Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Задание №1. Вывить уровень развития сенсорных представлений ребенка дошкольного возраста




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям

Планы проведения семинарских и практических занятий

Вопросы, выносимые на обсуждение на семинарском занятии

Список литературы

Методические указания для преподавателей

Модуль 1. Воспитание как ведущая функция образовательного процесса в ДОУ

Раздел 1.-2. Теория воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Тема 1. Содержание и методика нравственного воспитания

детей раннего и дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников.

Соотношение понятий «мораль», «нравственность», «социальное», «духовное», «нравственное воспитание», «нравственное развитие».

Механизм нравственного воспитания: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственные качества.

Задачи и содержание нравственного воспитания детей в разных возрастных группах.

Средства нравственного воспитания: художественные (художественная литература, изобразительное искусство, кино-, мультфильмы, музыка), социально-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда), деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения).



Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность адекватность уровню развития детских интересов.

Методы и приемы формирования нравственного сознания дошкольников.

Методы стимулирования чувств и отношений ребенка.

Методы и приемы формирования нравственного поведения ребенка-дошкольника.

Требования к подбору методов нравственного воспитания.

Формы работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Особенности нравственного воспитания детей раннего возраста.

Литература

Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.,1988.-Ч.2.

Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А Козлова, Т.А.Куликова. – М., 2004.

Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб.,1997.

Развитие / Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, Н.С.Варенцова и др.-М.,1995.

Радуга: Программа воспитания и обучения детей от трех до семи лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1997.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.-М.,1984.

Виноградова А.М. Воспитание чувств и формирование этических представлений // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А.М. Виноградовой – М., 1989.

Гришаева Н. Проблемные педагогические ситуации в детском саду // Обруч.- 1997.-№3.

Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. М., 1980.

Пономаренко Т. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание.- 1992. -№3-4.

Крупская Н.К. О битье детей. Пед.соч.: В 10 т.-М.,1959.-Т.6.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Пер. с англ.-М.,1990.-С.160-178.

Люблинская А.А. Поступки и проступки детей // Люблинская А.А. Детская психология.- М.,1971.-С.404-406.

Маркуша А. Ругать можно, а хвалить нужно! // Дошкольное воспитание.-1994.-№11.

Матвеева А.К. О мерах воздействия // Нравственное воспитание в детском саду.-М.,1959.

Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается.-М.,1982.-С.82-94., 102-103.

Спок Б. Можно ли заставить ребенка слушаться // Дошкольное воспитание.-1991.-№10.

Раздел 1.-2. Теория воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Тема 1. Содержание и методика нравственного воспитания

детей раннего и дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

Раскройте сходство и различия терминов«мораль», «нравственность», «социальное», «духовное», «нравственное воспитание», «нравственное развитие».

Составить блок-схемы всех названных понятий и объяснить их взаимосвязь.

Подготовить рефераты: «Мораль и нравственность: соотношение и взаимосвязь понятий», «Социальное и нравственное развитие: сходство и различия», «Духовность и религиозность: сходство и различия понятий».

Доказать, что произойдет с нравственным качеством при исключении одного из компонентов механизма нравственного воспитания.

Проанализировать и сопоставить задачи и содержание нравственного воспитания в комплексных вариативных программах.

Составить таблицу-схему методов нравственного воспитания в разных возрастных группах детского сада.


 

Тема 2. Воспитание дружеских взаимоотношений

и коллективизма у детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «коллективизм», «индивидуализм», «коллективные взаимоотношения», «дружба», «общественное мнение».

Особенности формирования отношений ребенка к другим людям (взрослым и сверстникам), к себе самому в разные возрастные периоды дошкольного детства.

Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте.

Отзывчивость и взаимопомощь как значимые характеристики коллективных взаимоотношений.

Общественное мнение и его направленность как качественная характеристика уровня развития детского коллектива.

Нравственные нормы и правила как условие построения детских взаимоотношений.

Изучение взаимоотношений детей друг с другом.

Литература

Галигузова Л.Н., Смирнова О.Е. Ступени общения: от года до семи лет.-М.,1992.

Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.-М.,1984.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.-Ярослваль.,1997.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.- Ярославль.,1997.

Калинина Р. В гостях у Золушки.- Псков.,1997;

Щипицина Л., Защиринская О., Воронова А., Нилова Т. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от трех до шести лет).-С.-Петербург.-2003.

Урунтаева Г.А., Афонькина Г.А. Практикум по детской психологии.-М.,1995.

Крайнова Л.В. Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С.Буре.-М.,1987.

Левин-Щирина Ф.С., Менджерицкая Д.В. Воспитание и обучение детей трех-семи лет.-М.,1975.

Маркова Т.А.Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.-М.,1968.

Потапенко Б.Т. Учить детей жить среди людей // Дошкольное воспитание.-1994.-№3.

Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Роль игры в воспитании детей.-М.,1976.

Маркова Т.А. формирование дружбы у старших дошкольников // Воспитание детей в игре.-М.,1983.-С.77-91.

Воронова В.Я. Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей // Воспитание детей в игре.-М.,1983.-С.65-77.

Лиштван З.В. Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре // Воспитание детей в игре.-М.,1983.-С.91-101.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной.-М.,1979.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной.-М.,1987.

Тема 2. Воспитание дружеских взаимоотношений

и коллективизма у детей дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

Доказать значимость воспитания коллективизма для нравственного развития ребенка.

Выпишите показатели, отражающие сформированности у детей начал коллективизма, качеств общественности, коллективных взаимоотношений, представленных разными авторами.

Выделите условия, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.

При обсуждении вопроса о развитии детских первоначальных объединений остановитесь на том, что побуждает дошкольников к объединению со сверстниками:

общность интересов (конкретной деятельности, к игре с определенным сюжетом, к общению по поводу общих впечатлений);

взаимная симпатия;

желание включиться в общее дело;

тяготение к обществу сверстников, поддерживающих его, признающих его успехи.

Изучить и проанализировать методики обследования взаимоотношений детей друг с другом.

Составить перспективный план по развитию коммуникативных умений и навыков детей с использованием игр-упражнений.


 

 

Тема 3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «этикет», «культура поведения», «культура общения», «речевой этикет», «гостевой этикет», «столовый этикет», «вербальное поведение», «искусство собеседника».

Нравственные аспекты гостевого и столового этикета. Нравственные нормы, лежащие в основе обучения правилам гостевого и столового этикета.

Психолого-педагогические особенности формирования культуры поведения в дошкольном возрасте.

Пути, средства и условия формирования культурного поведения.

Методика воспитания культуры поведения в разных возрастных группах.

Правила культуры общения. Методы и приемы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.

Литература

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете.- М., 1994.

Зимина М.С. Азбука этикета. - СПб., 1998.

Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. - Ростов н/Д, 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1990.

Иванникова Г. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание .- 1990.-№ 11.

Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание .- 1995.- № 10, 11.

Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание .- 1996.- № 2.

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.-М.,1984.

Островская Л.Ф. Культура поведения- показатель воспитанности // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети.- М., 1979.

Островская Л.Ф. Культура речевого общения // Дошкольное воспитание .- 1988.-№ 3.

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М., 1986.

Смирнова Е., Витюк М. Вежливость – первая и самая приятная добродетель // Дошкольное воспитание .- 1994.-№ 3.

Стрелкова Л.П. Этикет: Иллюстративный альбом с заданиями для детей старшего дошкольного возраста М., 1998.

Островская Л.Ф. Приглашаем к разговору об этикете и культуре поведения // Дошкольное воспитание .- 1989.-№ 10.

Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 1996.

Любина Г. О речевом поведении воспитателей // Дошкольное воспитание .- 1996.- № 4.

Культура одежды женщины // Дошкольное воспитание .- 1995.- № 3.

Формановская Н.И. Как правильно общаться // Дошкольное воспитание .- 1990.- № 1.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

Энциклопедия этикета. - СПб., 1996.

Тема 3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

Подготовить реферат: «Педагогу, родителям и детям: а) о столовом этикете; б) об элегантности и культуре одежды; в) о гостевом этикете; г) о соблюдении этикета в общественных местах».

Раскрыть содержание понятия «овладения языком чувств» и способы овладения детьми «волшебными словами» и комплиментами.

