Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм целевой подготовки магистров и докторов PhD



2015-11-11 918 Обсуждений (0)
Механизм целевой подготовки магистров и докторов PhD 0.00 из 5.00 0 оценок




8. Целевая подготовка магистров и докторов PhDосуществляется по заявленным специальностям в базовых вузах за счет государственного образовательного заказа.

9. Руководители базовых и региональных вузов, научных организаций ежегодно подают в уполномоченный орган в области образования заявку на целевую подготовку магистров и докторов PhDпо установленной форме, согласно приложению 1 к настоящему Механизму.

10. На основе полученных от заказчиков заявок на целевую подготовку магистров и докторов PhDуполномоченный орган в сфере образования формирует общую потребность в научных и научно-педагогических кадрах в рамках целевой подготовки

11. Прием по целевой подготовке магистров и докторов PhDосуществляется в соответствии с Типовыми правилами приема на обучение в организации образования, реализующие учебные программы послевузовского образования, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 109.

12. Лица, рекомендованные к зачислению приемной комиссией базового вуза в рамках целевой подготовки до 30 августа заключают договор возмездного оказания образовательных услуг (магистратура/докторантура PhD) (далее-Договор) по форме, согласно приложению 2 к настоящему Механизму.

13. Договор заключается между магистрантом и (или) докторантом PhD,

базовым вузом и региональным вузом и (или) научной организацией.

14. В Договоре в обязательном порядке указываются:

1) предмет договора;

2) права и обязанности сторон;

3) размер и порядок оплаты образовательных услуг;

4) ответственность сторон;

5) порядок разрешения споров;

6) срок действия, порядок внесения изменений условий договора и его расторжение.

 

Приложение 1 к Механизму целевой подготовки магистров и докторов PhDв базовых высших учебных заведениях

форма

Заявка______________________

(наименование вуза/научной организации - заказчика) на целевую подготовку магистров/докторов PhD

Код и наименование специальности Потребность Наименование базового вуза
     
Итого:    

 

Руководитель высшего учебного заведения/научной организации Договор возмездного оказания образовательных услуг (магистратура/докторантура PhD)
г. « » 20 г. , расположенный
по адресу (свидетельство о
государственной перерегистрации № от , лицензия № серия от , выданная Министерством образования и науки Республики Казахстан), в лице , действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Организация образования», с одной стороны, и гр.
именуемый(ая) в (Ф.И.О.) дальнейшем «магистрант/докторант», с другой стороны, и
 
 
 
в лице (наименование юридического лица) , действующего
на основании и в интересах гр. , именуемое в дальнейшем «Заказчик»,
(Ф.И.О.)

Приложение 2 к Механизму целевой подготовки магистров и докторов PhDв базовых высших учебных заведениях

 

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1. Организация образования принимает на себя обязательства:

1) по организации обучения обучающегося по образовательным программам магистратуры/докторантуры PhDсоответствующим государственным общеобязательным стандартам послевузовского образования по очной форме обучения.

Шифр и наименование специальности:

II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2. Организация образования обязуется:

1) Принять по итогам конкурса в рамках целевой подготовки

магистранта/докторанта согласно государственному образовательному заказу.

2) обеспечить обучение в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта послевузовского образования Республики Казахстан.

3. Организация образования имеет право:

1) требовать от магистранта/докторанта добросовестного и надлежащего исполнения обязанностей в соответствии с настоящим Договором, Правилами внутреннего распорядка и Устава организации образования;

2) применять к магистранту/докторанту меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления за невыполнение учебного и индивидуального плана, нарушения Правил внутреннего распорядка и Устава организации образования;

3) определять форму текущего контроля и промежуточной аттестации, в целях проверки учебных достижении магистранта/докторанта.

4. Магистрант/докторант обязуется:

1) овладевать знаниями, умениями и практическими навыками в объеме государственных общеобязательных стандартов послевузовского образования;

2) соблюдать и исполнять приказы и распоряжения руководителя организации образования, Устав и Правила внутреннего распорядка и условия настоящего Договора;

3) при изменении семейного положения, места жительства, телефона сообщить об этом в трехдневный срок с момента наступления вышеуказанных обстоятельств.

