Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические указания для подготовки к семинарским и практическим занятиям для студентов технических специальностей очной формы обучения
Нижний Новгород 2008 Составитель Н.И. Смаковская
УДК 159.9 + 37
Психология и педагогика:методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов технических специальностей очной формы обучения /НГТУ им. Р.Е. Алексеева; Сост. Н.И.Смаковская. – Н. Новгород, 2008. -28 с. Настоящие методические указания содержат описание тематики семинарских и практических занятий, вопросы и задания к ним, список необходимой литературы, а также вопросы к зачету по курсу и темы рефератов.
Научный редактор канд. филос.наук, доц. И.Н.Терентьева
Редактор В.И.Бондарь
Подписано в печать 08. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ.л. 1,8. Уч.-изд.л. 1,3. Тираж 350 экз. Заказ .
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева. Типография НГТУ им. Р.Е.Алексеева. 603950, Н.Новгород, ул. Минина, 24.
© Нижегородский государственный технический университет им.Р.И.Алексеева, 2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебный курс «Психология и педагогика» для студентов технических специальностей интегрирован в комплекс дисциплин гуманитарного направления подготовки современного специалиста. Актуальность данного курса обусловлена гуманитаризацией образования и воспитания, соотношением естественно-научного и гуманитарного знания, а также многоаспектностью проблем и задач, стоящих перед современным специалистом. Структура курса включает два раздела. Первый раздел дает представление о предмете и методах психологии, психике и категориях психологического знания, об индивидуальных особенностях личности и межличностных отношениях. Второй раздел посвящен содержанию воспитательного процесса, дидактике как теории образования и обучения, а также общим принципам обучения. Таким образом, рассмотрение основных разделов курса ориентировано на усвоение общих психологических и педагогических понятий и принципов, специфики предметов и на формирование у студентов представлений о многообразии психолого-педагогических проблем. Курс предполагает знакомство с теоретическими и практическими исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Поощряется активная самостоятельная работа студентов, которая находит выражение в творческом поиске ответов на возникающие вопросы, генерировании и проверке разнообразных предположений, написании рефератов или эссе, выступлении с докладом на семинаре (по выбору). Цели и задачи курса Цели учебного курса «Психология и педагогика» : 1. Раскрытие значения психологических и педагогических знаний как важной профессионально-личностной составляющей в деятельности современного специалиста. 2. Формирование и развитие у студентов навыков и умений решения конкретных психолого-педагогических задач в сфере профессиональной деятельности, коммуникативной компетентности в целом. Задачи курса «Психология и педагогика»: 1. Познакомить студентов с современными психологическими и педагогическими научными представлениями. 2. Изучить содержание основных понятий психологии и педагогики, сформировать у студентов практические умения по отбору и преобразованию информации с учетом ее психологических особенностей и закономерностей. 3. Познакомить студентов с психологическими эффектами и методами установления эффективной коммуникации. 4. Обозначить аспекты внедрения психолого-педагогических знаний в практические формы профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты уровня подготовленности студента по курсу «Психология и педагогика» Студенты должны иметь представление: · о месте и роли психологии и педагогики в системе · о содержании предмета психологии и педагогики как сложного и · о методологических, теоретических, профессиональных Студенты должны уметь: · определить предмет и методы психологии и педагогики; · охарактеризовать психологические и педагогические теории · дать определения основных понятий и категорий психологии и · оперировать понятиями и категориями, усвоенными в процессе Студенты должны иметь навыки: · установления причинно-следственных связей между основными · выявления особенностей применения тех или иных принципов, · анализирования проблем коммуникации, находить оптимальные · конспектирования, аннотирования и реферирования изучаемой Распределение часов лекционных и практических занятий по темам
П С И Х О Л О Г И Я Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии 1. Психология как наука. Этапы развития психологического знания. 2. Развитие психики и сознания. 3. Место психологии в системе наук. Ключевые понятия Психология, методы психологического исследования (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование), отрасли психологии, психика, мозг, сознание. Контрольные вопросы · Определите предмет и задачи психологии. · Представьте основные значения термина «психология». · Место психологии в системе наук. Предложите графическую модель системы и обоснуйте ее. · Каковы отрасли психологического знания? · Представьте характеристику этапов развития психологического знания. · Определите методы психологии, их позитивные возможности и · Предложите схематичную модель развития психики и сознания. · Определите понятия «психика» и «сознание». Проблемные вопросы Философ Э.В.Ильенков в своей работе «С чего начинается личность?» приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность… Личность без мозга быть не может, а мозг без намёка на личность…бывает. Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях». Со всеми ли высказываниями философа Вы согласны? Ответ аргументируйте.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |