Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы дидактики: предмет, категории



2015-11-10 2927 Обсуждений (0)
Теоретические основы дидактики: предмет, категории 4.50 из 5.00 4 оценки




Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).

Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

К основным категориям дидактики относятся:

1. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;

2. Учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;

3. Обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

4. Образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;

5. Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;

6. Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;

7. Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);

8. Учебный предмет – область научных знаний;

9. Учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

10. Цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;

11. Содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

12. Метод обучения – способ достижения цели;

13. Средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);

14. Результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Предмет, задачи и противоречия дидактики:

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.

Дидактика бывает:

Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты

Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания.

Становление дошкольной дидактики, понятие на современном этапе.

В наиболее полно разработанных системах воспитание и обучение проблема дидактики дошкольное образования рассматривается в ограниченной связи с последующим развитием ребенка. Основной вклад в развитии теории дошкольной дидактики внесли зарубежные ученые: Я.Каменский, Ф.Фребель, И.Г.Пестолоцци и др., а также отечественные ученые: К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водолазова и др. Современные исследователи: В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Ш.А. Амоношвилли.

Воспитание и обучение для Я.Каменского – есть процессы, связанные друг с другом на первой ступени развития ребенка. В системе дидактики Каменского можно выделить программу «Материнской школы» как начало воспитательной и образовательной работы с детьми. Он указывал, что дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны расширять непосредственный опыт детей, обогащать их знаниями о предметах, явлениях природы и др.

Идеи дидактики в педагогической системе Ф.Фребеля выражаются в соединении теории и практики содержания обучения. Дидактика Фребеля в первые в истории педагогической мысли указала как дошкольники должны получать знания деятельным путем. Фребель разработал дары для детей и занятия с этими дарами облек в игровую форму.

И.Г.Пестолоцци отметил, что обучение, которое исходит от взрослого человека является более высокой ступенью по сравнению по сравнению с природным обучением. По его мнению, содержание обучения дошкольников должно включать 3 элемента: форму, число, язык.

Глубокое обоснование вопросам обучения в отечественной педагогики дал К.Д.Ушинский. Он разработал дидактику русской народной иконы. Под его влиянием в конце 19в. начала 20в. развивалась система обучения детей в России.

Е.И.Тихеева высказала определенную точку зрения на обучение, и продолжила программу обучения дошкольников по следующим разделам: ознакомление с окружающим, родной язык, счет, знание простейших геометрических форм и тел.

На современном этапе широко известна дидактическая система Ш.А.Амоношвилли, которая представлена в его работах: «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство целей».

Теоретические основы дошкольной дидактики представлены в трудах и учебных пособиях по дошкольной педагогики: Логиновой, Саморуковой, Козловой, Куликовой, Комаровой, Барановой, и др.

 



2015-11-10 2927 Обсуждений (0)
Теоретические основы дидактики: предмет, категории 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Теоретические основы дидактики: предмет, категории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2927)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)