Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры»



2015-11-10 2120 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры» 5.00 из 5.00 3 оценки




1. – 20

2. – 21

3. – 22

4. – 23

5. – 24

6. – 25

7. – 26

8. – 27

9. – 28

10. – 29

11. – 30

12. – 31

13. – 32

14. – 33

15. – 34

16. – 35

17. – 36

18. – 37

19. – 38

Всего 19 билетов

Вопрос 1. Место культурологии в системе современного знания. Предметная область культурологии.

Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре.

Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии.

Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса, селекции и аккумуляции, системной упорядоченности, регулятивной практики, изменчивости, семантической выраженности, практики освоения, исполнения и нарушения индивидами его нормативного воспроизводства и творческого развития, конвенциональных и авторских рефлексий и интерпретаций и пр., т.е. в конечном счете, познание того, как порождаются, функционируют, транслируются и интерпретируются стихийно и целенаправленно выработанные "социальные конвенции" по интеграции людей и регуляции форм их совместного существования и деятельности.

Основными компонентами предмета К. явля­ются:

  1. онтология культуры: многообразие ее определений и ракур­сов познания, социальных функций и параметров;
  2. гносеология культуры: основания культурологического зна­ния и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;
  3. морфология культуры: основные параметры ее функциональ­ной структуры как системы форм социальной организации, регуля­ции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;
  4. культурная семантика:представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования;
  5. антропология культуры: представления о личностных пара­метрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры;
  6. социология культуры: представления о социальной страти­фицированности и пространственно-временной дифференцирован­ности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;
  7. социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости куль­турных феноменов и систем;
  8. историческая динамика культуры: представления об эволю­ции форм социокультурной организации;
  9. прикладные аспекты культуры: представления о куль­турной политике, функциях культурных институтов.

Вопрос 2. Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры».

Культура - это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.

Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком "+".

Культура понимается как…

  1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;
  2. «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»;
  3. «результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, её условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на её территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры» (Нарек Бавикян);
  4. «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);
  5. сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;
  6. картина мира;
  7. «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
  8. «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
  9. возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
  10. воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
  11. развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
  12. творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);
  13. «вся совокупность внебиологических проявлений человека»;

Вопрос 3. Направления культурологических исследований XX века.

В самой культурологии складывается ряд направлений, претендующих на статус базовых, основных начал новой науки. Этому способствует ряд открытий, сделанных археологией, историей, этнографией, биологией, философией и т. д. Как правило, исследователи абсолютизируют роль отдельных элементов культуры частного характера и не в силах составить себе картину развития культуры в целом. Это приводит к дальнейшей дифференциации, обособлению отдельных частей, фрагментов культурологического знания.



2015-11-10 2120 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры» 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)