Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Расчет количеств исходных продуктов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

к лабораторному практикуму по курсу «Органическая химия»

для студентов всех технологических специальностей

дневной и заочной форм обучения

(учебная исследовательская работа)

 

Могилев 2006


УДК 547 (075)

 

Составители: доктор химических наук, профессор   Г.Н.Роганов
кандидат химических наук, доцент   О.М.Баранов
     
Рецензенты: доктор технических наук, профессор   Б.Э.Геллер
кандидат химических наук, доцент   А.Я Гузиков

 

Ó УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1Этапы синтеза органического соединения. 5

1.1Выбор пути синтеза. 5

1.2Расчет количеств исходных продуктов. 6

1.3Выделение и очистка целевого продукта. Контроль чистоты.. 10

1.4Подтверждение состава и строения полученного органического соединения. 10

2Структура и содержание отчета. 11

2.1Титульный лист. 11

2.2Введение. 11

2.3Общие методы получения органических соединений данного класса. 11

3Синтезы органических соединений. 14

3.1Галогенирование. 14

3.1.1 Синтез бромистого этила. 14

3.1.2 Синтез бромистого бутила. 16



3.2Нитрование. 18

3.2.1 Синтез 1-нитронафталина. 18

3.2.2 Синтез 3-нитрофталевой кислоты.. 20

3.3Окисление. 22

3.3.1 Синтез бензойной кислоты.. 23

3.3.2 Синтез ацетона. 24

3.4Алкилирование спиртов и аминов. 25

3.4.1 Синтез дибутилового эфира. 26

3.4.2 Синтез диэтиланилина. 27

3.5Ацилирование. 28

3.5.1 Синтез уксусноэтилового эфира. 29

3.5.2 Синтез уксусноизоамилового эфира. 30

3.6Присоединение по карбонильной группе. 32

3.6.1 Синтез 2-метилбутанола-2. 32

3.6.1.1Синтез этилмагнийбромида. 33

3.6.1.2Синтез 2-метилбутанола-2. 33

3.7Диазотирование, азосочетание. 34

3.7.1 Синтез 2-нафтолоранжевого красителя. 35

3.7.1.1Диазотирование. 36

3.7.1.2Азосочетание. 36

3.7.1.3Ледяное крашение. 36

3.7.2 Синтез метилоранжа (гелиантина) 37

3.8Жиры. 39

3.8.1 Получение мыла. 39

3.9Углеводы.. 41

3.9.1 Синтез b-пентаацетилглюкозида. 42

3.9.2 Синтез фурфурола. 43

Список литературы.. 45

Приложение А.. 47

Приложение Б. 48

Приложение В.. 49

 

Введение

Целью органического синтеза является получение конечного продукта, имеющего какое-либо практическое применение или служащего исходным материалом для дальнейших исследований. Органический синтез проводится также для доказательства строения природных и искусственно получаемых веществ. Во всех случаях – это комплексное исследование, включающее ряд последовательных этапов:

- выбор пути синтеза;

- экспериментальное проведение реакций;

- выделение и очистка целевого продукта. Контроль чистоты;

- подтверждение состава и строения полученного вещества.

Этапы синтеза органического соединения

Выбор пути синтеза

С точки зрения планирования экспериментов, схемы синтеза условно можно разделить на стандартные, очевидные и сложные.

Стандартные синтезы – это синтезы веществ хорошо изученных классов, общие методы получения которых достаточно полно разработаны и практически неоднократно реализованы. Сведения об общих методах синтеза таких соединений и даже методики получения конкретных веществ можно найти в учебной литературе и в монографиях, а также практических руководствах по методам эксперимента в органической химии. Большую помощь в отыскании методики синтеза, а также сведений о физико-химических свойствах того или иного органического соединения могут оказать вторичные источники информации: справочники и реферативные журналы.

Огромную информацию содержит в себе многотомный справочник Ф.Ф.Бейльштейна, включающий сведения о строении, методах получения и свойствах любых органических соединений, описанных в литературе до 1980 года (???). Справочником, в котором описано около 80000 органических веществ, является «Словарь органических соединений» в 7 томах. Полезным подспорьем служит также «Указатель препаративных синтезов органических соединений». Изданы также многочисленные справочники и энциклопедии по свойствам органических веществ.

Реферативные журналы «Химия» (РЖХим) и «Chemical Аbstracts» (С.А.) содержат сведения о текущих публикациях по химии и химической технологии, появляющиеся в многочисленных первичных источниках информации, сведения об учебниках, монографиях, конференциях, совещаниях и т.д.

В очевидных синтезах выбор исходных соединений и запись пути синтеза не вызывает особых затруднений, хотя осуществление этого очевидного плана на практике зачастую требует большого труда и искусства.

Сложные синтезы – это синтезы многостадийные, в которых целевое соединение может быть получено различными путями, из разных исходных продуктов и результаты отдельных превращений не вполне очевидны.

Решение подобных задач во всех случаях требует активного изучения физических и химических свойств исходных и получаемых веществ и типов химических превращений, в которые они вступают. Однако знание свойств соединений и выработка стратегии синтеза еще не может дать практического результата без освоения техники, общепринятых приемов и способов лабораторной работы, типовых приборов и установок из стекла, используемых в синтетической органической химии.

