Психологические основы компьютеризации образования
Разработка информационно-компьютерных технологий (ИКТ) привела к их активному внедрению в образовательный процесс. Области применения ИКТ: 1. Управление образования (автоматизация, делопроизводство и бухгалтерия, компьютеры и орг. техника для модернизации усовершенствования образовательного процесса, мониторинговые исследования) 2. Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка пользователей, специалистов в области информационно – компьютерных технологий по разработке и эксплуатации техники, по программному обеспечению, обучение компьютерной грамотности различных субъектов образовательной деятельности). 3. ИКТ как средство обучения, развития и воспитания. Внедрение ИКТ в образовании: Преимущества: 1. Обучающие компьютерные программы несут разнообразную информацию и могут подстраиваться под индивидуальные особенности обучающего субъекта. 2. Благодаря ИКТ изменилась сущность дистанционного образования. 3. Как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний обучающихся. 4. Позволяет решать образовательные задачи, например, повышение качества образовательного процесса. 5. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса; обмен, тиражирование, накопление информации. 6. Влияет на мотивацию обучения – повышает её. Это связано с необычностью, престижностью, наличие игровых программ и компонентов. 7. Дает возможность повысить самостоятельность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашнего задания с необходимыми элементами проверки. 8. Увеличивается возможность индивидуализации обучения через индивидуальный темп предъявления заданий, переход к следующей теме после усвоения предыдущей, выбор тем и заданий с учетом индивидуальных и личностных особенностей конкретного субъекта. Проблемы внедрения ИКТ (недостатки): 1. Негативное отношение преподавателей к использованию ИКТ. 2. Влияет на мотивацию обучения – снижает ее. 3. Разработка и создание искусственного интеллекта. 4. Материальные проблемы (низкая материальная обеспеченность обр. учреждений, отсутствие элементарной техники) 5. Слабое программное обеспечение. 6. Много устаревшего оборудования. 7. Обеспечение педагогов информацией о новом программном продукте. 8. Нежелание и/или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образовании. Причины этого явления: · Неготовность к инновациям · Компьютерофобия · Невысокий уровень мотивации в проф. деятельности. 9. Конфигурация домашнего компьютера на порядок выше, чем конфигурация компьютера, которым пользуется обучающийся. 10. Компьютерная подготовка обучающихся выше подготовки педагогов. 11. Чрезмерное увеличение ИКТ (комп. игры, интернет – зависимость).
Связь психологических исследований с разработками в области информационно – компьютерных исследований (ИКТ) возникла задолго до появления компьютеров, в частности формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса. Позднее это привело к психологическим разработкам алгоритмического и программированного обучения. Однако лишь с внедрением компьютеров в практическую деятельность эти работы перешли от теоретических к экспериментальным исследованиям. В настоящее время одним из важных и перспективных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании. К сожалению, компьютеризация образования, в особенности применение компьютеров в школе, встречается с проблемами, имеющими с психологией весьма отдаленную связь: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность школ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.д. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации школьного образования относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально – технические проблемы (мало компьютеров в школе, оборудование устаревшее, слабое программное обеспечение). К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование. Нежелание учителей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий. Влияние работы с компьютером, в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и т.д. Сейчас в силу новизны проблемы невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание развивающих программ, в том числе и игровых, с указанием на психолого-педагогические особенности их использования.
Вопрос №11.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |