Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


в работах основоположников марксизма



2015-11-10 1365 Обсуждений (0)
в работах основоположников марксизма 0.00 из 5.00 0 оценок




ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Рассмотрение вопросов идеологии применительно к анализу массовой коммуникации основывается в первую очередь на марк­систской традиции социально-философского анализа. Центральная посылка здесь состоит в том, что продукты культурного производ­ства — материалы телевидения, радио, прессы, кинематографа и др.—создаются и распространяютсяв конкретно-исторических ус­ловиях, конкретными социальными группами и /для конкретных со­циальных групп. Поэтому материалы массовой коммуникации представляют собой форму выражения и продвижения определен­ных ценностей, убеждений, идей. При этом общий социально-эко­номический и политический контекст, в котором материалы произ­водятся, распространяются и используются, является одной из важнейших областей анализа.

Надо иметь в виду, что существует две основные (типологи­ческие) группы взглядов на идеологию. Врамках первой больший акцент делается на политическую сферу проявления идеологии. Идеология понимается как совокупность систематизированных и рационально организованных политических ценностей, в которых оцениваются отношения людей к действительности и выражаются интересы различных социальных групп. Вторая группа определе­ний не ограничивает проявления идеологии только областью по­литического и рациональными формами организации. Идеология рассматривается как совокупность идей, социальных ценностей, представлений, чувств и верований. Также здесь акцент делается на идеологические институ™, которые воспроизводят социальные идентичности и легитимируют властные отношения.

Именно второму варианту пониманию идеологии будет от­дан приоритет в данном разделе. Мы исходим из того, что суще­ствование людей невозможно вне совокупности ценностей, идей, представлений и чувств, которые в явной или латентной форме направляют наше мышление и поведение. Идеологии могут транс-


формироваться, на место старых идеологий могут приходить но­вые. Однако невозможно представить себе нашу жизнь вне иде­ологий; это не хорошо, и не плохо — это лишь отражает реаль­ную практику.

Заметим, что проблематика идеологии получила в мировой литературе достаточно широкую разработку — налицо многооб­разие подходов и интерпретаций данного феномена. Ниже будут рассмотрены лишь те из них, которые, по нашему мнению, явля­ются ключевыми в связи с анализом массовой коммуникации.

Вопросы идеологии

в работах основоположников марксизма

Проблематика идеологии отражена на страницах многих ра­бот Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Вопросы об иллюзорном характере буржуазных идеологий, клас­совой сущности идеологий, динамике идеологических процес­сов и функциональных особенностях идеологий наиболее полно разработаны в таких работах, как "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Крестьянская война в Германии". "Немецкая идеология" и дру­гих. Будем иметь в виду, что понятие "идеология" по мере разви­тия марксизма употреблялось в разных значениях.

Как понимали феномен идеологии основоположники марк­сизма? Здесь, на наш взгляд, правомерно выделить несколько важных моментов.

В упомянутых выше работах под идеологией понимаются "иллюзии эпохи", "ложное сознание". Так, в "Немецкой идеоло­гии", которая, среди прочего, содержала критику младогегель-янского идеализма, позиция последних получила оценку "идео­логической" - в смысле абсолютизации роли идей в истории и социальной жизни, распространении иллюзорных представлений о путях преодоления социального гнета25. Приведенная трактов­ка идеологии имеет в своем основании несколько теоретических предпосылок.

25 Напомним, что младогегельянцы ограничивались теоретической кри­тикой действительности и настаивали не на ее революционном пре­образовании, а на необходимости изменения сознания людей. Т.е.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Идеология и массовая коммуникация



 


Во-первых, следует сказать о центральном пункте историко-материалистического подхода к явлениям социальной действи­тельности— об определяющей роли общественного производ­ства в человеческой истории. Отсюда следует, что в основе своей идеологические процессы являются продуктом материальных условий жизни.

Во-вторых, появление идеологий в качестве "автономных образований" является результатом процесса общественного разделения труда на материальное и духовное производство. В силу этого идеологии разрабатываются в основном "идеолога­ми". Осмысление человеческого бытия, которое происходит с помощью идеологий, оказывается относительно самостоятель­ным по отношению к этому бытию. Это приводит к тому, что идеологии формируют зачастую иллюзорное представление о реальности.

В третьих, теоретические доктрины, составляющие идеологии, могут быть поняты на основе научного изучения истории и обще­ства. Здесь основоположники марксизма имели в виду социаль­но-историческую науку, приходящую на смену идеологиям.

Другой важной стороной концепции идеологии в марксизме является связь вопроса производства и распространения идей в обществе с отношениями классов. Господствующее положение класса в сфере материального производства предполагает его доминирование в сфере производства духовного, в сфере идей.

Показательной в этой связи является следующая выдержка из "Немецкой идеологии": "Мысли господствующего класса яв­ляются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господ­ствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распоряже­нии средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются

здесь идеологии рассматривались как теоретические доктрины и формы духовной активности, в рамках которых идеи получали са­модостаточное значение. Это, по мнению основоположников марк­сизма, не давало возможности понять реальные условия и характе­ристики социально-исторической жизни.


в общем подчиненными господствующему классу. Господству­ющие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господ­ствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения; следователь­но, это —выражение тех отношений, которые как раз и делают один этот класс господствующим; это, следовательно, мысли его господства. Индивиды, составляющие господствующий класс, обладают, между прочим, также и сознанием и, стало быть, мыс­лят; поскольку они господствуют именно как класс и определя­ют данную историческую эпоху во всем ее объеме, они, само собой разумеется, делают это во всех ее областях, значит и гос­подствуют и как мыслящие, как производители мыслей; они ре­гулируют производство и распределение мыслей своего време­ни; а это значит, что их мысли суть господствующие мысли эпохи"2*1.

Итак, совокупность "господствующих мыслей" эпохи как раз и составляет идеологию. При этом особый акцент авторы делают на детерминации идеологии экономическими условия­ми производства и собственности. Идеология способствует до­минированию одних над другими. Социальным механизмом, обеспечивающим превращение мыслей господствующего клас­са в господствующие мысли данной эпохи является система ду­ховного производства, видное место в которой занимает мас­совая коммуникация.

Идеологические процессы представляют собой "надстройку" над социально-экономическим базисом общества. Они, будучи относительно самостоятельными, тем не менее, зависят от мате­риальных условий жизни. Именно за идеологической борьбой классов оказывается скрытым столкновение материальных инте­ресов социальных групп. Идеологии изменяются с преобразова­нием материальных условий жизни общества. Маркс писал в этой связи: "С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. В кн. Маркс. К. Социо­логия. М. 2000. С.367.



Массовая коммуникация е ракурсе социологической теории


Идеология и массовая коммуникация



 


переворот в экономических условиях производства от юридичес­ких, политических, религиозных, художественных или философс­ких, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение"'7.

Неизбежность идейных "иллюзий" в классовом обществе ос­новоположники марксизма связывали с социальной функцией идеологии. Она состоит в том, чтобы объединить людей для реше­ния исторической задачи, соответствовавшей интересам опреде­ленного класса. По К. Марксу и Ф. Энгельсу, с развитием капита­лизма создаются условия для действительного понимания социальных отношений и ликвидации классовых антагонизмов, с которыми связаны идеологии. Целью революционной борьбы пролетариата является уничтожение частной собственности и ос­нованного на ней права в целом, что приведет к исчезновению классов и, соответственно, источника формирования идеологи­ческих иллюзий. Поскольку борьба пролетариата имеет всеобщее значение, то для осознания исторических процессов потребуются знания, основанные не на ложном сознании, а на основе научно­го мировоззрения, данных "действительной положительной науки".

Следует оговориться, что при рассмотрении функций идео­логии в буржуазном обществе сам зточ термин авторами практи­чески не используется. Вместо этого мы читаем об иллюзиях, лож­ном сознании, "духах прошлого". Идеологические иллюзии, также как и любые ложные теоретические построения, абсолютизируют отдельные стороны действительности. Однако в антагонистичес­ком обществе всегда наблюдаются попытки доминирующих групп с помощью идеологии выдать свой частный классовый интерес в качестве всеобщего. Именно с этим связана специфика как содер­жания, так и формы идеологических '"иллюзий".

