Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как используются методы контроля и самоконтроля в обучении?





Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, от вечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и пр Письменные контрольные работы, изложения, диктанты могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15—20 мин, так и занимающими весь урок.

В последние годы все чаще стали применять контрольные письменные работы программированного типа. В таком случае учитель составляет перечень вопросов, предлагает для каждого из них на бланке возможные варианты ответов, одни из которых более полны и точны, другие менее полны и содержат некоторые неточности. Задача учеников состоит в том, чтобы выбрать из ряда ответов более точный и более полный.

Письменные работы могут проводиться в виде графических задач, вычерчивания графиков определенных процессов и пр.

Методы лабораторного контроля. Сравнительно новый вид контроля в нашей школе — лабораторный контроль за подготовленностью учеников. Контрольные лабораторные работы по физике и другим предметам возникли в практике работы учителей Ростовской области. Они проводятся с половиной состава класса, в то время как другая половина выполняет письменную работу.

В число контрольных лабораторных работ включается проверка умений пользоваться штангенциркулем, микрометром, амперметром, вольтметром, термометром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту.

В них включается также и решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы.



Методы машинного контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоения знаний, особенно по предметам естественно-математического цикла. Программы для контроля составляются, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинного контроля за качеством подготовки учеников.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за сте пенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Существует 4 основных вида контроля:

 

1. Предварительный контроль проводится с целью получить информацию о начальный уровень знаний учащихся. Это вступительные экзамены, проверочные контрольные работы на первом курсе в профтехучилищах, перед изучением новых предметов, тем. Результаты контрольных работ необходимы для прогнозирования дальнейшего учебного процесса.

 

2. Текущий контроль проводится с целью получения информации о степени усвоения учебного материала в ходе изучения основ наук. Он необходим для обратной связи, мотивации, активизации учащихся, корректировки учебного процесса и совершенствования методики. Для этого учитель проверяет ежедневно домашние задания, классные письменные работы, ученические тетради, применяет устный опрос - фронтальное, индивидуальное и уплотненное. Текущий контроль стимулирует учеников к систематической самостоятельной работы.

 

3. Периодический контроль проводится после изучения логически завершенной части программы, в конце учебного периода (четверти, полугодия). Он плановый, определенный характер, служит для самоанализа труда учителя. Конкретные методы этого контроля зависят от предмета. Письменная контрольная работа не должна быть неожиданностью для учащихся, ее тема и дата объявляются заранее, материал добирается, как правило, средней трудности, применяется вариантность. Анализ контрольной работы проводится на следующем уроке: выясняются ошибки, вызываемые к доске ученики, которые их допустили, вместе с ними повторяет весь класс. Устная контрольная работа: задачи и вопросы раздаются учащимся в виде индивидуальных карточек или диктуются.

 

4. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в виде переводных экзаменов по основным предметам и годовых контрольных работ или зачетов (в старших классах) за весь пройденный материал. Существуют министерские, директорские контрольные работы. Экзамены проводятся по специальным инструкциям, ежегодно назначаются директивно и по государственному стандарту (по билетам). Задания выпускных экзаменов объявляются по радио или по телевизору, с 2001 года введено государственную аттестацию. Методы контроля - это способы определения результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. К ним относятся наблюдение за учебной работой учащихся, устные, письменные, практические методы, экзамены и зачеты, программируемые методы.

 

Тестовая проверка знаний (слово "тест" - английское, означает экзамен). Различают две группы тестов: а) умственной одаренности б) тесты учебной успеваемости.

 

Тестовые задания можно разделить на следующие группы: а) задачи в виде вопросительных или утвердительных предложений, содержание которых требует от ученика короткой и точного ответа б) задачи, в которых учащиеся должны заполнить пропуски. По дидактическим назначением тесты классифицируют на: а) тесты в дополнение б) тесты на использование аналогии в) тесты на изменение элементов ответа.

 

Тестовая и машинная проверка сокращают время на проверку, ставят на всех учащихся одинаковые требования, устраняют субъективизм, придерживаются единых требований к знаниям; объективность оценки не настраивает ученика против учителя, исключается необъективность оценки, ученик стимулируется к самооценке знаний, позволяющих статистическую обработку данных. Недостатки этого вида проверки в том, что невозможно обнаружить способности учащихся, так поощряется механическое запоминание, а не размышления, и для составления программ проверки потребуется много времени.

 

Взаимоконтроль - это метод взаимопомощи сильных школьников слабее. Учитель не должен допускать искусственных средств вытягивания слабого (подсказки, шпаргалки, списывание).

 

Самоконтроль. Есть ученики, которые пользуются полным доверием педагогов вследствие сознательного отношения к знаниям, их можно перевести на самоконтроль - доверить им выставлять оценку самим себе. Для большинства учеников эффективна форма самоконтроля, когда учитель позволяет в конце творческой работы заглянуть в учебник, сверить соответствие написанного учениками с учебником.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (723)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)