Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Раскройте проблему совершенствования методов обучения в современной школе




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главных путей совершенствования видов обучения два: интенсивный и экстенсивный. Интенсивный путь предусматривает развитие за счет внутренних резервов, а экстенсивный основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т.д.

Возможности интенсивного развития считаются исчерпанными: за тысячелетия существования школы уже все испробовано, все было; участь нынешних педагогов - повторяться, опускаясь через потерю первооснов, забвение глубинной логики, смысла и назначения воспитания, все ниже. Повторим: если школа не погибла, если еще способна жить, развиваться и учить детей, то только в силу консервативной своей природы. Некоторые ведущие теоретики высказывают мысль, что очень скоро инновации в педагогике будут означать только одно - назад к прошлому, разумному и взвешенному воспитанию, к облагораживающей духовности, спокойной системе без новаций и конвульсий.

Западная школа развивается экстенсивным путем, наращивая количественные характеристики педагогического продукта преимущественно за счет новых информационных технологий, перераспределения времени на различные виды учебной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию классной работы. Улучшается ли при этом качество педагогического продукта - вопрос открытый: большинство независимых экспертов высказывают на этот счет сомнения.



Своеобразным выходом являются так называемые "интегрированные инновации", открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития педагогической системы. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов, которые появляются "на стыках" разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно попытаться улучшить общую эффективность обучения. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными "внешними" мероприятиями, а осознанными преобразованиями, проистекающими из глубинных потребностей и знания системы обучения.

Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций в обучении? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания - постоянные области разработки инновационных идей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат. Зачастую нет и новых "рецептов" решения старых проблем. По большому счету, подлинно инновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают неиспользовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов в обучении.

Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу "известно - неизвестно"), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу "было - не было") позволил отнести к общим педагогическим инновациям:

не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;

гуманистическую педагогику во всей совокупности теоретических положений и практических технологий;

основанные на новых идеях подходы к организаций управлению педагогическими процессами;

4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе:

педагогическая система в целом;

- учебные заведения;

педагогическая теория;

учитель;

обучаемые;

педагогическая технология;

содержание;

формы, методы, средства;

- управление;

цели и результаты.

По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений в обучении.

Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни:

Низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок.

Средний - изменение форм, не затрагивающее сущностей.

Высокий - изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.

Нетрудно заметить, что лишь последний являет научную и практическую ценность Подласый И. П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003, с. 189-191..

Инновационные поиски в образовании осуществляются не только научно-исследовательскими коллективами, но и учителями-практиками. Их внимание направлено на разработку новых видов и методов обучения, форм организации образовательного процесса и продуктивных методических идей. Многие из них были оформлены в концепции, получившей название "педагогика сотрудничества". Объединенные вокруг "Учительской газеты" педагоги-новаторы сформулировали, в частности, следующие идеи:

отношения с учениками. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится добиваться годами, вырабатывать методику, при которой учитель идет "не с предметом к детям, а с детьми к предмету";

учение без принуждений. Дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание;

идея трудной цели. Для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В.Ф. Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель - сама по себе она может быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно;

идея опоры. Формы опор бывают самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;

идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор;

идея опережения. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках;

идея крупных блоков. Когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче установить логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам;

идея соответствующей формы. По форме урок должен отвечать изучаемому предмету. На уроках математики В.Ф. Шаталов, доказывая теорему, не допускает лишних слов - рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным. На уроках творчества И.П. Волкова дети шумят, теребят учителя, обращаются к нему с тысячей вопросов.Е.Н. Ильин, анализируя художественное произведение, добивается, чтобы и анализ имел художественную форму; для этого он использует те же приемы, с помощью которых писатель создает свое произведение: получается художественный анализ художественного произведения;

идея самоанализа. Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто способен самостоятельно вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность;

интеллектуальный фон класса. Известно, что на конечный результат учения и воспитания больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. На общие цели и ценности класса сильно влияет его "интеллектуальный фон" (термин В.А. Сухомлинского).

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями также является тенденцией установления гуманитарной атмосферы в школьном образовании. Интеграция таких детей в обычный класс означает предоставление им реальных возможностей для участия во всех видах и формах социальной жизни (включая образование) наравне и вместе с остальными членами общества.

В докладе "Права человека и инвалидность" (1991) Комиссии по правам человека ЮНЕСКО утверждается, что "в большинстве случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация - вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям-инвалидам в обязательном порядке посещать специальные школы, что является официальной сегрегацией". Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной позиции - уважения различий между людьми. В этом широком дискриминационном контексте специальные школы (тем более интернаты) признаются учреждениями сегрегационными, а изоляция специального образования от массовой системы - дискриминационной.

Современное состояние проблемы теории и практики интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями позволяет выделить четыре основных варианта интеграции:

комбинированная (специализированная группа детского сада - общеобразовательная школа);

частичная (обучение в специальных классах общеобразовательных школ);

временная (дети специальных школ вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 1 - 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера);

полная (обучение ребенка с ограниченными возможностями в обычном классе с параллельной коррекционной поддержкой) Борытко Н. М., Солоыцева А. М., Байбаков А. М. Педагогика. - М.: Академия, 2007, с. 158 -161..

Таким образом, можно видеть, что современная дидактика является сферой инновационного поиска в направлении гуманитаризации образования, все большего учета различий в интересах, склонностях, способностях, физических и интеллектуальных возможностях обучающихся. Эти изменения ведут к становлению гуманитарной атмосферы в обучении.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7