на связь человека

и общества.

Человек становится личностью только в процессе общественного функционирования, и уровень его как личности полностью

* Ильенков Э. Что же такое личность? — В кн.: «С чего начинается личность?» — М.: Политиздат, 1979, с. 193.


зависит от социальных условий (экономических, политических, культурных и др.).

Вследствие социальной детерминированности личность является объектом изучения социальных наук: философии, социологии, социальной и общей психологии, каждая из которых выделяет свой аспект исследования личности. Особую роль среди наук, исследующих личность, играет философия. Она интегрирует, направляет и координирует усилия отдельных наук, рассматривая личность в единстве всех сторон. Поэтому разработка общей теории личности — задача марксистско-ленинской философии.

В конкретных науках проблема личности представлена в парциальном, редуцированном виде. Так, в психологии личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих социальной активностью человека. Социальное поведение человека, как и поведение любой сложной системы, определяется взаимодействием внешних и внутренних условий. Внешние причины действуют через внутренние. Это означает, что эффект внешнего воздействия зависит не только от характеристик объекта воздействия, но и от индивидуальных особенностей субъекта воздействия. Определяющим фактором всегда являются социально-исторические условия, а личность выступает как фактор, модифицирующий реакцию индивида на внешнее влияние.

Таким образом, все внешние воздействия на человека преломляются через «совокупность внутренних условий», которые в целом и образуют то, что в психологии называется личностью.

Изучение структуры внутренних условий человеческой деятельности или личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, который возникает при изучении личности человека,— это вопрос о желаниях и побуждениях. Что движет человеком, к чему он стремится, что его привлекает? Это направление в исследованиях личности называется теорией мотивации. Вслед за этим вопрос о возможностях человека. Что может человек, каковы его способности и таланты? Этот раздел психологии личности называется теорией способностей. Знания желаний и возможностей человека недостаточно для прогноза его социального поведения. Чтобы предсказать, как человек поведет себя в той или иной ситуации, необходимо знать, что он собой представляет, какие из мотивов и установок вошли «у него в плоть и кровь и закрепились в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о свойствах личности»*.

Эти три различных аспекта личности не изолированы один от другого, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Мотивы деятельности личности, побуждая человека к одним и тем же поступкам, закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности. Поэтому с содержательной стороны свойства личности теснейшим образом связаны с ведущими мотивами человеческой деятельности и сами в конечном счете определяют направление развития мотивов.


Аналогичные соотношения имеются между мотивами деятельности и способностями. Интерес к определенным занятиям стимулирует развитие определенных способностей, а наличие способностей обеспечивает успех в деятельности, стимулируя и закрепляя интерес к ней.

Так же тесно взаимосвязаны способности и свойства личности. Например, одаренность в каком-либо виде спортивной деятельности может привести к формированию у спортсмена таких свойств личности, как уверенность в своих силах, смелость, самостоятельность или беспечность, самомнение и зазнайство. Сформировавшись, эти черты личности будут, в свою очередь, по-разному влиять на развитие спортивных способностей. Способности развиваются реализуясь, а их реализация полностью зависит от таких свойств личности, как настойчивость, упорство, целеустремленность и т. п.

Таким образом, в реальной личности мотивы, способности и свойства личности не изолированы друг от друга, а переходят один в другой, сплетаясь в единое целое.



2015-11-10 1663 Обсуждений (0)
ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1663)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)