Необходимо отметить, что в контексте вопроса о функциях иллюзий, отчетливо проявляется их роль как средства, с помо­щью которого идеи, ценности представления прошлого вплета­ются в ткань текущих социальных изменений. В результате тяго­теющие над людьми идеологические традиции заставляют зачастую совершать действия, которые не отвечают их прямым интересам. Показательным в этом плане является известное за-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.7.


мечание Маркса о том, что "традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар над умами живых"28. Опора на традиции, которые приобрели в обществе значение идейного авторитета, является важной особенностью идеологий. Идеологии, как сис­темы представлений, вместе с тем, могут способствовать кон­сервации сложившегося порядка, формированию "картины мира", скрывающей классовые противоречия и предотвращаю­щей действия по изменению существующей ситуации.

Структуралистская интерпретация идеологии

Существенный вклад в развитие концепции идеологии был сделан современным французским философом-марксистом Луи А л ьтюссером (1918-1990). Разделяя положения Маркса о решаю­щей роли экономических отношений, автор большое значение придает и другим структурным компонентам жизнедеятельности общества. Основными для любого общества являются, по его мне­нию, три вида практик или деятельности: экономическая, полити­ческая и идеологическая. Показательно, что к "политическим" и "идеологическим" практикам он относит большинство аспектов социальной жизни. Структуры основных практик составляют со­ответствующие уровни общества. Уходя от простой дихотомии базиса и надстройки, Альтюссер делает акцент на относительной автономности уровней, специфике внутренней структуры и логи­ки развития каждого из них. Экономика является определяющей только в конечном счете. Другие составляющие общественной формации могут приобретать доминирующие черты на опреде­ленном этапе-9.

МарксК.,ЭнгельсФ.Соч.,т.1,т-8,с. Ц9.

24 "Перечитывая под этим углом зрения "Капитал", можно будет сказать, что все общество представляет собой совокупность "сфер": идеоло­гии, политики, экономики. Вместо того, чтобы предполагать существо­вание между сферами отношения прямой или механической причинно­сти (если А, то В), допускается, что их связывают отношения "структурной" причинности. Что следует понимать под этим? Все сфе­ры сосуществуют, они не сводимы одна к другой. Экономическая сфе­ра по прежнему занимает особое положение, но не в том смысле, что воздействует на политические отношения, которые в свою очередь якобы отражаются в идеологии ..., но в том смысле, что она придает



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Идеология и массовая коммуникация



 


:

 


Проблема идеологии в наиболее концентрированном виде рас­сматривается Альтюссером в небольшом эссе "Идеологические государственные аппараты", написанном в 1969 г.30 Здесь под идео­логией автор понимает сложившийся в сознании людей образ их отношения к реальным условиям своего существования ("Идеоло­гия есть представление, образ воображаемых отношений индиви­дов к их реальным условиям существования"). В работах автора также можно встретить трактовку идеологии как некоторой систе­мы, с помощью которой люди воспринимают, оценивают, "пережи­вают'', сложившиеся у них представления в отношении реальных условий существования. Причем эта система представлений мо­жет состоять из концепций, идей, мифов и образов.

Как было показано выше, по мнению основоположников мар­ксизма, одна из функций буржуазной идеологии состояла в фор­мировании "ложного сознания", маскирующего реальные отно­шения в обществе. Альтюссер делает иной акцент. Подобно основателю современной лингвистики Ф. Соссюру, утверждавше­му,что язык обеспечивает нам доступ к определенной версии ре­альности, а не к самой реальности, Альтюссер рассматривает иде­ологию, как некоторую "концептуальную схему", посредством которой люди осмысливают и "переживают" материальные усло­вия своей жизни. Взятая таким образом, идеология не может рас­сматриваться на предмет своей истинности или ложности.

Другой тезис Альтюссера касается роли идеологии в вос­производстве общественных отношений. Поддержание условий производства означает воспроизводство производственных сил (в форме машин, зданий и т.п.) и одновременно трудовых (людс­ких) ресурсов. Причем воспроизводство последних предполага­ет, наряду с прочим, наличие в области надстройки специальных механизмов транслядинидеологии.

одной из сфер "целого" значение доминирующей.... Таким образом причинность носит структурный характер в том отношении,что имен­но структура — понятие, под которым Альтюссер понимает способ комбинированияэтих сфер между собой - "в конечном счете" решает, что будет выступать в качестве доминирующего фактора". Цит. по: ДекомбВ. Современная французская философия. М. 2000- с. 124. 30 См.: L. Althusser,Lenin and Philosophy and other Essays, New Left Books, 1971.


Автор в этой связи напоминает, что технически компетент­ные, но политически не подчиненные трудовые ресурсы не являг готся адекватными для современного ему общества. Именно по­этому, основной задачей является формирование таких трудовых ресурсов, которые в состоянии и морально, и политически быть подчиненными логике, культуре, требованиям капиталистическо­го способа производства на той или иной стадии его развития.

Альтюссер говорит о том, что государственная власть осуще­ствляет трансляцию условий воспроизводства через "государ­ственные аппараты". Все "государственные аппараты" функцио­нируют по принципу совмещения репрессивных и идеологических мер. К репрессивным государственным аппаратам отнесены ар­мия, полиция, суды, тюрьмы. Важнейшими идеологическими го­сударственными аппаратами являются церковь, семья, система об­разования, средства массовой коммуникации.

Роль репрессивных государственных аппаратов обусловле­на необходимостью применения силы к тем, кто осуществляет антисистемные действия, ставит под вопрос существование сис­темы как таковой. Характерной особенностью репрессивных государственных аппаратов является то, что они образуют еди­ное целое, подчинены строгой централизации.

Идеологическиегосударственные аппараты вносят свой вклад в поддержание стабильности системы (или капиталистических условий эксплуатации) посредством подчинения индивидов по­литической идеологии государства. Идеологические аппараты относительно автономны и разнообразны по своим формам проявления — собственно идеологическое содержание здесь может быть различным. По Альтюссеру, аппараты коммуника­ции "насыщают" каждого гражданина ежедневной дозой нацио­нализма, шовинизма, либерализма, морализма с помощью га­зет, радио и телевидения3'. Индивиды "переживают" идеологию, участвуя в определенных практиках, обеспечиваемых конкрет­ными идеологическими аппаратами. Причем, не существует практик вне идеологии. (См. Схему 3.1.)

Построения автора испытывали на себе серьезное влияние структурализма.Напомним в этой связи, что в структурализмеана-

Althusser,L. Selected Texts. In: Iaglcton,T. (ed.) Ideology. London and New York: Longman, 1994. P.96.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Щеология и массовая коммуникация



 


Схема 3.1.

Модель «Идеологии» Л. Альтюсссра

ИДЕОЛОГИЯ:

система представлений, с помощью которой люди воспринимают, оценивают, «переживают» реальные условия существования (идеи, чувства, образы и мифы)

Структура - включение -, Функции- воздействие на индивидов

индивидов а идеологические рамки \ ^ерез еосудэрственные аппараты

Репрессивные - Идеологические

партии. СМКщ пресса, радио, ТВ

/ идшпогш- /,.

 

лиз сознания, индивидуальной или групповой активности субъекта уходит обычно на второй план. Основное внимания отводится изу­чению причин и факторов сознания и поведения, обусловленных особенностями структуры тех или иных социальных систем. Ак­цент делается на поиске универсальных структурных характерис­тик общества. Причем эти характеристики соотносятся зачастую с универсальными глубинными структурами человеческого мышле­ния. В этом плане очевидна близость структурализма методологи­ческим основаниям лингвистики и антропологии.

Альтюссер утверждает, что "работа" идеологии проявляется <ч з чаще всего в неявном виде. Идеология присутствуег в конкретных практиках, образах, структурах, которые воспринимаются нами как само собой разумеющееся. Идеология становится образом жизни и мышления людей, поэтому нелегко осознание ее присут­ствия и эффектов. Условно говоря, идеология имеет бессознатель­ный характер. Последнее утверждение становится более понят­ным, если принять во внимание весьма специфическую трактовку категории "субъекта", на которую опирается Алътюссер.

Идеология как система представлений соотносится, по мне­нию автора, не с сознанием индивида как таковым. Суть идеоло-


гии может быть понята только через ее структуру. Только сово­купность идей, образов и представлений, способ их организации в целом определяют сущность и функции идеологии в обществе. Отсюда делается вывод о правомерности изучения идеологии как некоторого объективного феномена.

Специфика "функционирования" идеологии состоит, по Аль-тюссеру, в том, что она имеет форму "естественности", "нату­ральности", здравого смысла. В качестве примера того, как иде­ология "рекрутирует" субъектов среди индивидов автором используется понятие "интерпелляции" ("окликивание11, "назы­вание" субъекта"-). Смысл понятия поясняется на примере ис­пользования фразы, с помощью которой окликивают на улице — "Эй Вы!". Индивид, которого окликнули поворачивается. Т.е. он определил, что фраза была адресован именно ему — идеология ассоциируется именно с процессом, посредством которого ин­дивид оказывается включенным в некое состояние "принадлеж­ности" к ценностям (в данном случае имени окликаемого)33.

Серьезное влияние на Альтюссера оказали работы француз­ского структуралистского психоаналитика Ж. Лакана. По мне­нию последнего, индивидуальное поведение оказывается детер­минировано структурой подсознания, которое функционирует наподобие языка34. При этом язык проявления нашего бессозна-

Интерпеллировать - делать запрос.

Фактически речь идет о том, что идеология вносит решающий вклад в процесс социализации и формирования групповых и индивиду­альных идентичностей.

Важной особенностью работ Лакана является стремление к вынесе­нию за пределы анализа всех собственно биологических потребнос­тей. Лакан соотносит душевную жизнь индивида не с физиологичес­кими импульсами организма, а с ценностями, эталонами, символами культуры. Ребенок при своем рождении застает символический мир в виде социальных установок, норм, предписаний, запретов и т.п. го­товым и усваивает по большей части совершенно бессознательно. Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "ат­рибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта. При этом бессознательное рассматривается Лаканом в качестве своеобразного языка ("бессознательное структурировано как язык"), в нем можно выделить сферу означающих и означаемых, парадигмы и синтагмы и т.п. Подробнее см.: Косиков Г.К. Комментарии книге Р. Барт Избран­ные работы. Семиотика. Поэтика. М. Прогресс. 1994. С.589,-581.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Идеология и массовая коммуникация



 


тельного, детерминируется культурой. В процессе научения язы­ку и традициям культуры мы неизбежно подвергаемся их воз­действию. Это приводит к тому, что язык как бы "говорит нами". Также и наше бессознательное состоит из своеобразных набо­ров, "поведенческих репертуаров", сформированных в культуре еще до нас.

Опираясь на эти представления, Альтюссер проводит мысль о том, что индивиды оказываются направляемыми идеологией, наподобие тому, как культура "структурирует" бессознательное. Дело в том, что "идеологический государственный аппарат" уже существует до нашего рождения и возможные траектории наше­го жизненного пути как раз им и детерминированы. В этом смыс­ле наш личностный опыт является выражением более глубокой социальной реальности — внутренней социальной структуры.

Таким образом, идеология представляет собой некий "субъект", поддерживающий зависимые отношения с индивиду­альными ''субъектами". Последние, осознавая себя независимы­ми, в сущности оказываются подчиненными идеологии. Други­мисловами, идеология функционирует как некоторая система адресации, называния, в которой индивиды позиционируются в соответствии с их реакциями, "отнетами", на возможный запрос системы.

Обратим внимание на другие моменты в работах Альтюссе-ра, важные в связи с изучением массовой коммуникации. Опре­деление идеологийкак системы представлений предполагает, что последние имеют знаковый и смысловой характер. То есть сис­темы представлений являются системами значений, посредством которых происходит организация нашего видения мира. Идеоло­гическое знание - это результат специфических практик произ­водства значений. Анализидеологий, по Альтюссеру, предпола­гает исследование языка представлений и материальных форм — институтов и социальных практик, с помощью которых мы жи­вем иорганизуем свою жизнь. Поведение и язык являются носи­телями, каналами материальных фиксаций идеологии. Именно поэтому обращение к языку и социальным практикам позволитвыявить содержащиеся в них образцы или модели идеологичес­кого мышления.

Есть и другие обстоятельства, предопределившие популяр­ность интерпретации идеологии, предложенной Л.Альтюссе-


ром, в исследованиях культуры, массово-коммуникативных про­цессов. Акцент автора на относительной автономности идео­логических практик предполагает внимание исследователей к ■ / изучению индивидуальных представлений. Имея в виду соци­альную детерминированность последних, не следует видеть здесь исключительное и непосредственное проявление мате­риальных интересов. Представления индивидов как социальных субъектов, являются как продуктами индивидуального осмыс­ления, конструирования реальности, с одной стороны, так и ре­зультатами воздействия, зависимыми от идеологии — с другой. В плане критики приведенных выше построений, чаще всего отмечаются то, что Альтюссер рассматривает идеологию преж­де всего как однонаправленный процесс функционирования иде­ологических аппаратов. Здесь практически не остается места для отражения того обстоятельства, что аудитория всегда обладает теми или иными степенями свободы. Кроме того, нельзя не учи­тывать, что идеологическое доминирование никогда не бывает абсолютным, в реальной жизни всегда наблюдается борьба меж­ду доминирующими и доминируемыми группами.

Массовая коммуникация и концепция гегемонии

 

Большое влияние на современные представления об идеоло­гической деятельности массовой коммуникации оказали работы итальянского марксистского мыслителя и политика Антонио Грамши (1891-1937)-15. Анализируя природу организации госу­дарственной власти, он пришел к выводу, что в в современном обществе механизмы ее реализации постоянно усложняются. Особенно это относится к сфере политики. В этой связи им была развита концепция гегемонии, увязывающая вопросы власти, . культуры и идеологии.

По мнению Грамши, доминирование осуществляется на базе двух основных механизмов:

1. Спонтанное согласие подавляющей массы населения с об-щим направлением развития социальной жизни, которое оп­ределяется доминирующей группой. Это согласие ... опре-

См.: Грамши А. Тюремные тетради. Избранные произведения в трех томах. М. 1957; Грамши А. Тюремные тетради. М. 1991.



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Идеология и массовая коммуникация



 


       
 
   
 

Схема 3.2.

деляется престижем, которым обладают доминирующие за счет занимаемых ими позиций и выполняемых функций в мире производства.

2. Аппарат государственного насилия, который на законных ос­нованиях осуществляет дисциплинарное воздействие на те группы, которые оказываются вне сферы согласия. Аппарат насилия включается в моменты кризисов и разрушения со­гласия-16.

Таким образом, доминирование господствующего класса предполагает не только монополию на применение насилия, но и согласие самих доминируемых. Буржуазное государство в со­стоянии использовать широкомасштабное насилие, однако это чревато неоправданно высокими издержками. В целом для влас­ти более предпочтительна ситуация, когда она остается незамет­ной, рассредоточенной, а ее проявления реализуются в форме "здравого смысла", привычки, "естественной" практики.

Под ''гегемонией'" Грамши понимает способность правяще­го класса обеспечивать свое лидерство и превосходство (в плане моральном, политическом и интеллектуальном) по отношению к доминируемым классам, не прибегая при этом к насилию. Про­явления гегемонии автор связывает с повседневным сознанием и практикой людей. Т.е. с теми сторонами и проявлениями жиз­ни, которые являются предметом свободного выбора индиви­да — брак, семья, чувства, убеждения, досуг, здоровье, отноше­ния с друзьями и т.д. (См. Схему 3.2.J

Гегемония обеспечивается через достижение согласия до­минируемых. Происходит это, по Грамши, за счет включения основных составляющих доминирующе]'о мировоззрения в рас­пространенные в обществе убеждения, нормы, ценности, при­вычки людей. Таким образом, происходит представление инте­ресов привилегированных групп, в качестве интересов общества в целом. Важнейшую роль в формировании согласия играют ин­ституты "гражданского общества". "Гражданское общество", это та область, которая находится вне экономики, с одной стороны, и вне институтов государства, связанных с осуществлением насиль-

Grarasci, A. Selection from Prison Notebooks. Lawrence and Wishart, 1971,P.12.


Концепция гегемонии А. Грамши

ГЕГЕМОНИЯ

Борьба за согласие
культура

Властвующие элиты

образование

ПУБЛИКА

Ственных функций — с другой. Конкретно речь идет о таких ин­ститутах как школа, семья, церковь, средства массовой инфор­мации и др.

Согласно Грамши, установление гегемонии есть не лобовое столкновение классовых сил, а "молекулярный процесс" —■ не­видимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на "культур­ное ядро" общества, понимаемое как совокупность представле­ний о мире и человеке, добре и зле, прекрасном и отвратитель­ном, это традиции и предрассудки, знания и опыт поколений. Пока ядро стабильно, в обществе имеется коллективная воля к сохранению существующего порядка. Подрыв культурного ядра является предпосылкой революции.

Говоря о "технологии" гегемонии Грамши делает акцент на том, что это "огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повто­ряются и в своей гигантской совокупности образуют то длитель­ное усилие, из которого рождается коллективная воля опреде­ленной степени однородности, той степени, которая необходима,


 



Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


Идеология и массовая коммуникация



 


чтобы получилось действие, координированное и одновремен­ное во времени и географическом пространстве"37.

Заметим, что гегемония и идеология, в интерпретации авто­ра, являются взаимосвязанными и не тождественными феноме­нами. Гегемония в категориальном плане шире идеологии. Фор­мы реализации гегемонии могут быть различными. Идеология непосредственно относится к области борьбы за власть, причем в более или менее явном виде. Поэтому идеология является неотъемлемой составляющей механизма осуществления гегемо­нии. Правящий класс обеспечивает гегемонию, используя не только идеологические, но и экономические, политические или культурные средства.

Грамши не разделял интерпретации идеологии как ложного сознания и выступал против экономического редукционизма, при­сущего вульгарном марксизму. В его центральной работе "Тю­ремные тетради" об идеологии говорилось в следующих аспектах. Во-первых, выделяются ''исторически органичные" идеологии. Их понимают как системы представлений, адекватных для тех или иных исторических периодов и конкретных политических движений. Во-вторых, об идеологии говорится в смысле мировоззрения, кото­рое в неявном виде содержится в искусстве, праве, экономичес­кой активности, и в целом во всех видах индивидуальной и групповой деятельности. Мировоззрение при этом выполняет функцию своеобразного социального "цемента". Грамши видит в системе идей отражение практики, социального опыта людей.

Важно подчеркнуть такие характеристики гегемонии как ак­тивность и динамику. По Грамши, мировоззрение доминируе­мых групп содержит в той или иной степени две конфликтующие друг с другом составляющие. Одна из них связана с видением мира господствующих классов, другая — формируется из не­посредственной жизни и практики доминируемых. Поэтому обес­печение власти посредством согласия предполагает постоянную борьбу с тенденциями контр-гегемонии. В этой связи доминиру­ющие вынуждены учитывать, хотя и до определенных пределов, нормы, ценности, образ жизни доминируемых. Отсюда, делает вывод автор, задача (доминируемого) рабочего класса и состоит

Цит. по: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. 2000. с.60.


в том, чтобы при поддержке "органической интеллигенции" пе­рейти к завоеванию арены гегемонии.

В контексте предмета нашего анализа будем учитывать и то, как Грамши видит механизм идеологической борьбы. Для конк­ретного исторического периода отдельные элементы идеологи­ческой системы имеют свою, уникальную значимость. Поэтому идеологическая борьба предполагает не тотальное отрицание всей системы и ее элементов, а постепенное их переопределе­ние. Требуется переосмысление базовых элементов идеологи­ческой системы с точки зрения того, в какой мере они могут быть адекватными для описания новой ситуации и возможного использования при формировании новой идеологической сис­темы.

В целом, опираясь на идеи Грамши совокупность материалов массовой коммуникации возможно рассматривать как простран­ство борьбы за геге



2015-11-10 1365 Обсуждений (0)
в работах основоположников марксизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: в работах основоположников марксизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)