Тема 14. Логические основы научной теории
Изучив материалы темы, Вы сможете: - указать виды теорий по предмету исследования и по способу построения; - дать определение теоретическим и эмпирическим терминам; - определить разницу между объяснением явления и объяснением законов науки; - понять значение теории как формы развития научного знания.
В науке выделяют два уровня познания – эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т.д. На эмпирическом уровне могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования. На втором уровне действительность отражается в форме теорий. Теория – это достоверное знание об определённой области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. В науке выделяют два вида объектов: эмпирические и теоретические. Эмпирические объекты являются фрагментами действительности, рассматриваемыми, возможно, с тех или иных сторон. Теоретические объекты в действительности не существуют. Они являются логическими реконструкциями фрагментов действительности. В связи с выделением двух типов объектов науки различают два типа терминов языка науки – эмпирические и теоретические термины. Эмпирические термины обозначают наблюдаемые объекты, а теоретические термины – объекты, которые не являются наблюдаемыми. Эти два вида терминов составляют основу теории наряду с высказываниями, в которых выражается знание законов действительности и предложениями соответствия, которые выражают связи между теоретическими и эмпирическими терминами. Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Это одно из условий предсказательной ценности теории. Теория не только описывает определённый круг явлений, но и даёт объяснение этим явлениям. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определённые отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Частными случаями таких отношений являются отношения дедуктивного следования и подтверждения (индуктивного следования). Теории различаются по своему предмету, по характеру изучаемой или области или аспекта действительности, а тем самым и по характеру рассматриваемых объектов. Существуют теории, изучающие те или иные аспекты реальной действительности. К ним относятся естественно-научные (теории в физике, химии, биологии и т.д.) и гуманитарные теории (теории в философии, социологии, этике и т.д.). Другой вид теорий имеет дело с идеальными областями или вообще с явлениями ненаблюдаемого характера. К этому виду теорий относятся теории в математике и логике. Эти теории изучают абстрактные и идеальные объекты и методы научного познания. Выделяют также виды теорий по способу их построения. Это, во-первых, аксиоматические теории. Основу данных теорий составляет система аксиом и понятия необходимые для точной формулировки аксиом. Во-вторых, гипотетико-дедуктивные теории. В основе способа формирования этих теорий лежит гипотетико-дедуктивный метод, который является формой взаимодействия теоретического и эмпирического исследования. Важным моментом является возможность объяснения явлений и законов науки. Существует логическая модель научного объяснения (теория Гемпеля - Оппенгейма). Согласно этому представлению, научное объяснение какого-то явления H (зафиксированного в истинном единичном высказывании «H») представляет собой логический вывод, посылками которого являются некоторая непустая конечная совокупность законов L1,…, Ln той области действительности, к которой относится объясняемое явление Н, и некоторое такое истинное единичное высказывание Е (выражающее, например, условие, при котором происходит Н), которое указывает на определённое явление (факт, признак) из той же области; заключением же вывода является Н. При этом объяснение может быть дедуктивным и вероятностным в зависимости от того, каков характер логического следования, лежащего в основе этого вывода. Объяснение явления должно отвечать на вопросы: что оно представляет собой, почему и как происходит. Обязательно надо указать причину исследуемого явления и раскрыть механизм действия этой причины. Например, объясняя, что такое молния, можно указать на то, что это мгновенный электрический разряд, мгновенное перетекание электрически заряженных частиц с одного облака на другое или с облака на Землю. Некоторую особенность имеют объяснения явлений общественной жизни, поступков, поведения людей. Здесь главную роль играет выяснение мотивов, целей поведения людей в их соотношении с моральными принципами и установками. Объяснение законов природы основывается на объяснении повторяемости явлений, фиксируемая в формулировках законов природы. Исходным при таком объяснении является некоторое индуктивное обобщение. Результат такого обобщения – вида «Все S суть P» – указывает на наличие повторяемости: везде, где есть S имеется P. Результат объяснения этой повторяемости может быть двояким: 1) устанавливается, что указанная повторяемость является случайной; 2) выясняется, что повторяемость имеет место в силу наличия некоторой связи между S и P. В последнем случае – если эта связь установлена – индуктивное обобщение приобретает статус закона науки. Таким образом, сам закон науки становится результатом объяснения.
Контрольные вопросы: 1. Как взаимодействуют теоретический и эмпирический уровень познания? 2. В чём суть теории Гемпеля - Оппенгейма? 3. Назовите виды теорий по способу построения. 4. В чём состоит особенность теории как формы развития научного знания? 5. Что такое предложения соответствия? 6. Укажите специфику объяснения законов природы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |