Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Психологический анализ сценария личности. (4 часа)



2015-11-11 332 Обсуждений (0)
Тема 5. Психологический анализ сценария личности. (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Трансактный анализ

Учебно-методическое пособие

 

Научный редактор – Павловец Г.Г., к.психол.наук., доцент

Рецензент - Дреев О.И., к.психол.наук., доцент

Утверждено решением Методического совета СОГПИ

 

Данное пособие представляет собой учебно-методическое обеспечение спецкурса по социальной психологии «Трансактный анализ» для студентов психологического отделения Северо-Осетинского педагогического института.

Содержание пособия составлено таким образом, чтобы студенты смогли в рамках теории трансактного анализа самостоятельно проанализировать психологический аспект делового и бытового общения.

В пособии имеется набор практических рекомендаций и упражнений по развитию и коррекции процесса индивидуального общения личности.

 


Содержание:

1. Цели и задачи курса

2. Календарно-тематический план

3. Тематическое содержание лекционного курса

4. Практические занятия

5. Самостоятельная работа студентов

6. Вопросы к зачету

7. Практические занятия

 


Цели и задачи курса:

1. Изучение теоретических положений и принципов трансактного анализа

а) как научного и практического направления в психологии личности,

б) как метода самопознания, вызывающего размышления о возможностях
человеческого поведения.

2. Рассмотрение вопросов применения ТА в сфере организации и управления делового и
бытового общения.

3. Способствование развитию навыков общения в бытовой и профессиональной
деятельности.

Трансактный анализ - психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении.

Трансактный анализ - является методом индивидуальной и групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трёх основных состояний "Я".

Трансактный анализ - это теоретическая система рекомендаций с помощью, которой человек может оценить свои прежние решения и поведение, изменить то, что было бы желательно изменить.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН.

№ п/ п Наименование темы Количество часов
Лекции.
Структурный анализ эго-состояний 1 и 11 порядка.
Психологический анализ трансакций.
Потребность в контактах структурирование времени.
Психологические позиции. Личная и половая идентификация.
Психологический анализ сценария личности.
Интеграция состояния Взрослого.
  ИТОГО:
Практические занятия.
Изучение эго-состояний "Я" отдельной личности и её чувства.
Анализ трансакций.
Контакты. Признание. Структурирование времени.
Личный сценарий. Ролевые отождествления.
Исполнение психологических игр.
Активизация, укрепление, интеграция компонента Взрослого.
Метод решения проблем в ТА.
  ИТОГО:
  Форма контроля - зачет  

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.

 

Тема 1. Структурный анализ эго-состояний I и II порядка. (4 часа)

Определение, развитие и применение ТА. Понятие структурного анализа как анализа отдельной личности на основе представления о структуре человеческой психики как структуре, состоящей из трёх основных элементов: "Родитель", "Взрослый", "Дитя". Структурный анализ эго-состояний II порядка "Родителя", "Дитя". Функциональное деление трех эго - состояний. Самоанализ и построение эго-граммы отдельной личности.

 

Тема 2. Психологический анализ трансакций. (4 часа)

Понятие трансакций как единицы общения партнеров по общению. Прямые, косвенные, откровенные, разбавленные, интенсивные, вялые трансакции. Дополнительные, пересекающиеся, скрытые трансакции. Трансакция с обратной связью, Трансакция "Виселицы" и подкрепление деструктивного поведения личности. Конфликтное общение и манипуляции. Организация защиты от манипуляций. Активная, пассивная защита.

 

Тема 3. Потребность в контрактах и структурирование времени. (2 часа)

Понятие психологического контакта. Вербальные и невербальные, условные и безусловные контакты. Формирование убеждений. Понятие структурирования времени. Способы структурирования времени: избежание, ритуалы, времяпрепровождение, активность, психологические игры, удовольствия, интимность. Понятие психологической игры в ТА. Конструктивные и деструктивные игры. Структура игры: мотивы, цели, степени окончания.

 

Тема 4. Психологические позиции. Личностная и половая идентификация. (4 часа)

Закрепление психологической позиции. Основные жизненные позиции личности: психологически здоровая позиция, проективная позиция, интроективная позиция, позиция тщетности Процесс формирования личностной идентификации. Детские игры и формирование личности. Пол и психологические позиции.

 

Тема 5. Психологический анализ сценария личности. (4 часа)

Понятие психологического анализа личности. Основные детерминанты сценариев: детские состояния эго - родителей, "драйверы". Положительные и отрицательные родительские сообщения. Формирование сценария в детстве. Сценарий спроклятиями. Культурные, субкультурные, семейные сценарии личности. Сценарии с проклятиями. Сценарий и контр сценарий. Роли сценариев: преследователь, жертва, спаситель. Манипуляторские позиции: "собака сверху", "собака снизу". Психологические ярлыки (чувства), рэкет (система шантажирования и вымогательств). Отказ от игр. Восстановление искренности. Золотые ярлыки.

 

Тема 6. Интеграция взрослого. (4 часа)

Функциональные проблемы личности в ТА: контаминации, исключения. Способы устранения проявлений контаминации и исключения. Двойное засорение "Взрослого". Активизация состояния "Взрослого", достижение исполнительного контроля состояния "Взрослого" и автономность (открытие, освобождение, осознанность, спонтанность, интимность). Интеграция "Взрослого" (этическая ответственность, обработка объективных данных, личная привлекательность и отзывчивость). Само актуализация личности.

 

 

ЛЕКЦИЯ №1. Структурный анализ эго-состояний I и II порядка. План.

1. Определение, развитие и применение ТА.

2. Анализ структурной модели I порядка.

3. Анализ структурной модели 11 порядка.

Литература:

Основная:

1. Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л., 992.

2. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.

3. Берн Э.Л. Трансактный анализ в группе. М., 1994.

 

ЛЕКЦИЯ №2.

Анализ трансакций.

План.

1. Определение трансакции.

2. Дополнительные трансакции.

3. Пересекающиеся трансакции.

Литература:

Основная:

1.Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л., 1992.

2. Джеймс М., Джонгвард Д., Рожденные выигрывать. М., 1993.

3. Самыгин С.И.Психология управления. Ростов на Дону, 1997.

 

Дополнительная:

4. Муладжанова Т.Н. Конфликты в семье и пути их преодоления. М., 1990.

5. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов на Дону М., 1997.

 

ЛЕКЦИЯ №3.

Анализ трансакций.

План.

I. Скрытые трансакции.

2. Манипуляции. Защита от манипуляций.

 

Литература:

Основная:

1. Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л., 1992.

2. Самыгин С.И.Психология управления. Ростов на Дону, 1997.

 

Дополнительная:

1. Муладжанова Т.Н. Конфликты в семье и пути их преодоления. М., 1990.

2. Корнелиус X. Выиграть может каждый. М.,1992.

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.

 

ЛЕКЦИЯ №4



2015-11-11 332 Обсуждений (0)
Тема 5. Психологический анализ сценария личности. (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Психологический анализ сценария личности. (4 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)