Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАЩЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ




ВВЕДЕНИЕ 7

Глава 1. 9

УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАЩЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ 9

Хирургическое отделение 9

Организация приема на стационарное лечение больных хирургического профиля 11

Внутрибольничные инфекции 13

Глава 2. 25

КЛИНИЧЕСКАЯ ГИГИЕНА И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ 25

Гигиена питания 25

Гигиена труда 27

Личная гигиена 28

Гигиена одежды 29

Бациллоносительство 31

Деонтология общего ухода за хирургическими больными 31

КЛИНИЧЕСКАЯ ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ БОЛЬНОГО СРЕДЫ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ 40

Воздушный объем палат хирургического отделения 40

Основные показатели состояния воздуха помещений хирургического отделения и их влияние на организм больного 40

Меры по обеспечению оптимальных условий содержания больных в хирургическом отделении 44

Глава 4. 55

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ И ОПЕРАЦИОННОМ БЛОКЕ. 55

Глава 5. 65

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ И РОЛЬ СРЕДНЕГО И МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПРОФИЛАКТИКЕ ЯТРОГЕНИЙ 65



Техника безопасности при работе с медицинской аппаратурой 65

Предупреждение пожаров и взрывов 66

Профилактика инфицирования, аллергических заболеваний и химических повреждений медицинского персонала 69

Ятрогенная патология, связанная с действиями среднего и младшего персонала, и меры ее предупреждения 73

Глава 6. 85

КЛИНИЧЕСКАЯ ГИГИЕНА ТЕЛА ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО 85

Гигиена тела больного с общим режимом 86

Гигиена тела больного с постельным режимом 88

Глава 7. 97

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ, ОБУВИ, БЕЛЬЯ, ПОСТЕЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ И ЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО 97

Гигиена больничной одежды и обуви 97

Гигиена нательного белья 98

Гигиена постельных принадлежностей и постельного белья 100

Гигиена личных вещей больных хирургического отделения 103

Глава 8. 111

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО; ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПЕРЕДАЧ И ПОСЕЩЕНИЙ 111

Санитарно-гигиенические требования к пищеблоку, буфетным отделениям и организация питания больных 111

Лечебное питание 113

Гигиена передач и посещений 116

Глава 9. 127

ГИГИЕНА ВЫДЕЛЕНИЙ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО 127

Гигиена выделений изо рта и носа 127

Гигиена выделений из мочеиспускательного канала 128

Гигиена выделений из заднего прохода 129

Особенности гигиены выделений у женщин 130

Глава 10. 139

ГИГИЕНА ТРАНСПОРТИРОВКИ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО 139

Глава 11. 148

НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ ПЕРЕД ОПЕРАЦИЕЙ И В БЛИЖАЙШЕМ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ 148

Уход за хирургическими больными в приемном отделении 148

Уход за больным перед операцией в хирургическом отделении 150

Наблюдение и уход за больными после операции 151

Глава 12. 159

НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИЙ НА ОРГАНАХ ГРУДНОЙ И БРЮШНОЙ ПОЛОСТЕЙ 159

Наблюдение и уход за больными, перенесшими хирургические вмешательства на органах грудной полости 159

Наблюдение и уход за больными, перенесшими хирургические вмешательства на органах брюшной полости. 164

Глава 13. 177

НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ОБШИРНЫМИ РАНАМИ 177

Классификация ран 177

Клиническое течение раневого процесса 178

Общий уход и наблюдение за больными 180

Выполнение перевязок 181

Глава 14. 190

НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ 190

Отделения реанимации 190

Особенности ухода за больными в отделениях реанимации и интенсивной терапии 191

Медицинская помощь при терминальных состояниях 194

Глава 15. 204

ДРЕНИРОВАНИЕ ПОЛЫХ ОРГАНОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОТВЕРСТИЯ 204

Зондирование верхних отделов желудочно-кишечного тракта 204

Постановка клизм и искусственное газоотведение 205

Катетеризация мочевого пузыря 208

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 215

ПРИЛОЖЕНИЯ 175

 

Министерство здравоохранения РФ

Тверская государственная медицинская академия

 

РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕМУ УХОДУ ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

 

Под редакцией доктора медицинских наук профессора Е.М.Мохова

 

 

Тверь 2004

 

 

УДК

 

Составители:

проф. Е.М.Мохов,проф. И.А.Котов, доц. М.А.Мурадалиев,

канд. мед. наук В.В.Бельшов, канд. мед. наук В.А.Кадыков,А.В.Львов, С.А.Морозов,канд. мед. наук М.Э.Вишняков,канд. мед. наук Э.М.Аскеров

 

Под редакцией доктора медицинских наук профессора Е.М.Мохова

 

Рецензенты:

заслуженный врач РФ профессор А.Д.Никольский (Тверская государственная медицинская академия)

заслуженный учитель РФ В.В.Шлапаков (Тверской медицинский колледж)

 

 

Руководство к практическим занятиям по общему уходу за хирургическими больными / под редакцией профессора Е.М.Мохова. – Тверь: Издательство 2004, – 000 с.

 

Руководство подготовлено преподавателями кафедры общей хирургии Тверской государственной медицинской академии. Оно отражает специфику ухода за хирургическими больными в лечебных учреждениях, освещая характер и порядок соответствующих действий медицинского персонала. Руководство предназначено для студентов медицинских вузов. Его содержание соответствует программе по общей хирургии с уходом за хирургическими больными, утвержденной Министерством здравоохранения России.

 

Ó Кафедра общей хирургии

Тверской государственной

медицинской академии

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общий уход за больными (синоним: гипургия от греч. hypurgia – врачебная помощь) – медицинская деятельность, направленная на обеспечение оптимального гигиенического состояния и облегчения страданий заболевшего человека, а также на создание условий для его скорейшего выздоровления. Во время ухода используются различные меры воздействия на больного и окружающую его среду на основе ручного труда медицинского персонала.

В практической работе медицинских учреждений действуют две системы обслуживания больных: трехстепенная, при которой больного обслуживают врач, медицинская сестра и санитарка, и двухстепенная, при которой в обслуживании больного участвуют только врач и медицинская сестра, а санитарка выполняет практически лишь роль уборщицы. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и свои недостатки. При трехстепенной системе обязанности по уходу за больным возлагаются не только на сестру, но и на санитарку, причем в определенных ситуациях последняя обслуживает больных самостоятельно, выполняя ряд действий, требующих компетенции среднего медицинского работника (кормление тяжелобольных, постановка компрессов, грелок и т.д.). Такая практика ведет к ухудшению качества выполнения врачебных назначений и манипуляций по уходу. Отрицательным моментом двухстепенной системы обслуживания больных является то, что при ней медицинская сестра вынуждена сочетать выполнение функций чисто медицинского характера с работой по уходу, не требующей медицинской квалификации (подача и мытье суден, мочеприемников и т.д.). Это приводит к перегрузке медицинской сестры, отражающейся на качестве выполнения ею своих основных обязанностей. Большинство организаторов здравоохранения считает оптимальным вариант двухстепенной системы обслуживания, при которой отдельные элементы ухода за больными, не требующие специальных медицинских знаний, выполняются санитаркой.

Повышению качества обслуживания больных способствует привлечение к уходу за ними специально подготовленных младших медицинских сестер.

Таким образом, основную нагрузку в работе по уходу за больными несет медицинская сестра. Поэтому в учебных заведениях, готовящих средних медицинских работников (училищах, колледжах) изучению указанного раздела медицинской деятельности уделяется самое пристальное внимание. В обязанности врача не входит непосредственное выполнение мероприятий по уходу за своими пациентами, это, однако, не означает, что он должен быть лишь сторонним наблюдателем процесса выхаживания больных. Так же, как и медицинская сестра, врач обязан иметь четкие представления об организации ухода и наблюдения за больными и уметь выполнять все осуществляемые при этом манипуляции. Младший и средний медицинский персонал должен видеть в лице врача старшего коллегу, компетентного во всех решаемых ими вопросах, способного в необходимых случаях придти им на помощь и словом, и делом. В связи с изложенным не вызывает сомнений настоятельная необходимость преподавания общего ухода за больными и в высших медицинских учебных заведениях.

Традиционно в вузах ведется раздельное преподавание ухода за терапевтическими и за хирургическими больными. При этом уход за хирургическими больными, обычно рассматривается как фрагмент курса общей хирургии. Необходимо подчеркнуть, что уход за хирургическими больными имеет ряд существенных особенностей. Они связаны прежде всего с тем, что в центре лечебных мероприятий у хирургических больных стоит оперативное вмешательство. Выполняемое с лечебными целями, оно, тем не менее, является агрессивным актом по отношению к организму человека. Уход за больным, призванный смягчить неблагоприятные последствия хирургической агрессии, во многом определяет течение послеоперационного периода и оказывает существенное влияние на результат лечения. В хирургических отделениях особое значение приобретают мероприятия по гигиене окружающей больного среды и профилактике внутрибольничной инфекции.

Уход за больными должен быть осмысленным. Поэтому в настоящем руководстве, излагая правила ухода, мы останавливаемся на теоретических предпосылках рекомендуемых мероприятий, а также затрагиваем вопросы патогенеза и клиники состояний, при которых указанные мероприятия осуществляются. Особое внимание уделяется описанию техники ряда медицинских манипуляций и процедур.

Изучение общего ухода за хирургическими больными должно стать методическим обоснованием предстоящей практики студентов в качестве младшего и среднего медицинского персонала. Надеемся, что знания и навыки по общему уходу за хирургическими больными пригодятся нынешним студентам и в будущей их профессиональной деятельности уже в статусе врача как основа для рациональной организации труда медицинских сестер и санитарок.

Глава 1.

УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАЩЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7