Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Программные цели:
совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;
повышение престижа профессии педагога;
формирование государственно-общественной системы управления образованием;
обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения;
модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;
достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств. Целевые индикаторы:
Индикатор
с 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования
0 %
60 %
60 %
доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов
42 %
47 %
52 %
в организациях образования созданы попечительские советы
40 %
45 %
60 %
руководители организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента
29 %
50 %
100 %
в организациях образования используется система электронного обучения
50 %
90 %
охват детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением
40 % на 1 июля
73,5 %
100 %
в 2020 году осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения
1, 5, 11 классы
1-10, 12 классы
количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана
доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам
50 %
60 %
70 %
результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS
TIMSS: 7–11 место
PISA: 50–55 место, TIMSS: 10–15 место
PISA: 40–45 место, TIMSS: 10–12 место, PIRLS: 10–15 место
увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества
10 %
30 %
70 %
доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие
40 %
60 %
80 %
доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу
68,5 %
78 %
80 %
доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации
0 %
10 %
30 %
доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие
0 %
10 %
80 %
доля выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза
50 %
78 %
80 %
количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов
доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам
16 %
50 %
65 %
доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам
0 %
20 %
30 %
доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство
0 %
2 %
5 %
доля профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет
0 %
2 %
5 %
внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов
доля молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи
25 %
27 %
55 %
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования;
обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;
усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;
совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании;
совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;
создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;
увеличение сети дошкольных организаций;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;
обеспечение кадрами организации дошкольного воспитания и обучения;
осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;
решение проблемы малокомплектных школ;
совершенствование системы инклюзивного образования в школе;
обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;
развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;
повышение престижа обучения в ТиПО;
обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны; обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования; обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров; создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех; реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала молодежи.
Достижения задач будут измеряться следующими показателями:
Показатель
Исполнители
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по принципу ваучерно-модульного финансирования
0 %
20 %
100 %
МИО, МОН
доля педагогов профильной школы, имеющих степень магистра
0 %
не менее 10 %
не менее 20 %
МОН
доля молодых специалистов, вновь прибывших для работы в организации образования в текущем году, от общего количества педагогов
2,6 %
4,5 %
6 %
МИО, МОН
доля педагогов, преподающих предметы естественно-математического цикла на английском языке
0,6 %
10 %
15 %
МОН
доля специалистов системы повышения квалификации с академическими и учеными степенями
3,4 %
5 %
15 %
МИО, МОН
доля инженерно-педагогических кадров организаций ТиПО, прошедших повышение квалификации и стажировку, в том числе на базе производственных предприятий, ежегодно
20 %
20 %
20 %
МИО, МОН, ассоциации работодате- лей, отраслевые министер- ства
доля ППС вузов, прошедших повышение квалификации и переподготовку в стране, ежегодно
6 %
20 %
20 %
МОН
внедрение принципов корпоративного управления в гражданских вузах
44 %
65 %
90 %
МОН
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по применению ИКТ в обучении, к общему их количеству
0 %
90 %
90 %
МОН, МИО
количество учащихся на 1 компьютер
МОН, МИО
доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций
59,7 %
50 %
52,7 %
МИО, МОН
доля детей 5–6 лет, охваченных предшкольной подготовкой
83 %
100 %
100 %
МИО, МОН
доля частных детских садов от общего числа детских садов
10 %
не менее 12 %
не менее 15 %
МИО, МОН
доля школ с естественно-математическим направлением от общего количества профильных школ
0 %
не менее 15 %
не менее 35 %
МИО, МОН
доля школ, имеющих кабинеты новой модификации (химии, биологии, физики, лингафонных мультимедийных кабинетов) с сервисным обслуживанием от их общего количества
31,7 %
40 %
80 %
МИО, МОН
доля аварийных школ от их общего количества
2,6 %
2 %
1 %
МИО, МОН
дефицит ученических мест
74,3 тыс.
45 тыс.
30 тыс.
