Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод релаксации в работе с детьми



2015-11-11 830 Обсуждений (0)
Метод релаксации в работе с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




«Цветок дружбы»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…Представьте себе какой-нибудь цветок с прекрасными бутонами. Внимательно его рассмотрите – листья, цветы и еще не распустившиеся бутоны…

Представь, что вы – один из нераспустившихся бутонов.

Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы эта оболочка раскрылась. И вы потянулись навстречу теплому солнечному свету.

А теперь вы можете представить себе, как ваш бутон постепенно раскрывается. Постарайтесь прочувствовать аромат этого цветка…Рассмотрите цвет его лепестков…Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищайтесь таким красивым цветком. Восхищайтесь и вы этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите его в какую-нибудь часть своего тела, например, в ладошки. А теперь потянитесь, расслабьтесь и откройте глаза. (Психолог по очереди спрашивает детей, называя их по имени, каким цветком они себя представили.)

Как зовут этот замечательный цветок?

Кто за ним ухаживает?

У него есть соседи?

Как ему с ними живется?

Предлагается нарисовать этот цветок.

«Лесное путешествие (занимательный аутотренинг)»

1. Участники ложатся на спину на коврике, их руки свободно располагаются ладонями вверх вдоль туловища, ноги слегка разведены.

2. Психолог говорит: «Сейчас я досчитаю до 5 и вы закроете глаза". Затем участникам предлагается сконцентрироваться на ощущениях твёрдого пола с переключением на мягкий ковёр. При этом проговаривается, что сделать это необходимо и ногами, и руками, и спиной, и головой.

3. Представьте себе, что мы отправляемся в удивительное путешествие. Вы видите перед собой долину, окружённую горами, на краю виднеется кромка леса, по краю долины течёт река, несущая свои воды до простора моря. Психолог предлагает участникам «почувствовать» нежную траву, «лечь» на неё, «понежиться в лучах солнца, «понаблюдать» за облаками.

4. Обратите внимание на облака и посмотрите, на какие фигуры они похожи. "Лежа" на траве участники выполняют инструкции ("давайте подышим свежим, горным воздухом долины") вдох и выдох так, как обучились до этого, с 3-х разовым повторением. Затем участники "поднимаются" и отправляются к лесу.

5. Идём мы медленно, руки и ноги лёгкие, мы наслаждаемся прогулкой". Лес представляет собой нечто волшебное и удивительное. Рассмотрите этот лес, его обитателей, растения, деревья, цветы. В лесу вы встречаете друга, какой он, рассмотрите его. Он ласково сообщает вам на ухо какой-то важный секрет, какой? А теперь нам пришло время двигаться дальше и мы идём к волшебной пещере. В пещере темно, и чтобы вы видели куда идти, зажгите в своих руках маленький огонёк, который вы можете окрасить в любой понравившийся вам цвет.

6. Воздух в пещере чистый и тёплый, а с огоньком в руках идти совсем не страшно. Войдя в пещеру участники делают упражнение на вдох и выдох (3 раза).

7. В пещере много разных комнат, ходов, выходов, туннелей. Самое первое помещение - это большая комната по пути от главного туннеля, где сидит Мудрость нашего тела на троне. Это главный туннель, он очень большой; здесь можно встретить статуэтки, книги, карты и много других разных предметов со всего мира ( это мозг). Дальше мы отправляемся в "насосную комнату" (наше сердце). Какая она? Что вы слышите в ней? Прислушайтесь, постарайтесь ощутить ритм, который вы в ней услышите.

8. Идём по боковым туннелям (руки и ноги), завершаются они пятью комнатами, в которых лежат пять волшебных камней. Что это за камни? Что они дают своим обладателям?

9. Нам пора возвращаться обратно, мы идём медленно, наслаждаясь прогулкой, каждым своим движением. На опушке леса "прощаемся" с теми, кого там увидели, со своим другом. И идём к тому месту, откуда началось путешествие.

10.Психолог снова проговаривает инструкцию о том, что когда он сосчитает до 5, участники окажутся в детском саду, но глаза не следует открывать сразу. Снова работаем над переключением ощущений "твёрдый пол - мягкий ковёр". Только после этого психолог считает до 5 и участники открывают глаза.

«Жираф»

Время выполнения 2 минуты.

Сидя на стуле.

1. Сядьте поудобнее, постарайтесь максимально расслабиться.

2. Сделайте глубокий вдох.

3. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите это три раза.

4. Теперь повращайте головой.

5. Приподнимите плечи, опустите их. Повторите три раза. Затем поднимите каждое плечо несколько раз.

Снова сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как удлинилась ваша шея, как она расслабилась. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей.

«Поза покоя»

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье,.. И становится понятно — Расслабление приятно.

«Кулачки»

Исходное положение — сидя на полу. Инструкция. «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!»

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

«Руки на коленях, кулачки сжаты, крепко, с напряжением пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем - отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики».

«Олени»

Инструкция. Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрес­тите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.

«Загораем»

Инструкция. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опу­стите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены.

«Штанга»

Исходное положение — стоя. Инструкция. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьми­те ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туло­вища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно: Расслабление приятно.

«Кораблик»

Инструкция. Представьте себе, что вы на Корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, нос­ком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпря­митесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко....

«Любопытная Варвара»

а) Инструкция. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейм и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Инструкция. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

в) Инструкция. Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы­прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

 

«Шарик»

Инструкция. Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох, воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

 

«Пляж»

Исходное положение — лежа. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислу­шается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

«Огонь и лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде инструктора «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, при выполнении которой звучит команда, напрячь до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

«Ковер-самолет»

Инструкция. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, река и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

«Раскачивающееся дерево»

Исходное положение — стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3—5 раз), вперед и назад, Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и улучшается кровообращение головного мозга.

«Море»

Исходное положение — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения рукой вперед). Они сначала вме­сте, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

«Парусник»

Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать ни колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Инструкция. Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой).

Усложнение — ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.

«Потянулись — сломались»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструкция. Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его.

Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:

- показать разницу между выполнением команды «опу­стить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);

- когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каж­дого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места «зажимов».

«Росток»

Исходное положение —дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками. Инструктор: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от по­ясницы к плечам); «четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову; «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10—20 «стадий». После этого упраж­нения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись — сломались».



2015-11-11 830 Обсуждений (0)
Метод релаксации в работе с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод релаксации в работе с детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)