Показать усложнение задач и содержания работы по воспитанию культуры поведения в вариативных программах ДОУ.

Придумайте юмористические рассказы-миниатюры или разыграйте короткие инсценировки, побуждающие детей заметить ошибки в своем поведении и исправить их.

Подготовить конспекты занятий с дошкольниками по темам: «Как мне показать свое хорошее отношение к людям», «Наши добрые слова», «О дружбе и рыцарстве», «Вежливые пассажиры», «Вежливые зрители».

Подготовить и провести занятие с детьми дошкольного возраста «Столовый этикет и нравственность»: «Праздничное чаепитие», «Угощение друзей», «Куклы приглашают в гости» и др. Отразить требования к сервировке стола.

Определить уровень соблюдения норм этики и этикета в вашем студенческом коллективе на основе разработанных вами показателей.

Подобрать художественные произведения, диафильмы, мультфильмы, иллюстративный материал, отражающий нормы поведения для дошкольников.


 

Раздел 3. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманистическое мировоззрение», «совесть», «справедливость», «эмпатия», «милосердие», «человеческое достоинство», «доброта», «социальные эмоции и мотивы».

Роль социальных эмоций в нравственном воспитании детей. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности.

Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов.

Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании у детей эмоциональной отзывчивости и гуманного отношения к окружающему.

Воспитание гуманных чувств средствами художественной литературы.

Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Условия эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении.

Литература

Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.,1988.-Ч.2.

Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А Козлова, Т.А.Куликова. – М., 2004.

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.-М.,1984.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой.-М.,1985.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неворович.-М.,1986.

Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.-М.,2002.

Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. М.А.Панфиловой, Л.В. Кузнецовой.-М.,2002.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.-М.,1991.(С.28-59).

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой.-М.,1989.

Формирование нравственных качеств личности ребенка в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Марковой, Г.Н.Годиной.-М.,1988.

Стрелкова Л. Войди в Тридесятое царство.-М.,1995.

Калинина Р. В гостях у Золушки.-Псков.,1997;

Щипицина Л., Защиринская О., Воронова А., Нилова Т. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от трех до шести лет).-С.-Петербург.-2003.

Лещинская – Гурова О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника.-Нижний Новгород.,2002.

Гальвас В. Воспитание чувства милосердия // Дошкольное воспитание.-1991.-№1.

Урунтаева Г.А., Афонькина Г.А. Практикум по детской психологии.-М.,1995.

Анциферова А.А., Бондаренко А.К. Воспитание гуманных чувств // Воспитание детей в игре.-М.,1983.-С.143-155.

Раздел 3. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

Выписать в педагогический словарик определения понятий. Составить антонимо-синонимический словарь. Например, добрый (доброжелательный, благожелательный, благосклонный, сочувственный, сердечный, душевный…) - злой (злобный, недобрый, жестокий, черствый…).

Составить таблицу «Средства и методы воспитания у детей гуманных чувств». С левой стороны листа последовательно перечислите средства, а затем методы, с правой напротив этих пунктов приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их: укажите художников и названия картин, автора и текст песни, подберите сказки, пословицы и поговорки; покажите, каким образом можно упражнять детей в добрых делах и поступках, воспитывать заботливое, внимательное отношение к малышам и сверстникам, заболевшим и пр.

Проанализировать методические пособия: Стрелковой Л. Войди в Тридесятое царство.-М.,1995; Калининой Р. В гостях у Золушки.-Псков.,1997; Щипицоной Л., Защиринской О., Вороновой А., Ниловой Т. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от трех до шести лет).-С.-Петербург.-2003.

Доказать, что показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе, что выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.

Составить реферат: «Проявления эмоционального неблагополучия детей в дошкольном учреждении».

Подобрать диагностический материал по выявлению эмоционального неблагополучия детей в дошкольном учреждении.


 

Раздел 4. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Сравнительный анализ и взаимосвязь понятий «пол», «половое воспитание», «половое просвещение», «полоролевая социализация», «гендерные роли», «психосексуальная культура».

Актуальность проблемы полового воспитания детей дошкольного возраста.

Половое воспитание как одна из составляющих нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Цели, задачи, и принципы полового воспитания.

Особенности работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о качествах маскулинности, фемининности.

Влияние разных видов деятельности дошкольника на адекватность его полоролевой социализации.

Современные вариативные программы нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста.

Литература

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностностные отношения в детской группе // Вопросы психологии.- 1980.- №2.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А.Репиной.-М., 1987.

Козлова С.А. «Я-человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.

Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М., 1986.

Коломенский Я.Л., Мелтсас М.Х. Роловая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. – 1985.- №3.

Островская Л.С. Воспитание мальчиков // Дошкольное воспитание.- 1984.- №11.

Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. – М., 1990.

Кухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях // Вопросы психологии.- 1996.- № 2.

Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание.- 1993. - №4.

Хасан Б.И., Тюменова Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии.- 1997.-№3.

Алешина Ю.В., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.

Коломинский Я.Л. Мальчики и девочки // Знание – сила.-1971.-№2.

Кон И.С. Открытие «Я».-М.,1978.

Раздельное воспитание: За и против // Обруч.- 1998.-№6.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.,1993.

Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании.-М.,1986.

Пименова Л.В. Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста.-Пермь., 2000.

Раздел 4. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

На основании изученной литературы составить консультацию для воспитателей (родителей) по проблеме нравственно-полового воспитания.

Определить критерии, по которым можно судить об уровне сформированности качеств мужественности и женственности у дошкольников.

Разработать методику исследования представлений о качествах мужественности и женственности у дошкольников.

Разработать вопросы анкеты по выявлению представлений воспитателей и родителей о половом воспитании дошкольников.

Составить план работы по половому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Подготовить реферат «Психосексуальная культура и половое сознание», «Игра как средство формирования качеств женственности у девочек (у мальчиков)».

Проанализировать вариативные программы по половому воспитанию дошкольников.

Составить конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Мужчина - защита и опора семьи», «Профессии и занятия женщин», «Кого можно назвать настоящей женщиной (настоящим мужчиной)», «Как ведут себя настоящие мальчики (девочки)».

 


 

Раздел 5. Нравственно-экономическое воспитание дошкольников

Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «экономическое воспитание», «нравственно-экономическое воспитание», «экономическое образование».

Актуальность проблемы нравственно-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с трудом взрослых, трудовое и нравственное воспитание как основа ознакомления детей дошкольного возраста с экономикой.

Задачи и содержание нравственно-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Условия, средства и методы нравственно-экономического воспитания.

Литература

Детский экономический словарь / Сост. Г.М.Евменова, О.И.Меньшикова; Науч. ред. Т.Л.Попова. – М., 1997.

Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономик»»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., 1992.

Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.- 1998.- №8.

Шатова А.Д. Дошкольник и… экономика // Обруч.-1999.-№1.

Шатова А.Д. Дошкольник и …экономика: Программа. –М., 1996.

Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. – М., 1993.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. - СПб., 2001.

Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации. // Вопросы психологии –2000.- №2.

Экономическое воспитание дошкольников //Обруч.-1997.-№4.

Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. – М., 1992. Вып.1.

Шатова А.Д. Деньги. М., 2003.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1987, 1993.

Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. – М., 1993.

Раздел 5. Нравственно-экономическое воспитание дошкольников

Учебно-исследовательские задания:

Подготовить рефераты: «Деньги как педагогическая проблема», «Сюжетно-дидактические игры как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста».

Подготовиться к дискуссии: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание».

Проанализировать вариативные программы и методические пособия по экономическому воспитанию детей.

Спланировать работу по нравственно-экономическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

Разработать вопросы анкеты и провести анкетирование воспитателей и родителей по теме «Нравственно-экономическое воспитание дошкольников». Выявить отношение педагогов и родителей к необходимости и возможности нравственно-экономического воспитания детей, а также уровень их представлений об особенностях ознакомления детей с экономикой.


 

Раздел 6. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «патриотизм», «национализм», «толерантные отношения», «интернационализм», «патриотическое воспитание», «интеррасовое воспитание», «интерсоциальное воспитание», «планетарное мышление». Значение воспитания патриотизма у детей.

Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Этапы патриотического воспитания дошкольников.

Средства патриотического воспитания.

Методы патриотического воспитания.

Современные подходы к патриотическому воспитанию в вариативных программах дошкольного образования.

Литература

Жуковская Р.И. О воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста // Советская педагогика.- 1974.- №4.

Родной край / Под ред. С.А.Козловой. М., 1987.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М., 1988.

Суслова Э.К. Патриотическое и интернациональное воспитание в игре // Воспитание детей в игре. - М., 1983.

Пименова Л.В. К постановке проблемы социализации ребенка дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов.- Пермь, 1993.

Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. –1988.-№5.

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1997.

Козлова С.А. Я-человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 1996.

Пименова Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста. – Пермь, 2000.

Кладова Р., Гурьянова И., Кожанова О. Мне посчастливилось родиться на Руси: Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной групп // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 8.

Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.

Суслова Э.К. Художественная литература как средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9.

Суслова Э.К. Когда живется дружно, что лучше может быть! // Дошкольное воспитание. – 1991. -№ 11 –12.

Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации –основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М., 1988.

Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика.- 1992.- № 7-8.

Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. -№ 5.

Раздел 6. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

Проанализировать и сопоставить понятия «патриотизм» и «национализм». Показать их противоположность.

Выполнить сравнительный анализ вариативных комплексных и парциальных программ по патриотическому воспитанию и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Спланировать работу по патриотическому воспитанию детей в одной из возрастных групп по разделу «Человек в своем крае».

Подготовить практический материал по ознакомлению детей с родной Удмуртской Республикой.

Разработать конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста по темам: «Город, в котором я живу», «Мой детский сад», «Защитники отечества», «Моя Земля», а также сценарии праздников «Дружат люди всей земли», «Моя Родина - Россия», «Мой родной край – моя Удмуртия».


 

Раздел 7. Умственное воспитание детей. Сенсорное развитие.

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребенка. Сенсорное воспитание как основа умственного развития.

Задачи и содержание сенсорного воспитания в разных возрастных группах детского сада.

Методы и приемы сенсорного воспитания.

Роль деятельности в развитии сенсорных способностей детей. Особенности сенсорного воспитания в разных видах деятельности.

Средства сенсорного воспитания детей.

Литература

Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.,1988.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание.-1974.-№3.

Морозова О. Е.И.Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание.-1993.-№5.

Муханова К. , Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание.-1994.-№4., №5.

Плеханов А. Овид Декроли и его метод // Дошкольное воспитание.-1991.-№11.

Плеханов А. Педагогическая теория и практика М.Монтессори // Дошкольное вопитание.-1989.-№10.

Плеханов А., Морозова О. М.М.Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-1994.-№2.

Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддъякова, В.М.Аваневовой.-М.,1981.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера.-М., 1978.

История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. М.Б.Мчедлидзе и др. –М., 1986.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

Раздел 7. Умственное воспитание детей. Сенсорное развитие.

Тема 1.Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

Учебно-исследовательские задания:

Подготовить реферат: «Особенности систем сенсорного воспитания Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеевой, О.Декроли», «Сенсорное воспитание детей в трудовой (изобразительной, конструктивной и др.) деятельности детей».

Показать своеобразие современной отечественной теории сенсорного воспитания. Она включает в содержание сенсорного воспитания многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств и отношений (перцептивные действия), систему обследовательских действий, которыми должны овладеть дети и систему эталонов.

Проанализировать дидактические материалы и пособия, рекомендованные учеными для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Составить конспект занятия по сенсорному воспитанию детей в одной из возрастных групп детского сада.

Выявить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста. Приложение №2.

Приложение№2

Задание №1. Вывить уровень развития сенсорных представлений ребенка дошкольного возраста.

В процессе индивидуального общения с ребенком выявить уровень его сенсорного развития: уровень представлений о признаках предметов, степень обобщенности признаков, владение разными обследовательскими дейстиями.

Предложить ребенку вопросы: «Как ты узнаешь твердый или мягкий предмет… прозрачный или непрозрачный, … легкий или тяжелый…?».

Зафиксировать свои наблюдения по предложенной схеме:

Ф.И. ребенка _______________________________возраст __________

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.08 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7