Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 4. ЭКСПЕРТИЗА ЭКОЛОГИЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ



2015-11-11 751 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРТИЗА ЭКОЛОГИЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………………………...

ГЛАВА 5. ЭКСПЕРТИЗА И КОНТРОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ................................

ГЛАВА 6. БЕЗОПАСНОСТЬ В ОТРАСЛИ………………………………………..

 

РАЗДЕЛ V. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ………………………………….

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ………………………………

ГЛАВА 2. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ…................................

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ И

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ……………………………………………

ГЛАВА 4. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

ГЛАВА 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ……………………………

§ 1. Общие проблемы информационной безопасности…………………….

§ 2. Информационные войны………………………………………..................

§ 3. Защита информации……………………….................................................

ГЛАВА 6. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ……………………………………........

§1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск…………………………

§2. Система руководства и управления Вооруженными Силами………

§3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил

личным составом…………………………………………………………..

§4. Порядок прохождения военной службы………………………………..

 

РАЗДЕЛ VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ…………………………….

ГЛАВА 1. ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

ГЛАВА 2. ТЕРРОРИЗМ – УГРОЗА ВСЕМУ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ…

ГЛАВА 3. ПРИРОДНЫЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И РИСКИ

СОВРЕМЕННОГО МИРА………………………………………………………...

ГЛАВА 4. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………………

 

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….


 

ОБ АВТОРЕ

Кандидат технических наук, учитель высшей категории Микрюков Василий Юрьевич за время работы в образовательных учреждениях страны проявил себя как грамотный и квалифицированный специалист, умело строящий учебно-воспитательный процесс, применяющий классические и современные технологии обучения учащихся школ и студентов вузов.

Микрюков В.Ю. творческий педагог. Он работает, опираясь на современную методическую литературу, последние достижения науки и техники в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, постоянно повышает свой уровень подготовки. Поддерживает постоянное сотрудничество с Академией гражданской защиты МЧС РФ, Общевойсковой академией ВС РФ, Академией ФСБ РФ, Московской академией МВД РФ, Московским институтом МВД РФ, Академией государственной противопожарной службы, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны МЧС РФ, участвуя в разработке программ, проведении совместных семинаров по обмену педагогическим опытом, чтением лекций.

Сам автор окончил Пермское высшее военное командное училище, адъюнктуру в Военной Академии им. Ф.Э. Дзержинского, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, докторантуру в Институте теории образования и педагогики РАО.

Написанная Микрюков В.Ю. книга представляет собой синтезированную совокупность его теоретических знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, полученных им при обучении в высших военных и гражданских образовательных учреждений с практическими навыками и умениями, приобретенными за время службы в войсках, руководства научным подразделением, учебным центром и спортивным клубом, спортивной, педагогической и инструкторской деятельности.

 

Член-корреспондент Российской академии образования

доктор педагогических наук, профессор

В.А. Мясников


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям. С момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью человека. Перечень опасностей, которым подвергается человек на протяжении своей жизни весьма значителен. Только негативных факторов, воздействующих на человека насчитывается более 100 видов. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только отдельному индивиду, но и той или иной социальной группе, народности, государству, всему человечеству. Поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности главная задача для личности, нации, государства, всего мирового сообщества. При этом следует учитывать то, что абсолютной безопасности не бывает. В то же время существующие потенциальные опасности не означают то, что они неотвратимо реализуются. Кроме того, в случае реализации той или иной потенциальной опасности они могут принести, в зависимости от людских действий, различные по масштабам последствия. Для профилактики опасностей и защиты от них, выработке надлежащего мировоззрения и поведения людей служит наука безопасность жизнедеятельности.

Опасности по своей природе скрыты, постоянны и всеобщи. На Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Более того, опасности угрожают и всему человечеству. И не в силах науки избавить человека и общество от существующих опасностей. Задачей науки безопасность жизнедеятельности - снизить потенциальный уровень опасностей и уменьшить последствия от их действий. Можно сказать, что задача науки безопасность жизнедеятельности состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а в том, чтобы на основе изучения общих проблем опасностей выработать такие рекомендации, которые позволят достичь приемлемого уровня безопасности, т.е. такого уровня, с которым можно смириться. Иными словами безопасность жизнедеятельности разрабатывает рекомендации по уменьшению вероятности реализации опасностей и снижению уровня от их действий до допустимых значений, т.е. такие рекомендации, которые не позволяют полностью обезопасить человека и общество от существующих опасностей, но способствуют тому, что последствия от этих опасностей будет значительно меньше, чем если бы эти рекомендации не были разработаны и реализованы.

Таким образом, областью изучения науки безопасность жизнедеятельности является весь спектр опасностей, которым подвергается человек и общество, взаимодействующие со средой обитания. В этом плане следует заметить, что многие исследователи проблем безопасности жизнедеятельности ограничивают область изучения этой науки техносферой. Однако техносфера – это часть биосферы, тесно с ней связанная, и очень часто происходит так, что стихийные бедствия приводят к техногенным авариям и катастрофам и, наоборот, техногенные аварии и катастрофы приводят в действие стихийные силы природы.

