Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ





МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНЫХ

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве

учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по географическим специальностям


УДК 910(075.8) ББК 26.82я73 Ж94^^

Рецензенты:

кафедра физической географии и оптимизации ландшафта географического факультета Воронежского государственного

университета (зав. кафедрой проф. В. Б. Михно);

проф. Н. И. Дудник (зав. кафедрой физической географии

и краеведения географического факультета Тамбовского

государственного университета им. Г.Р.Державина)

Жучкова В. К.

Ж94 Методы комплексных физико-географических исследова­ний: Учеб. пособие для студ. вузов / В. К.Жучкова, Э. М. Ра-ковская. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. ISBN 5-7695-1430-2

В учебном пособии кратко рассматриваются методы общенаучных и при­кладных комплексных физико-географических исследований природных территориальных (ПТК) и аквальных комплексов: ландшафтно-геохими-ческий и ландшафтно-геофизический подходы к их изучению, полевые исследования и картографирование ПТК, стационарные и полустационар­ные исследования, камеральная обработка материалов. Приложения со­держат фрагменты ландшафтных карт разных масштабов и их легенд, обра­зец бланка описания фации, эдафическую сетку, условные обозначения для полевого крупномасштабного ландшафтного картографирования, а так­же краткое изложение компьютерных методов исследования, список неко­торых электронных приборов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по географи­ческим специальностям.

УДК 910(075.8) ББК 26.82я73

© Жучкова В. К., Раковская Э.М., 2004
ISBN 5-7695-1430-2© Издательский центр «Академия», 2004


ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовка студентов к самостоятельным исследованиям про­исходит в процессе изучения разнообразных географических кур­сов, участия в семинарах, выполнения лабораторных и практиче­ских занятий, полевых учебных практик, а также самостоятельного знакомства с соответствующей литературой, работы над курсо­выми и дипломными темами. Тем не менее учебным планом гео­графических факультетов университетов предусмотрен специаль­ный блок дисциплин «Методы физико- и экономико-геогра­фических исследований». Содержание его несколько варьирует в зависимости от профиля кафедры.



Для физико-географов читается курс «Методы комплексных физико-географических исследований». Нередко он является ввод­ным, предваряющим другие курсы методической направленности (ландшафтное картографирование, аэрокосмические методы, ланд­шафтное планирование и др.) либо спецкурсы (мелиоративная гео­графия, рекреационная география, географический прогноз, ме­дицинское ландшафтоведение, геофизика ландшафта, геохимия ландшафта и др.), включающие соответствующие методические разделы.

Вводный характер данного курса определяет его структуру и содержание. Начинается он кратким изложением основных задач физической географии, этапов научного познания и развития его методов в физической географии. Затем следуют некоторые теоре­тические положения: объект изучения; классы задач, решаемых в процессе физико-географических исследований; ландшафтно-гео-химический и ландшафтно-геофизический подходы к изучению природных комплексов.

Основное внимание в курсе уделено методам и приемам обще­научного экспедиционного изучения природных территориальных комплексов (ПТК), кратко рассмотрены особенности организа­ции полевых исследований в различных природных зонах равнин и в горах.

Методы картографирования и описания ПТКдовольно хорошо разработаны и считаются традиционными — это своего рода азбу­ка для начального формирования будущего специалиста. После того как общие черты структуры ПТК изучены, можно приступать к более сложным и специфичным геохимическим и геофизическим


исследованиям, позволяющим количественно характеризовать про­цессы, протекающие в ПТК, связи между отдельными элемента­ми и компонентами, а также связи одних комплексов с другими. При этом ландшафтно-геохимические исследования проводятся как в экспедиционных условиях, так и на стационарах и полустацио­нарах, методика их достаточно хорошо разработана и унифициро­вана. Что касается ландшафтно-геофизических исследований, то они проводятся почти исключительно на стационарах и полуста­ционарах. Организация их сложна, методики весьма различны, часто заимствованы из отраслевых географических наук. Раскрыть эти исследования достаточно глубоко в данном курсе не представляет­ся возможным. Они даются кратко в главе, посвященной стацио­нарным и полустационарным исследованиям.

Картографирование и описание ПТКявляются основой для более глубоких и специализированных общенаучных исследований, а также различных прикладных разработок. Иногда эта последова­тельность нарушается и первоначальное изучение строения и про­странственного размещения ПТКпроизводится одновременно с их геохимическим или геофизическим исследованием или при­кладными видами работ.

Прикладные физико-географические исследования имеют не­которые общие черты в организации, целях и методах исследова­ния. Для них характерны и общие этапы изучения — инвентариза­ция, оценка, прогноз, разработка рекомендаций. Однако не всег­да физико-географы проводят все этапы исследования: в зависи­мости от направленности прикладных исследований для опреде­ленных целей варьирует содержание исследований на том или ином этапе, повышенное внимание к определенным свойствам и осо­бенностям ПТК, глубина проработки материала, ранг изучаемых ПТКи т.д.

Рассмотреть все эти аспекты в рамках вводного курса сложно, поэтому прикладные исследования в пособии даются в довольно сжатой форме на примере некоторых из них. Особенности кон­кретных видов прикладных исследований обычно раскрываются в рамках особых научных дисциплин (агрогеография, мелиоратив­ная география, рекреационная география, медицинская геогра­фия, прикладные исследования для районной планировки и т.д.), читаемых в каждом конкретном университете в рамках региональ­ного компонента в зависимости от хозяйственной специализации региона, востребованности тех или иных исследований на местах, научных интересов преподавателей и т.д.

В учебном пособии В. К. Жучковой и Э. М. Раковской совместно написана глава 1 и составлен список литературы. В. К. Жучковой написаны глава 3 (кроме раздела 3.7, написанного А.И.Беляко­вым); разделы 2.5, 5.1, 5.2, 7.1, 7.2; заключение (совместно с Н.И.Волковой), составлены приложения 2 — 9. Э.М.Раковской


написаны предисловие, введение; главы 4, 6; разделы 2.1, 2.4, 2.6, 5,3, 7.3 — 7.7. Разделы 2.2, 2.3 и частично раздел 2.5 (катена) написаны Н.И.Волковой; подраздел 1.1 приложения 1 подготов­лен Н.И.Волковой, 1.2 — В.А.Караваевым.

Авторы выражают признательность сотрудникам географиче­ского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, чьими консультаци­ями они пользовались, а также К.Н.Дьяконову, И.И.Мамай, В. А. Николаеву за конструктивные замечания.


ВВЕДЕНИЕ

В последней четверти XX столетия резко усилилось воздействие человека на природу. В этих условиях односторонний и недостато­чно комплексный подход к решению вопросов, связанных с при­родопользованием, приводит к большим, часто невосполнимым потерям, к возникновению конфликтных ситуаций и экологиче­ских проблем, обусловленных тем, что нагрузка на природу стала превышать допустимые пределы. Это породило проблемы взаимо­отношений человека и природы, достигшие планетарного масш­таба. Из них наибольшее беспокойство вызывают такие, как ис-черпаемость ресурсов продовольствия, сырья для промышленно­сти, загрязненность воды и воздуха, истощение земель, возник­новение локальных и региональных экологических проблем, об­щее ухудшение экологической обстановки, создающее угрозу су­ществованию человечества.

С целью поддержания экологического равновесия на планете Земля на пороге третьего тысячелетия была выработана междуна­родная концепция устойчивого развития. Россия входит в число стран, поддержавших эту концепцию. Экологическая доктрина Российской Федерации была одобрена распоряжением Правитель­ства РФ от 31 августа 2002 г. (№ 1225-р). В соответствии с этой доктриной природопользование, опирающееся на принципы устойчивого развития, должно обеспечить не только охрану приро­ды и качества окружающей среды, но и сохранение ландшафтного потенциала России (приказ министра природных ресурсов № 711 от 23 октября 2002 г.). Одной из важнейших задач сохранения ланд­шафтного потенциала России должно быть построение террито­риальной организации жизни общества, адекватной целям сохра­нения и использования ландшафтного потенциала.

Все виды деятельности человека приурочены к определенным территориям, иными словами, являются территориально органи­зованными. Характер этой организации зависит от того, какими ресурсами обладает территория и каковы условия жизни и дея­тельности человека на ней (экологические условия). А они, в свою очередь, обусловлены свойствами тех природных территориаль­ных комплексов (ПТК), из которых состоит данная территория. Особенности строения и функционирования тех ПТК, на которые направлено воздействие человека, определяют реакцию природы


на данное воздействие и возможности воспроизводства ресурсов. Поэтому организация охраны ландшафтов и рационального при­родопользования должна опираться на знания о ПТК, о взаимо­связях между слагающими их компонентами, о ресурсах, которы­ми они обладают, об их устойчивости к разнообразным воздей­ствиям человека. Для выбора оптимального варианта природополь­зования на любой территории надо хорошо знать природу во всем ее многообразии и сложном переплетении взаимосвязей, знать законы ее естественного развития и уметь предвидеть, будет ли сохраняться в процессе природопользования экологическое рав­новесие, будет ли исправно и плодотворно действовать вновь со­здаваемая природно-техническая система или неизбежны потери, возможно ли их предотвратить или уменьшить их размеры. Поэто­му комплексные физико-географические исследования, на­правленные на изучение природных территориальных комплек­сов, должны стать строгой научной основой проектирования лю­бого воздействия на природу во всех сферах хозяйственной дея­тельности.

Общенаучные физико-географические исследования, помимо непосредственного вклада в познание материального мира, созда­ют надежный фундамент для всевозможного вида прикладных ис­следований. Востребованность подобных исследований возрастает. Недаром в ряде европейских стран (Германия, Франция, Велико­британия, Нидерланды, Австрия, Испания, Скандинавские стра­ны) все большее развитие получает ландшафтное планирование как инструмент подготовки базовой информации для учета эколо­гических аспектов в различных видах территориального планиро­вания. Правда, в разных странах оно имеет различные названия и содержательные аспекты.

Возрождается потребность в прикладных физико-географиче­ских исследованиях и в нашей стране, о чем свидетельствуют ре­зультаты немецко-российского сотрудничества в области ландшафт­ного планирования в Байкальском регионе и интерес к ним, про­являемый в других регионах России. В основе ландшафтного пла­нирования должны лежать общенаучные комплексные физико-гео­графические исследования.

Выпускники географических факультетов университетов долж­ны быть готовы к решению сложных проблем взаимодействия че­ловека и природы, природы и общества, они должны овладеть теорией и методами науки. Наша цель — раскрыть содержание ме­тодов комплексных физико-географических исследований как неотъемлемой части общегеографических исследований, включа­ющих тесно взаимосвязанную триаду — природу, население, хо­зяйство.


ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)