Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Система государственного регулирования рынка ценных бумаг



2015-11-10 1001 Обсуждений (0)
Тема: Система государственного регулирования рынка ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Механизм принятия решений на рынке ценных бумаг

Вопрос 3: Основы формирования портфеля ценных бумаг. (окончание)

Формирование портфеля требует от инвестора анализа состояниярынка ценных бумаг и, прежде всего, изучения цен на те или иные ценные бумаги. При этом используются следующие показатели:

1. Рыночная цена. В большинстве случаев, выходя на рынок ценных бумаг, инвестор сталкивается с уже сложившимся уровнем цен (исключение составляют случаи первичного размещения и ситуации, когда инвестор располагает столь значительными суммами, что способен влиять на рынок). Данный уровень цен задается рынком и является внешним по отношению к инвестору.

2. Доходность долговых инструментов. Доходность – важнейший показатель для оценки результатов финансовых операций инвестора и сравнения различных вариантов альтернативных вложений денежных средств. Доходность есть отношение полученной прибыли к затратам с учетом периода инвестиций, приведенное к единому базовому периоду (обычно годовому).

При формировании портфеля исследуются ожидаемая и фактическая доходности. Ожидаемая доходность оценивает будущие перспективы ценной бумаги. Фактическая доходность характеризует эффективность операции от момента покупки (первичного размещения) до предполагаемого момента продажи (текущий момент).

3. Срок обращения долговых ценных бумаг, понятие дюрации. Чем больше срок обращения облигации, тем более изменчива ее курсовая стоимость. Более стабилен курс облигации с высокими купонными выплатами. Существует величина, зависящая от срока погашения облигации и величины купонных выплат, которая количественно связывает колебания рыночного курса с колебаниями рыночной процентной ставки - дюрация.

4. Риск ценных бумаг.

Совокупный риск ценной бумаги = Кредитный риск + Процентный риск + Риск ликвидности

 

Тема: Вторичный биржевой рынок ценных бумаг (фондовая биржа)

Организационная структура биржи (западная модель)

Фондовые биржи организуются либо в форме частных корпораций — акционерных обществ (Англия и США), либо в форме публично-правовых институтов, действующих от лица государства (Германия и Франция). При акционерной форме организации биржевые дельцы являются акционерами биржи. Прием в члены биржи ограничен. Самостоятельная торговля на бирже является монополией ее членов.

Во главе биржи стоит биржевой комитет или совет управляющих. В США членами фондовой биржи являются брокеры — индивидуальные лица либо брокерские компании. На бирже действуют также дилеры и спекулянты, которые ведут операции в основном за свой счет. Они проводят операции с конкретным видом ценных бумаг, заключая сделки с брокерами или между собой.

Биржа – это, прежде всего торговый зал, в котором брокеры исполняют заказы на куплю-продажу ценных бумаг.

Управление, разработка и осуществление политики биржи – прерогатива ее руководящего органа – биржевого комитета или совета управляющих, который формируется из нескольких служащих биржи и опытных брокеров, которые становятся управляющими биржи на определенный срок. В руководство входят также внешние управляющие, которые избираются или назначаются из числа опытных лиц, не связанных с брокерским бизнесом. Внешние управляющие представляют интересы широкой инвестирующей публики и компаний, акции которых котируются на бирже. Главное должностное лицо на бирже – президент, назначаемый правлением (советом управляющих).

Из членов биржи создаются различные комитеты: аудиторский, бюджетный, по системам (компью­теры), биржевым индексам, опционам. Число и состав комитетов меняются. Постоянны только два комитета: по листингу (рассматривает заявки на включение акций в биржевой список) и по процедурам торгового зала, который совместно с администрацией определяет режим торговли и следит за соблюдением инструкций по поведению в торговых залах.

Во многих странах закон наделяет биржи значительными правами, что превращает их в эффективный механизм саморегулирования инвестиционного процесса. Биржи сами устанавливают минимальные размеры капитала и стандарты поведения для компаний, желающих включить свои акции в биржевой список, разрабатывают процедуры листингов, торговли списочными ценностями, следят за отчетностью компаний, прошедших листинг.

Особенностью организационной структуры фондовой биржи является создание в западных странах помимо центральной биржи региональных, что вызвано ростом объема фиктивного капитала. Крупнейшими фондовыми биржами являются: Нью-Йоркская, Токийская, Парижская, Лондонская, Франкфуртская.

