Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разноуровнего и разномасштабного исследования



2015-11-10 531 Обсуждений (0)
Разноуровнего и разномасштабного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработка методоло­гических проблем исследования факторов региональной конфликтогенности состоит, с одной стороны, в рефлексии по поводу того, что делают ученые, изучающие эти факторы, а с другой – в поиске наиболее эффективных способов научно-исследовательской деятельности в этой предметной области. В социально-гуманитарных науках изучение факторов региональной конфликтогенности актуализировалось в 90-х гг. ХХ в., в связи с распадом СССР и усилением процессов регионализации на постсоветском пространстве.. По времени это совпало с тем, что, с одной стороны, в отечественном интеллектуальном дискурсе произошел отказ от теории общественно-экономических формаций как единственно «правильной» научной методологии, а с другой – в нем появились методологические новации, заимствованные из эпистемологического арсенала западной научно-исследовательской традиции.

Марксистская теория общественно-экономических формаций как методология научных исследований представляла собой одну из разновидностей монистической интерпретации социальной реальности. В конкретной научно-исследовательской практике методологический монизм этой теории проявлялся в установке формационного редукционизма, которая предусматривала сведение всего многообразия «мира людей» к формационным характеристикам; а различных способов и форм их жизнедеятельности – к социально-экономической отношениям. Теория общественно-экономических формаций относилась к разряду тех теоретических конструктов, которые акцентировали внимание на противоречиях и конфликтах в обществе, поэтому ее можно было использовать и при изучении конфликтогенных ситуаций в регионе. Однако, сводя все дело к экономическим или социальным отношениям, эта теория обнаруживает свою односторонность и, следовательно, методологическую недостаточность при изучении факторов региональной конфликтогенности в целом, а также их специфики в том или ином регионе.

В настоящее время ученые, изучающие факторы региональной конфликтогенности, используют различные модели социально-гуманитарного исследования. Одни из них работают в русле классической модели, другие – неклассической, третьи – прибегают к синтезу установок классической и неклассической моделей.

Классическая и неклассическая модели научного исследования являются «одномерными» методологическими конструктами, акцентирующими внимание на тех или иных сторонах социальной реальности. Поэтому при изучении факторов региональной конфликтогенности одни исследователи особое значение придают объективным факторам (социально-экономическая напряженность, социальная аномия, кризис социальной и этнической идентичности, конфессиональные различия в регине), другие – субъективным (социофобия и социальная мобилизация).

При изучении факторов региональной конфликтогенности большое внимание уделяется также внешним факторам – таким, как изменение геополитического положения регионов после распада СССР и кризис государственно-политической и культурно-исторической идентичности российского (постсоветского общества). В последнее время особое внимание стали уделять таким факторам, как взаимодействие цивилизаций и международный терроризм. При этом источник региональной конфликтогенности усматривается то в современных реалиях в регионах, то – в их историческом прошлом.

«Одномерные» методологические конструкты позволили выявить самые разнообразные факторы региональной конфликтогенной и в этом плане оказались весьма эффективными познавательными средствами. Однако некоторые ученые полагают, что региональные конфликтогенные ситуации обусловлены комбинацией факторов – исторических, геополитических, социально-экономических, этнических, демографических, социально-психологических, находящихся в сложном взаимодействии. Поэтому для более глубокого понимания и объяснении факторов региональной конфликтогенности требуется разработка «многомерные» методологические конструкты их научного исследования.

В последнее время такие конструкты стали создаваться в рамках неоклассической модели научного исследования, основой которой выступает синтез объективистских и субъективистских подходов, социологистских и номиналистских принципов, номотетических и идиографических стратегий при изучении социальной реальности. Вместо дихотомии «материальное – ментальное» неоклассики считают необходимым изучать взаимодействие в социальной реальности и объективных структур, и субъективных действий. Поэтому предметом неоклассической модели научного исследования выступают и надындивидуальная универсальная и каузальная социальная реальность (социальные процессы, структуры и институты), и уникальная казуальная индивидуальная реальность (повседневная жизнедеятельность людей и их уникальные духовные практики).

При этом неоклассики считают, что предмет научного исследования не исчерпывается комбинацией объективных социальных факторов и субъективных человеческих действий. По их мнению, социальные изменения не являются только результатом людских стремлений, поскольку под слоем очевидных высказываний и намерений лежат латентные факторы, о которых люди имеют лишь смутное представление, таких, например, как глубинные ценности. Взаимодействующие субъекты вряд ли могут осоз­навать в полной мере системную обусловленность своих действий, точно также они не в состоянии полностью предвидеть и результаты своих действий. Поэтому и причины, и последствия нельзя просто «вычислить» из заявленных мотивов основных действующих лиц, потому что между намерениями и результатами очень часто лежат скрытые, или структурные факторы.

Неоклассическая модель научного исследования претендует на создание «синтетических» социальных концепций, базирующихся на «теориях среднего уровня». Эти теории имеют холистскую направленность, они стремятся описать, объяснить и понять свой предмет в целостности и единстве составляющих его элементов. В частности, при изучении конфликтогенных ситуаций некоторые исследователи предлагают использовать методологию концептологического анализа как междисциплинарного интегративного подхода к изучению, пониманию и моделированию социальной реальности в регионах. При изучении факторов региональной конфликтогенности эта методология ориентирует исследователя на интегративное использование идей и методов, разработанных в различных научных дисциплинах.

«Многомерный» подход к изучению факторов региональной конфликтогенности в русле неоклассической модели научного исследования предполагает разработку такого методологического конструкта, который базируется на разноуровневом и разномасштабном видении региональной конфликтогенной ситуации. При изучении разных уровней конфликтогенных факторов в регионе сложилось два подхода: сторонники структурного подхода основное внимание уделяют макроуровневым факторам; сторонники перцептивного подхода акцентируют внимание на факторах микро- и мезороуровня. Используя многоуровневый подход, исследователи, изучающие конфликтогенные факторы в регионах России, выделяют на микроуровене – мотивы участия людей в конфликтах (дилемма безопасности, статусная заинтересованность, гегемонистские амбиции и конкуренция элит); мезоуровене – деятельность националистических организаций; макроуровене – миграцию и модернизацию.

В рамках «многомерного» подхода при изучении факторов региональной конфликтогенности некоторые исследователей выделяют, например, на Северном Кавказе, с одной стороны, геополитические, а с другой – социально-политические факторы. Они считает, что геополитические факторы, характеризующие традиционные военно-стратегические и экономические интересы России и других государств мирового сообщества на Кавказе, изначально задают высокий фоновый уровень социальной напряженности в регионе. Геополитические факторы при этом рассматриваются на двух уровнях: на глобальном уровне – место Северного Кавказа в системе геополитических интересов мировых держав; на локальном уровне – геополитическое влияние Северного Кавказа на Российскую Федерацию.

Социально-политические факторы исследователями делятся на долгосрочные и ситуативные. К долгосрочным факторам они относят исторически сложившуюся полиэтничность Северного Кавказа, наличие многочисленных языковых групп народов, обладающих самостоятельными национальными интересами в различных сферах общественной жизни; влияние на политические институты традиционных родовых структур; историческую память этносов как элемент национального самосознания и основу консолидации национальных интересов; разностатусность различных национальных групп, проявляющуюся прежде всего в структуре занятости и уровне образования населения в полиэтничных обществах; территориальные споры и претензии этнических групп друг к другу. К ситуативным факторам – ухудшение экономического положения, которое сопровождается разрушением традиционных хозяйственных связей, обострением криминогенной обстановки, ростом влияния мафиозных структур и расширением возможности незаконного распространения оружия; деятельность основных политических сил в регионе.

Некоторые исследователи, выделяя геополитические и социально-политические факторы конфлктогенности на Северном Кавказе, дают несколько иной их список: 1) геополитические факторы – пограничное положение Северного Кавказа между атлантистской и континентальной моделями мира, что неизбежно включает его в зону международных интересов; Северный Кавказ – контактная цивилизационно-кулътурная зона (исламской, кавказской горской и российской цивилизаций); доминантные торговые пути через регион; 2) долгосрочные социально-политические факторы – политэтничностъ и поликонфессиональность региона; стабильное влияние семейно-родовых (тейпы, тухкумы) и религиозных общностей (мазхабы, вирды); патерналистские традиции и ожидания общества; этническая идентификация на основе ценностной системы горских морально-этических кодексов, полиюридизм этнического сознания; территориальные проблемы; этномобилизационная роль исторической памяти; разностатусность различных этнических групп; модернизация всех сфер жизни; 3) ситуативные факторы – падение жизненного уровня; депрессивный характер развития многих социально-территориальных комплексов; массовое распространение оружия; криминализация экономики и политической сферы; законодательные противоречия в отношениях центр – регионы; динамичное и неопределенное взаимодействие этнополитических движений; массовая миграция населения; военные действия в регионе.

Третьи исследователи, проводя ситуационно-факторный анализ конфликтогенности на Северном Кавказе, считают, что наиболее значимыми в плане воздействия на социально-политическую обстановку в регионе являются экономические, политические, конфессионально-мировоззренческие и этнодемографические факторы. По мнению некоторых ученых, в регионе действует ряд факторов, которые придают специфику и большую остроту конфликтогенным ситуациям на Северном Кавказе.

Во-первых, это повышенная значимость этнической идентификации в самосознании кавказских этносов по сравнению с другими типами социальной идентификации. Такая ситуация типична для регионов со сложной этнической структурой и не завершенными процессами нациестроительства.

Во-вторых, это наследие национально-территориальных переделов. Нигде более в пределах нынешней России не было осуществлено такого большого количества изменений в национально-территориальном устройстве, как на Северном Кавказе, причем эти изменения касались как изменения границ, так и изменения статуса национально-территориальных образований.

В-третьих, это особенности менталитета горских народов Кавказа, веками ориентировавшихся на «разрешение» конфликтов с помощью силы. Культ оружия и силы, обусловленные историко-географическими особенностями региона, сформировали у народов Кавказа специфическую культуру конфликта, в которой силовой его исход является приоритетным.

В-четвертых, это относительно позднее присоединение Северного Кавказа к России по сравнению с другими областями, являющимися этнической родиной или исторически сложившимися ареалами расселения народов.

В-пятых, это последствия депортаций и массового переселениями народов.

В-шестых, это отсутствие концептуально разработанной «кавказской политики» нового российского государства. Северный Кавказ, будучи специфическим в этническом отношении регионом нашей страны, требует особого подхода в управлении межэтническими процессами. Также следует учитывать, что в ряде регионов Российской Федерации, и прежде всего на Северном Кавказе, будет сохраняться межэтническая напряженность до тех пор, пока не будут решены вопросы федеративного устройства, в том числе, уравнивания прав субъектов федерации.

При изучении факторов региональной конфликтогенности могут существовать разные масштабы ее рассмотрения. Есть факторы которые существуют непосредственно в регионе «здесь и сейчас». Это – факторы повседневной региональной конфликтогенности. Кроме того, есть факторы более масштабные, целостный охват которых невозможен без определенных процедур, улавливающих развитие конфликтогенных процессов во времени и в пространстве. Поэтому методологически необоснованными являются попытки объявить тот или иной масштаб изучения конфликтогенных факторов в регионе единственно «реальным», а все другие – фикциями. Такие попытки мешают воспринимать всю ее полноту и сложность конфликтогенных ситуаций в регионах.

Разноуровневый и разномасштабный подход к изучению факторов региональной конфликтогенности получил реализацию в нескольких многомерных методологических конструктах. Так, применительно к Северному Кавказу разработано два таких методологических конструкта. В рамках одного из них выделяется несколько уровней объяснения конфликтогенной ситуации на Северном Кавказе. Первый – микроуровень – связан с пониманием этнополитических процессов, проходящих в регионе после распада СССР. Второй – мезоуровень – с трактовкой особенностей исторического взаимодействия России и народов Северного Кавказа. Третий – макроуровень – с интерпретацией этих событий в русле цивилизационного подхода. В рамках другого конструкта конфликтогенные факторы на Северном Кавказе предлагается изучать как в масштабе «hic et nunc» («здесь и сейчас»), так и масштабе «longue duree» («долгой длительности») и «big structures» («больших структур»).

Конфликтогенные факторы в масштабе «hic et nunc» связаны с процессами, проходящими в регионе после распада СССР. Они проявляются прежде всего в политических структурах и этнических взаимодействиях, которые развертываются в режиме пространства и времени повседневности, а также в этнонациональных конфликтах (защитных, статусных, гегемонистских и элитарных). Изучение этих факторов предполагает использование методологии ситуационно-факторного анализа. В масштабе «longue duree» конфликтогенные факторы в регионе обусловлены особенностями исторического взаимодействия российского государства и народов Северного Кавказа, а также региональными демографическими процессами. Они обнаруживаются в национальном самосознании народов Северного Кавказа, задающем пространство и время истории. Изучение этих факторов требует применения методологии исторического исследования. Конфликтогенные факторы в масштабе «big structures» связаны с тенденциями глобализации и регионализации в современном мире. Они проявляются прежде всего во взаимодействии в регионе различных цивилизаций, формирующих пространство и время хроноса. Изучение этих факторов предполагает использование методологии цивилизационного исследования (см. схему 14).

Схема 14.

«Многомерные» методологические



2015-11-10 531 Обсуждений (0)
Разноуровнего и разномасштабного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разноуровнего и разномасштабного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)