Кроме того, многие «специалисты» по безопасности жизнедеятельности игнорируют изучение социальных опасностей, в том числе опасностей, угрожающих государству и всему мировому сообществу в целом, такие как, например, война, эпидемия, международный терроризм и др. Однако, как показал мировой опыт, все на Земле взаимосвязано и влияет друг на друга: войны и эпидемии приводят к катастрофическим последствиям на территории, занятой городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями; в качестве объектов террористами выбираются промышленные и жилые здания и сооружения, транспортные средства и др.

Поэтому-то автор, наряду с разделами, посвященными техногенным опасностям, включил в учебник разделы и главы, посвященные стихийным бедствиям, социальным опасностям, обеспечения национальной и международной безопасности.

В целом учебник состоит из шести разделов.

Первый раздел посвящен вопросам взаимодействия человека со средой обитания. В нем рассматриваются проблемы защиты человека и общества от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, экологических и социальных опасностей.

Во втором разделе основное внимание уделено проблеме защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. В нем содержится материал по составу и структуре Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, оружию массового поражения и защите от него, порядку действий при применении или угрозе применения оружия массового поражения, устойчивости объектов в чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также материал по оказанию первой (доврачебной) помощи при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях.

В третьем разделе рассматривается проблема взаимодействия человека с техносферой. Основное внимание здесь уделено производственным опасностям и защите от них. Кроме того, в разделе рассмотрены вопросы физиологии труда и комфортных условий жизнедеятельности, а также вопросы, связанные с антропогенные опасностями и защитой от них.

Четвертый раздел целиком посвящен управлению безопасностью жизнедеятельности. В этом плане рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах, в том числе законы и подзаконные акты по охране окружающей среды и охране труда, экспертизе экологичности и безопасности производства. Кроме того, в разделе содержится материал по обеспечению безопасности при эксплуатации и ремонте технических систем повышенной опасности, а также по безопасности в отрасли.

В пятый раздел вошли главы, посвященные обеспечению национальной безопасности: экономической, внутриполитической, социальной, духовно-нравственной, экологической, внешнеполитической, пограничной, информационной и военной.

В шестой раздел вошли главы, посвященные военным аспектам международного права, предотвращению природно-техногенных опасностей и рисков современного мира, противодействию международному терроризму и защите окружающей среды.

В приложение помещен материал, посвященный теоретическим основам выработки решений.

В учебнике был использован материал из книг, учебных пособий и учебников других авторов. При этом основу III и IV разделов учебника составил материал из электронной версии учебника для вузов «Безопасность жизнедеятельности» под общей редакцией С.В. Белова, электронной версии учебного пособия Ф.И. Седельникова «Безопасность жизнедеятельности» (Вологда, 2001, http://www.library.vstu.edu.ru/biblio/bgd_oh), а также из электронной версии курса БЖД коллектива авторов из Обнинска (Обнинск, 2003, http://bgd.iate.obninsk.ru).

В целом учебник характеризуется редкой по концентрации подборкой материала по безопасности жизнедеятельности. Он хорошо иллюстрирован, содержит список использованной и рекомендуемой литературы, насчитывающий 260 наименований.

Автор выражает глубокую признательность коллективу Института теории педагогики и образования за большую помощь и поддержку при проведении исследований и написании учебника и персонально огромную благодарность директору Института теории образования и педагогики доктору педагогических наук, член-корреспонденту Российской Академии Образования МЯСНИКОВУ Владимиру Афанасьевичу и заслуженному деятелю науки России, академику, доктору педагогических наук, профессору ТУМАНЯНУ Георгию Сааковичу за их ценные советы и кропотливый труд.

Автор понимает, что разработанный им учебник не лишен недостатков. Поэтому всех заинтересованных лиц, в первую очередь преподавателей и студентов автор просит слать свои замечания по адресу: 143433 Московская область Красногорский район пос. Нахабино, ул. Школьная, д. 5, кв. 83, E-mail: [email protected], персональный сайт: www.mvu21.narod.ru.

 

Автор


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них – актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В тоже время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск. Чтобы его достичь необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука, изучающая общие проблемы опасности, угрожающие человеку и среде его обитания и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей.

Объект изучения БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на эту систему.

Цель БЖД – получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Задачи БЖД сводятся к:

ü теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);

ü комплексной оценке многофакторного влияния негативных условий среды обитания на работоспособность и здоровье человека;

ü оптимизации условий деятельности и отдыха человека;

ü разработке принципов и методов защиты от опасностей;

ü разработке и рациональному использованию средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортные условия деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла;

ü непрерывному контролю и мониторингу среды обитания;

ü моделированию и прогнозированию развития чрезвычайных ситуаций;

ü обучению населения основам защиты от опасностей;

ü разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

ü разработке мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.


 

РАЗДЕЛ I



2015-11-11 751 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРТИЗА ЭКОЛОГИЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 4. ЭКСПЕРТИЗА ЭКОЛОГИЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)