Расчет количеств исходных продуктов

После определения пути синтеза перед экспериментальным осуществлением его следует выполнить расчет количеств исходных продуктов, используемых в работе. Наиболее важной характеристикой методики синтеза является мольное соотношение вводимых в реакцию продуктов. Оно определяется на основе стехиометрии, термодинамических и кинетических особенностей протекания реакций, физических и химических свойств реагирующих веществ, используемых приемов и способов проведения процессов и т.д., и может быть найдено при учете общих теоретических и практических рекомендаций, содержащихся в литературе. Для стандартных синтезов мольное соотношение реагентов определяется по указанным в методиках количествам исходных веществ. Найденное соотношение позволяет выполнить расчеты количеств исходных веществ. Кроме того, использование мольных соотношений позволяет сделать расчет синтеза для получения других соединений этого класса. Например, приведена методика синтеза этилового эфира уксусной кислоты. Используя мольное соотношение уксусной кислоты и этилового спирта, можно рассчитать синтезы метилового, пропилового, изопропилового эфиров этой или другой (например, муравьиной или пропионовой) кислоты. Помимо этого, в расчетах по мольным соотношениям учитывается концентрация реагентов. Например, в указанных выше методиках синтеза сложных эфиров концентрация этанола, как правило, не выше 95%, а других – 100%-ная.

В практике встречаются два варианта расчета синтеза:

- когда задается количество одного из исходных продуктов (прямой расчет)

- когда задано количество получаемого целевого продукта (обратный расчет).

Рассмотрим порядок вычислений по обоим вариантам.

Прямой расчет.

Задание: получить бромистый этил, исходя из 50 см 3 95% - го этилового спирта.

Уравнения реакций получения бромистого этила и методика синтеза приведена на с. 14. В соответствии с этой методикой в синтезе используется:

29 см 3 95%-ного этилового спирта ( = 0,804),

30 г бромистого калия и

32 см 3 серной кислоты ( = 1,84, ω = 98%)

Исходя из этого, находим мольное соотношение реагирующих веществ.

Этиловый спирт:

где: 0,804 – плотность 95%-ного этилового спирта, г×(см3)-1;

0,95 – массовая доля этилового спирта в растворе;

46 – молярная масса этилового спирта, г×моль-1.

Бромистый калий:

где: 119 - молярная масса бромида калия, г×моль-1.

Серная кислота:

где: 1,84 – плотность 98%-ной серной кислоты, г×(см3)-1;

0,98 – массовая доля серной кислоты в растворе;

98 – молярная масса серной кислоты, г×моль-1.

Мольное соотношение реагентов:

С2Н5ОН : KBr : Н24 = 0,48 : 0,25 : 0,59

Делим все три числа на 0,48 (число моль вещества, по которому ведем расчет); получаем новое мольное соотношение: 1,00 : 0,52 : 1,23

Сохраняя это мольное соотношение, находим массовые и объемные количества реагирующих веществ, исходя из выданных по заданию 50 см 3 95%-ного этилового спирта.

В них содержится:

Бромистый калий:

число моль 0,83 × 0,52 = 0,43

масса 0,43 × 119 = 51,2 г

Серная кислота:

число моль 0.83 × 1,23 = 1.05 моль.

Находим объем 98%-ной серной кислоты, необходимый для нашего синтеза:

Таким образом, для проведения нашего синтеза необходимо:

50 см3 95% этилового спирта,

Г бромистого калия,

57,1 см3 98% серной кислоты.

Из уравнения реакции следует, что из 0,43 моль бромида калия (продукт, взятый в недостатке) получается 0,43 моль бромистого этила. Поэтому теоретический выход бромистого этила:

0,43×109 = 46,9 г

Ожидаемый выход бромистого этила можно рассчитать по пропорции, учитывая, что по этой методике (стр.18) из 30 г бромистого калия образуется 22 г бромистого этила:

30 ¾ 22

51,2 ¾ Х

Обратный расчет.

Задание: получить 40 г бромистого этила.

В соответствии с методикой синтез, приводимой на стр.16, аналогично тому, как это делалось в прямом расчете (см. выше), находится мольное соотношение реагирующих веществ.

Мольное соотношение реагентов:

С2Н5ОН : KBr : Н24 = 0,48 : 0,25 : 0,61.

Далее делим все три числа на 0,25 – число молей бромида калия, который в недостатке и получаем новое мольное соотношение: 1,92 : 1,00 : 2,36.

По методике 22 г бромистого этила получают, исходя из 30 г бромистого калия, 40 г – х

 

где: 119 - мольная масса бромистого калия.

Если ожидаемый выход по методике указывается в процентах от теоретического (в данной методике выход бромистого этила составляет 80% от теоретического), то находится теоретический выход целевого продукта в граммах:

где: 109 - мольная масса бромистого этила, г/моль.

Число моль исходного продукта, который берется в недостатке, в данном случае это бромистый калий, также равно 0,46 моль, что составляет 0,46 ×119 =
54,6 г КВr.

Используя мольное соотношение реагентов, находим количество этилового спирта и серной кислоты.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1007)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7