 

 

Тема: Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

1. Общие аспекты регулирования рынка ценных бумаг («западная модель»).

2. Органы контроля и надзора за рынком ценных бумаг («западная модель»).

3. Законодательно-правовая база рынка ценных бумаг («западная модель»).

4. Государственное регулирование РЦБ в РФ.

1. Общие аспекты регулирования

Государственное регулирование рынка ценных бумаг реализуется через прямое и косвенное вмешательство. Государство при этом не вмешивается в процессы ценообразования на рынке ценных бумаг, оставляя за участниками рынка право на самоконтроль и саморегулирование. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг осуществляется по трем направлениям:

• деятельность органов контроля и надзора;

• законодательно-правовая база — раскрытие информации, де­ятельность на рынке, регулирование деятельности участни­ков рынка;

• механизм непосредственного регулирования рынка ценных бумаг.

По мере глобализации экономики возникла необходимость в межгосударственной координации регулирования рынка ценных бумаг.

Вплоть до начала XX в.в. США отсутствовало регулирование рынка ценных бумаг со стороны государственных органов. Для фондового рынка было характерно манипулирование ценами, котороев настоящее время повсеместно признано противозаконным.

Рынок ценных бумаг контролировался исключительно саморегулируемыми организациями профессионалов фондового рын­ка; саморегулирование предназначалось для поддержания честных правил игры между профессиональными участниками.

Уже к началу XX в. многочисленные аферы и махинации на фондовомрынке обусловили необходимость государственного регулирования. В некоторых штатах США были приняты законы, направленные на защиту инвесторов, — так называемые законы синего неба (blue-skylays). Однако в общенациональном масштабе какое-либо регулирование отсутствовало.

Ф.Д. Рузвельт, победивший на президентских выборах в 1932 г., осуществил ряд мер по упорядочению первичного рынка ценных бумаг и обеспечению государственного контроля за деятельностью инвестиционных институтов.

По поручению Ф.Д. Рузвельта бывший председатель Федеральной комиссии по торговле X. Томсон — автор демократической платформы по вопросам, связанным с регулированием рынка ценных бумаг, — подготовил соответствующий закон, который после доработки был единогласно одобрен Сенатом. В мае 1933 г. был принят Закон о ценных бумагах (Securities Akt), который наряду с другими законами (с поправками) действует и поныне.

2. Органы контроля и надзора

Органы надзора и контроля за рынком ценных бумаг в западных странах в основном стали создаваться после мирового кризиса 1929-1933 гг., обусловившего необходимость жесткого регулирования рынка ценных бумаг и создания государственных органов контроля. Были организованы специальные органы регулирования в виде комиссий по ценным бумагам и биржам. В ряде стран функции госрегулирования были переданы либо министерствам финансов, либо местным органам власти. США. Для проведения в жизнь законодательства в 1933— 1934 гг. в США была образована Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) — независимый надзорный орган по контролю над выпусками и обращением ценных бумаг.

За недозволенную деятельность на рынке ценных бумаг в США установлена административная, гражданская и уголовная ответственность; не исключается сочетание видов наказания.

Органы надзора фондовых бирж обеспечивают нормальную работу во время биржевых сессий, устанавливают правила приоб­ретения мест на бирже и котировок ценных бумаг, а также налага­ют штрафы на участников рынка, нарушающих регламент. Эти функции за ними закреплены законодательно; когда принимае­мых мер оказывается недостаточно, то в дело вмешивается Ко­миссия по ценным бумагам и биржам.

Важным подспорьем в деятельности органов надзора фондо­вых бирж выступают электронные регистраторы текущих сделок, объединенные в общенациональную сеть (НАСДАК).

Япония.ВЯпонии сложилась двухуровневая система регу­лирования, при которой контроль за рынком осуществляется как государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.

В 1948 г. по образцу КЦББ США была образована Комиссия по ценным бумагам Японии. После окончания оккупации в 1951 г она была упразднена, а ее полномочия вместе с персоналом пере­шли к министерству финансов, так как американская концепция независимой Комиссии, стоящей вне политики, в японских усло­виях не была оценена.

При министерстве финансов создан совещательный орган - Совет по ценным бумагам и биржам. В функции Совета входит подготовка рекомендаций для министерства финансов по совершенствованию законодательства по ценным бумагам.

В июле 1992 г. после кризиса на фондовом рынке Японии (1990—1991 гг.), выявившего серьезные злоупотребления, манипулирование ценами и использование служебной (внутренней) информации, была основана новая Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входили наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. Кроме того, в рамках министерства действует биржа по финансам, которая регулирует деятельность участников рынка и сам рынок.

Таким образом, на протяжении 60—90-х гг. основным органом контроля и надзора за рынком ценных бумаг в Японии выступает министерство финансов.

Франция.Функции регулирования фондового рынка во Франции возложены на министерство финансов. Однако основную работу осуществляют специальные организации. Так, защита интересов инвесторов возложена на Комиссию по биржевым операциям, созданную в 1967 г., по функциям напоминающую КЦББ США. Комиссия выдает лицензии на создание инвестиционных компа­ний (взаимных фондов SICAV), на управление портфелями ценных бумаг, расследует жалобы, поступающие от инвесторов. Она вправе запретить или отменить листинг той или иной ценной бумаги.

Совет фондовых бирж в соответствии с Законом о фондовых биржах (1988 г.) осуществляет общий надзор за деятельностью брокерских компаний и выполняет функции основной саморегу­лируемой организации Франции. Совет лицензирует компании, эмитирующие ценные бумаги, и разрабатывает Генеральный регламент — правила, касающиеся операций с ценными бумагами, свод которых утверждает мини­стерство финансов. При необходимости Совет вправе принимать дисциплинарные меры воздействия.

Согласно французским законам Общество французских бирж (ОФБ), имеющее статус специализированного финансового уч­реждения, контролирует повседневные операции на рынке, рас­пространение информации инвесторам, проверяет заявки на лис­тинг, направляемые в Совет по фондовым биржам, принимает решения об исключении из листинга. Согласно полномочиям, де­легированным Советом фондовых бирж, ОФБ вправе приостанав­ливать торговлю любой ценной бумагой.

Французская Ассоциация биржевых обществ — профессиональ­ная ассоциация компаний, выпускающих ценные бумаги, призва­на отстаивать их интересы в правительстве Франции и ЕС; вы­полняет функции консультанта по финансовым и юридическим вопросам, а также арбитражные функции.

ФРГ.Регулирование фондового рынка в ФРГ было децентрализовано и осуществлялось специальными земельными органами. С принятием в 1994 г. Закона об операциях с ценным бумагами все функции регулирования перешли к Комиссии по ценным бумагам.

Основными профессиональными участниками рынка в ФРГ являются коммерческие банки, поэтому важная роль в регулировании рынка ценных бумаг принадлежит центральному банку – Немецкому федеральному банку (Бундесбанку), полномочия которого распространяются только на банки, и специальному контролирующему органу – Федеральной надзорной палате по банкам.

 

3. Законодательно-правовая база

 

Законодательная база рынка ценных бумаг стала активно разви­ться после кризиса 1929—1933 гг., когда возникли новые условия, позволившие большинству стран с развитыми рынками ценных бумаг принять законы о ценных бумагах и фондовых биржах, которые определили дальнейшее развитие рынка ценных бумаг и его регулирование на многие годы. Эти законы обеспечили развитие рынка ценных бумаг, предотвращение бирже­вых кризисов, защиту интересов инвесторов, регулирование деятельности участников

рынка. Созданная на Западе законодательно-правовая база, превратила рынок ценных бумаг в дополнительный источник финансирования экономики. Примером тому могут служить американские законы о ценных бумагах. Так, Закон о ценных бумагах 1933 г. предусматривает:

■ обеспечение предоставления инвестору соответствующей ин­формации о публично реализуемых ценных бумагах;

■ предотвращение при продаже ценных бумаг обмана и мо­шенничества.

Главный способ достижения этих целей — раскрытие финан­совой информации путем регистрации выпусков ценных бумаг и их реализации. Подавляющая часть выпусков облигаций и акций корпораций, товариществ с ограниченной ответственностью и др. эмитентов должна быть зарегистрирована в Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям. Это правило не распространяется на ценные бумаги федерального правительства и большинство облигаций местных органов власти.

Регистрация необходима для раскрытия информации о компании-эмитенте и ценной бумаге, которую она собирается продавать, чтобы инвестор мог оценить достоинства данной бумаги и принять решение о целесообразности ее покупки.

Акт 1934 г. о фондовых биржах базируется на тех же принципах, что и акт 1933 г., а именно на принципе предоставления информации. Акт 1934 г. защищает покупателей и продавцов ценных бумаг. Основными формами периодической отчетности публичных компаний являются годовой, квартальный отчеты и отчет о важных событиях, подаваемые в Комиссию по ценным бумагам и биржам, а также годовой отчет, посылаемый акционерам компании. Акт о фондовых биржах от 1934 г. обязывает должностных лиц, членов совета директоров и крупных акционеров корпораций периодически сообщать об их личных операциях с акциями своей компании.

Акт 1934 г. предназначен главным образом для регулирования деятельности вторичных фондовых рынков. Закон определяет наказание за мошенничество при операциях с фондовыми ценностями и ценовые манипуляции на рынке ценных бумаг.

Определенный интерес представляет законодательная база рынка ценных бумаг Японии. Закон о ценных бумагах и бирже от 1947 г. базировался на американских законах. Он определял виды национальных ценных бумаг, нормы поведения на рынке участников, доступ к информации, организационную структуру и деятельность фондовой биржи, органы надзора и контроля, санкции и ответствен­ность за махинации и мошенничество. В последующем в него шесть раз вносились поправки и дополнения, обусловленные кардиналь­ными изменениями на рынке ценных бумаг Японии, стремлением усилить контроль со стороны государства с целью предотвращения крупных спекуляций, а также махинаций и мошенничества на фондовых биржах. В частности, поправки касались раскрытия информа­ции эмитентов, создания фьючерского рынка и работы на них ком­мерческих банков, деятельности брокеров на фондовых биржах.

1 апреля 1993 г. в Японии вступил в силу Закон о реформе финансовой системы, который частично упразднил барьеры, су­ществовавшие между коммерческими банками и брокерскими фирмами. Японским банкам (сначала долгосрочного кредита, азатем и прочим) было разрешено осуществлять андеррайтинг твердопроцентных ценных бумаг. Одновременно брокерским фирмам был открыт доступ к доверительным банковским операциям. За­конодательная база рынка в Японии, как и в США, была нацелена на повышение устойчивости рынка ценных бумаг как дополнительного источника финансирования.

 

4. Государственное регулирование РЦБ в РФ

Государственное регулирование РЦБ – регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Оно осуществляется путем:

1. установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

2. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

3. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

4. создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

5. запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Система государственного регулирования включает:

1. законодательные и нормативные правовые акты. К ним относятся:

· Гражданский кодекс РФ;

· Закон о рынке ценных бумаг;

· Закон об акционерных обществах;

· ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

· Закон и Положение «О простом и переводном векселе»

· Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ;

· Указы Президента РФ;

· Постановления Правительства РФ;

· Иные федеральные законы;

· Муниципальные правовые акты.

 

2. государственные органы регулирования и контроля. К ним относятся:

· Государственная Дума;

· Президент РФ;

· Правительство РФ;

· Центральный банк РФ;

· Министерство финансов РФ;

· Федеральная служба страхового надзора и др.

Основным органом, проводящим политику государства на РЦБ является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Она является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия ФСФР определяются Правительством Российской Федерации.

ФСФР является юридическим лицом, имеет печать, расчетный и иные счета, включая валютный.

ФСФР выполняет следующие функции:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, порядок государственной регистрации выпуска и отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.;

5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи;

7) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФСФР;

8) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

9) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

10) устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

15) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

и другие.

Федеральная служба по финансовым рынкам вправе:

1) квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты и определять их виды;

2) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования, направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании услуг по подготовке проспекта ценных бумаг и размещению эмиссионных ценных бумаг;

3) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

4) устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществлять проверки их деятельности;

и другие

При осуществлении своих полномочий ФСФР обязана:

1) обеспечивать конфиденциальность предоставляемой ему информации, за исключением информации, раскрываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

2) при направлении эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг запросов о предоставлении информации мотивированно обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации;

3) осуществлять регистрацию документов профессиональных участников рынка ценных бумаг;

4) предоставлять в течение мотивированные ответы на запросы юридических лиц и граждан по вопросам, относящимся к компетенции ФСФР.

 

 



2015-11-10 1001 Обсуждений (0)
Тема: Система государственного регулирования рынка ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1001)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)