И ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение спортсмена, знания о нем, как бы глубоки и правильны они ни были, не помогут спортивному совершенствова-1 нию, пока на их основе не начнется воздействие. После изучения] условий деятельности, психологических и профессиональных осо-| бенностей спортсмена, тренера и других лиц, участвующих в этой деятельности, самый простой и распространенный способ воздействия— это рекомендация, подсказка, совет или просто сомнением которое заставляет задуматься, изменить отношение, решение,! действие. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомен-] дации предписывают определенный характер и последовательность] восприятий, воспоминаний, размышлений, переживаний, действий,! слов и пр. Они должны быть своевременными, соответствовать! индивидуальным особенностям адресата (возрасту, полу, образо-1 ванию, интеллекту и др.), а также ситуации и особенностям взаи-1 моотношений спортсмена и педагога. Истинное для одного чело-1 века и для определенных условий, для другого или в другой си туации может оказаться бесполезным или даже вредным. ЧенЯ более авторитетен, опытен, уважаем, известен педагог, эффективч ней его рекомендации. Лучше всего, когда рекомендации даются от имени науки, объективно доказавшей их правомерность. Нередко они бывают построены на здравом смысле, на житейских или профессиональных наблюдениях. А это значит, что они могут содержать в себе как тонко подмеченные и правильные факты, так и закрепившиеся неверные представления. Добиться научной обоснованности каждой рекомендации — задача недостижимая, но при сомнении в верности рекомендации от нее лучше отказаться. Рекомендации могут носить как обобщенный характер, так и подчиненный случаю — эпизодический, конкретный. Они содержат большой элемент демократизма, несмотря на то что в них часто используется слово «должен». Рекомендации не приказывают, не требуют—они советуют, нередко предоставляют выбор, дают знания, информацию к размышлению. Они меняют отношения, побуждают, обучают, воспитывают и, что очень важно, дают предельно сжатое психологическое образование. Поэтому часто рекомендации направлены тренеру и другим взаимодействующим со спортсменом людям с целью поднять уровень, их психологической, психогигиенической и психотерапевтической грамотности. Поскольку большинство вопросов прикладной психологии может быть в той или иной мере выражено в рекомендациях, их число очень велико. Здесь приводятся рекомендации, касающиеся наиболее ответственных моментов спортивной тренировки и соревнований. 1. Некоторая степень психического перенапряжения в пик тре 2. Если при привычной тренировочной нагрузке, далекой от 3. Тренер должен помнить, что при появлении признаков первой 4. При появлении признаков второй стадии перенапряжения — нированную тренировочную нагрузку и систему восстановлена спортсмена. 5. Если обнаруживаются признаки третьей стадии психического 6. Волнение перед стартом — необходимый компонент высокого 7. Если во время разминки перед стартом у спортсмена на- J 8. В период соревнований у спортсмена повышена чувствитель 9. Отношения и манера общения тренера со спортсменом во
10. То, что было полезно для мотивации тренировочного про 11. Нецелесообразно чрезмерно «раздувать» достоинства со 12. Не следует успокаивать спортсмена такими фразами, как: ворить «Спокойно» или даже «Волнуйся», напомнив, что умеренное волнение перед стартом — это помощник спортсмена. 13. Если есть необходимость дать спортсмену какие-либо ука 14. Оценивать действия спортсмена необходимо спокойным то 15. В период соревнований тренер не должен быть озабочен, 16. Тренер должен помнить, что спортсмена окружает много 17. Спортсмен должен знать, что сильнейший враг будущего Приведенные рекомендации — лишь примеры. Хорошо, когда тренер собирает рекомендации (как собирают афоризмы), и еще лучше, когда он формулирует их для себя, бесконечно уточняя и дополняя в течение всей своей профессиональной деятельности. В структуре психологического обеспечения спортивные рекомендации, как средства воздействия, отличаются рядом достоинств и недостатков. К достоинствам относятся: всеохватывающий характер, простота использования, широкий временной диапазон эффекта воздействия (от мгновенной реакции до следов, остающихся спустя годы), огромное многообразие форм при одном и том же содержании, возможность учета тончайших оттенков психических состояний и свойств личности и пр. К недостаткам рекомендаций относятся: их нередко спорный характер (когда они базируются не на строгих научных фактах, а на наблюде- нии), поучающая форма (что у спортсменов, достигших успехов,} может вызвать негативную реакцию), отсутствие системы в их! реализации и пр. Эти недостатки, особенно последний, устраняются целенаправленной систематической психологической подготов-' кой к спортивной деятельности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1078)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |