Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку



2015-11-10 1120 Обсуждений (0)
Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку 0.00 из 5.00 0 оценок




Урок– коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав уч-ся, устойчивые временные рамки занятий, заранее составленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура урокаэтоего внутреннее строение, последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации. Типы уроков по дидактическим целям: 1)комбинированный; 2)урок изучения новых знаний; 3)урок проверки знаний; 4)урок формирования умений и навыков; 5)урок обобщения и систематизации изученного; 6)урок закрепления и повторения знаний. Требования к современному уроку: 1)К содержания урока: а) научность содержания б) связь с жизнью в) доступность материала г) целенаправленность материала д) доказательность инф-ии. 2)К методической стороне урока: а) развитие интереса к знаниям б) проблемность обучения в) стимулирование уч-ся к творч. Работе г) многообразие методов и приёмов изложения материала д) использование наглядных и технических ср-в е) сообщение д/з творч. хар-ра. 3)К организационной стороне урока: а) рацион-ое использование времени б) индивидуализация обучения в) подготовку к каждому уроку начинать с планирования системы уроков по данной теме г) при планировании урока учитывать след-ие структурные компоненты: -подготовительный этап; -вводно-мотивационный этап -операционно-познавательный этап -контрольно-оценочный. В современной теории и практике образования выделяют следующие пути повышения эффективности урока: 1) Углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением; 2)Связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъективным опытом; 3)Включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся; 4)Разнообразие структур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандартных уроков; 5)Создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой; 6)Применение разнообразных методов и технологий обучения.

Стр-ра комбинированного урока:

1.Дидактическая подстр-ра:

а) актуализация опорных ЗУН и зоны ближайшего развития б) формирование новых ЗУН и способов умственных действий(СУД) в) применение усвоенного, закрепление г) домашнее задание

2.Методическая подструктура:

а) организация начала урока б) проверка домашнего задания в) проблематизация г) введение новой инф-ии д) демонстрация визуального ряда е) упражнения, контроль, коррекция, домашнее задание

3.Психологическая подстр-ра:

а) установление коммуникативного контакта б) воспроизведение(известного) в) восприятие(нового) г) осознание, осмысление д) присвоение е) коррекция, применение ж) домашнее задание

Другие формы обучения:

1.Лекционно-семинарская система: лекция, семинар, зачёт, экзамен, консультация

2.Внеурочные формы: экскурсии, дом. работа, факультатив, курс по выбору, предметные кружки, олимпиады,…

3.Нетрадиционные типы уроков: урок-турнир, урок-спектакль, урок-игра, урок-сказка, урок взаимного обучения, проектный урок,….

 


21. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Технологии дифференцированного обучения

Под дифференциацией проц обуч может пониматься- создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.В понимании дифференциации можно выделить 3 осн аспекта: 1) учет индивидуальных особенностей учащихся, 2) группирование учеников на основании этих особенностей, 3) вариативность уч проц в группах.

Цель дифф проц обуч – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склнноостей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.

В пед лит-ре различают след виды дифференциации: внешняя и внутренняя.Под внешней дифф понимается создание спец дифференцированные учебные группы, в кот осуществляется учет инд особенностей уч-ся. Внеш дифф предусматривает организацию обучения в классах с однородным составом уч-ся. При этом преподавание предметов ведется по программам, расчитаннм на один уровень уч возможностей уч-ся. В качестве видов внешней дифф традиционно выделяют: дифф по способностям(по общим или специальным способностям, по неспособностям), дифф по интересам, дифф по практикуемой профессии. Внутр дифф – организация уч процесса, в которм инд особенности уч-ся учитываются учителем в условиях обычного класса. Разл также дифф по хар-ным индивидуально-психологическим особенностям детей: по возрастному составу, по полу, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья.

Индивидуализация обучения - организация учебного процесса, при котором выбор содержания, способов, приѐмов и темпа обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Одаренность – высокий уровень развития и проявления способностей общих или специальных.

Реальные проявления детской одаренности индивидуально-своеобразны.Но,существуют кач-ва, присущие большинству одаренных детей:

-Особ разв познав дея-ти:опережающее познавательное развитие, отличная память, широта восприяти, высокая концентрация внимания, большое упорство в решении каких-либо задач, повышенные математические способности и т.д.

Особенности психосоциального развития: положительные проявления (самостоятельность, стремление реализовать свои возможности, склонность к лидерству, богатая фантазия, изобретательность ит.д.), отрицательные проявления (повышенная возбудимость, нетерпеливость, преувеличенные страхи, предъявление завышенных требований к себе и окружающим, недостаточная общительность со сверстниками).

В мировой образовательной практике предложены след пути образования одаренных детей: обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения, обучение их по индивидуальным программам.


 

Теоретические основы, закономерности и принципы воспитания. Взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о воспитании в системе образования.

Теория воспитания как отрасль педагогики изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие илы, содержание процесса воспитания, анализирует концепции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитателнього процесса в разл уч заведениях.

Немецкий педагог Гербарт один из первых попытался построить научную теорию воспитания. Содержание воспитания по его убеждению состоит из: воспитывающего обучения (воспитание интересов), нравственное воспитание (формирование воли и характера будущего члена общества), управления (приучения к порядку).Данный подход к воспитанию направлен на максимальную общественную полезность и игнорирует фактор саморазвития личности.

Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогике (перечисленные в программе фамилии)способствовало поялвению новых взглядов на воспитание, в центре кот находится ребенок как субъект воспитания. В контексте этих взглядов воспитание- это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, базирующийся на способности человека к саморазвитию.

Воспитательный процесс - специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, подсистема целостного педагогического процесса ,кот рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанников. Движущей силой воспитательного процесса выступает противоречие м\ду разнообразными воздействиями на ученика и целостным формированием его личности.

Основными закономерностями процесса воспитания явл: зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общ-ва;ориентация воспитания на развитие личности путем присвоения ею соц опыта , культуры и духовных ценностей; воспитание личности происходит в деятельности и общении; эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью в самовоспитание; зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания; зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм и учловий; процессы воспитания и обучения взаомопроникающие и взаимозависимые.

Принципы воспитания: гуманистическая направленность воспитания; социальная адекватность воспитания, связь воспитания с жизню и практикой; целостность и непротиворечивость воспитательных влияний, согласованность требований школы, семьи и общественности; учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка; принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностю к нему; принцип воспитания в группе, коллективе; сочетание пед управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

Процесс воспитания оказывает влияние на формирование отношение и качеств личности только через стимулирование её внутренней активности, саморазвития, самосовершенствования. Поэтому одной из глвныз задач воспитания является формирование у личности способности и умений самовоспитания. Самовоспитание как сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств, качеств, становится доступным учащимся обычно в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте возникает потребность в личностном совершенствовании и появляется способность к самооценке своих свойств и качеств.

23. Содержание воспитания. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о содержании и направлениях воспитания. Понятие о программно-планирующей документации воспитания.

Содержание воспитания, которое основывается на учете потребностей, типологических возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, на общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности, представлено в концепциях и программах воспитания. Концепция воспитания - совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные напрвления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в пед процессе.

Программа воспитания – содержание воспитания (т.е. дея-ти педагога и уч-ся по достижению поставленных целей и задач), сформулированное и распределенное в соотв с возрастными периодами.

Воспитательная работа с детьми и молодежью явл объектом пристального внимания гос-ва. МинОбр РБв 2006г утверждена концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ. В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. В этом нормативном документе проводится хар-ка основных составляющих воспитания. К ним отн-ся: идеологическое воспитание, семейное воспитание, трудовое воспитание, экологическое, воспитание культуры здорового образа жизни и др. В соотв с концепцией, указанные направления воспитания должны реализовываться с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях образования.
(Далее см Кодекс об образовании).

 




2015-11-10 1120 Обсуждений (0)
Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)