МИО, МОН
доля школ, ведущих занятия в три смены
0,9 %
0,2 %
МИО, МОН
доля школьников, охваченных качественным и комфортным подвозом к школе и из школы домой, от общего количества детей, нуждающихся в подвозе
63 %
80 %
100 %
МИО, МОН
количество «опорных школ»–ресурсных центров для МКШ
МИО, МОН
охват обучающихся организаций среднего образования деятельностью спортивных секций в организациях образования от общего количества обучающихся
20 %
25 %
30 %
МИО, МОН
охват обучающихся детско-юношескими спортивными школами от общего количества обучающихся
8 %
12 %
14,5 %
Министер- ство туризма и спорта Республики Казахстан
доля детей школьного возраста, охваченных художественным, музыкальным, техническим, научным творчеством
21,5 %
23 %
38 %
МИО, МОН
охват обучающихся вузов деятельностью спортивных секций от общего количества обучающихся
*
20 %
40 %
МОН
доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии
9 %
25 %
50 %
МИО, МТСЗН, МОН
обеспечение бесплатным витаминизированным горячим питанием учащихся из числа малообеспеченных семей
70 %
100 %
100 %
МИО, МОН
доля специальностей ТиПО, обеспеченных профессиональными стандартами, от общего количества специальностей
0 %
30 %
90 %
МТСЗН, МИНТ, отраслевые министер- ства, МОН, ассоциации работодате- лей
доля государственных общеобязательных стандартов образования (далее – ГОСО), разработанных на основе профессиональных стандартов
0 %
50 %
90 %
МОН, МИО, ассоциации работодате- лей
доля образовательных программ, разработанных в соответствии с международными требованиями
20 %
40 %
70 %
МОН, МИО, ассоциации работодате- лей
доля обучающихся, обеспеченных местами для прохождения практики на базе предприятий, от общего количества обучаемых за счет госзаказа в учебных заведениях ТиПО
80 %
85 %
90 %
МИО, МОН, отраслевые министер- ства, ассоциации работодате- лей, Союз «Атамекен»
доля обучающихся ТиПО за счет средств работодателей от общего количества обучающихся
0,6 %
1 %
2 %
МИО, работодатели, МОН,
охват молодежи типичного возраста техническим и профессиональным образованием
17,6 %
20 %
23 %
МИО, МОН
количество введенных ученических мест в системе ТиПО
2 660 уч. мест
16 940 уч. мест
МИО, МОН
количество вновь введенных мест в общежитиях для обучающихся ТиПО
1300 мест
1500 мест
МИО
доля учебных заведений ТиПО, оснащенных современным обучающим оборудованием, от их общего количества
36 %
75 %
90 %
МИО, МОН
доля обучающихся по госзаказу по программам магистратуры от объема госзаказа бакалавриата
8 %
20 %
40 %
МОН
в том числе по программам одногодичной магистратуры от объема госзаказа бакалавриата
1,6 %
14 %
25 %
МОН
число обучающихся по госзаказу по программам докторов PhD с ежегодным увеличением госзаказа, начиная с 2012 г.
не менее 1000 чело- век
не менее 2000 чело- век
МОН
доля вузов, внедривших казахстанскую модель перезачета кредитов по типу европейской системы перевода кредитов (ЕСTS) в Республике Казахстан
19 %
100 %
100 %
МОН
с 2015 года стипендиаты программы «Болашак» обучаются в магистратуре, докторантуре, в бакалавриате – от одного семестра до одного академического года, проходят научные стажировки
69 %
100 %
100 %
МОН
доля вузов, имеющих доступ к Республиканской межвузовской электронной библиотеке
26 %
55 %
100 %
МОН
расширение академической свободы вузов в ГОСО высшего и послевузовского образования по специальностям, расширение компонента по выбору
65 %
70 %
80 %
МОН, работодате- ли
доля магистрантов и докторантов в Назарбаев Университете, имеющих публикации в научных журналах с высоким импакт-фактором
0 %
10 %
30 %
МОН
доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе
1,5 %
2,5 %
3 %
МОН
доля вузов, создавших инновационные структуры, научные лаборатории, технопарки, центры, от общего количества технических вузов
14 %
20 %
50 %
МОН
доля вузов, создавших структурные подразделения научных и проектно-конструкторских организаций от их общего количества
*
10 %
25 %
МОН
доля выпускников вузов, закончивших магистратуру и докторантуру, трудоустроенных в вузы и научные организации в первый год после окончания вуза
*
10 %
30 %
МОН
доля финансирования образовательной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП
*
10 %
50 %
МОН
доля финансирования научной и инновационной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП
*
10 %
50 %
МОН
количество модульных учебных программ для краткосрочных курсов переподготовки и повышения квалификации работников технического и обслуживающего труда совместно с работодателями
20 ед.
25 ед.
МОН, работодате- ли, МТСЗН
доля молодежи, баллотирующейся в представительные органы на всех уровнях
*
6 %
15 %
МОН, МИО
доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных организаций
22 %
25 %
29 %
МОН, МИО, неправитель- ственные организации
доля республиканских молодежных организаций, привлеченных к реализации социально-значимых проектов в рамках государственного социального заказа
12 %
20 %
24 %
МОН, МИО, неправитель- ственные организации
* – статистика не ведется
Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы будут достигнуты Министерством образования и науки совместно с министерствами труда и социальной защиты, связи и информации, индустрии и новых технологий, туризма и спорта, внутренних дел, культуры, отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами, ассоциациями работодателей, Союзом "Атамекен", и иными неправительственными организациями.