5. За период обучения в магистратуре/докторантуре:

1) выполнить индивидуальный план работы, включающий следующие разделы: индивидуальный учебный план;

2) научно-исследовательскую/экспериментально-исследовательскую работу (тему, направление исследования, сроки и форму отчетности);

3) практику (программа, база, сроки и форма отчетности);

4) тему магистерской/докторской диссертации с обоснованием и структурой;

5) план выполнения магистерской/докторской диссертации;

6) план научных публикаций и стажировок;

7) отчитываться о выполнении индивидуального плана в установленные органи­зацией образования сроки;

8) проходить промежуточную аттестацию;

9) подготовить магистерскую/докторскую диссертацию;

10) представить диссертацию в экспертный совет;

11) пройти итоговую аттестацию: сдать комплексный экзамен, публично защитить магистерскую/докторскую диссертацию;

12) отработать после окончания обучения не менее трех лет в вузе, направившем его на обучение в рамках целевой подготовки.

6. Магистрант/докторант имеет право:

1) пользоваться материально-техническим оснащением организации образования в целях выполнения заданий, предусмотренных образовательной программой магистратуры/докторантуры;

2) принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях организации образования;

3) вносить в любой форме (письменно, устно) предложения по

совершенствованию содержания организации учебного процесса послевузовского образования, методики преподавания, персональному составу преподавателей.

III. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

IV.

7. Обязательным условием для магистранта/докторанта, обучающегося по государственному образовательному заказу является отработка в

(наименование ВУЗа) в течение трех лет после окончания обучения.

8. Магистрант/докторант лишается права на обучение по государственному заказу в случае его отчисления, перевода или оставления на повторный курс обучения.

9.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

10. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение Сторонами своих обязанностей, в случаях, не предусмотренных настоящим Договором, они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

11. За неисполнение пункта 7 договора, магистрант/докторант обязан возместить расходы республиканского бюджета, связанные с его обучением.

V. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

12. Разногласия и споры, возникающие в процессе выполнения настоящего Договора, рассматриваются непосредственно сторонами в целях выработки взаимоприемлемых решений.

13. Вопросы, не разрешенные сторонами путем переговоров, выработки взаимоприемлемых решений, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

VI. СРОК ДЕЙСТВИЯ, ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА И ЕГО РАСТОРЖЕНИЕ

14. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и прекращает свое действие по окончании обучения при условии заключения магистрантом/докторантом трудового договора с направившим региональным вузом/научной организацией.

15. Условия настоящего договора могут быть изменены и дополнены по взаимному письменному соглашению сторон.

16. Настоящий Договор заключается в 3 экземплярах, на казахском/русском языке, имеющих одинаковую юридическую силу и передается по одному экземпляру для организации образования, магистранту/докторанту и заказчику.

 

 

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080

Государственный общеобязательный стандарт
высшего образования

1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт высшего образования (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», устанавливает требования к содержанию образования, образовательной траектории студентов, формированию образовательных программ, их структуре и оценке уровня подготовленности студентов.

В настоящем стандарте применяются термины и определения:
1) высшее специальное образование - профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присвоением квалификации по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет и обязательным освоением не менее 161 кредита теоретического обучения и не менее 6 кредитов профессиональных практик;

2) бакалавриат - профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присуждением академической степени «бакалавр» по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет и обязательным освоением не менее 129 кредитов теоретического обучения и не менее 6 кредитов профессиональной практики;

3) дескрипторы (descriptors) - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования; дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц);

4) дипломная работа (проект) - выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы конкретной специальности соответствующей отрасли;

5) индивидуальный учебный план (ИУП) - учебный план студента, самостоятельно формируемый им на каждый учебный год с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;

6) каталог элективных дисциплин (КЭД) - систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору, содержащий их краткое описание с указанием цели изучения, краткого содержания (основных разделов) и ожидаемых результатов изучения (приобретаемые студентами знания, умения, навыки и компетенции);
7) компонент по выбору - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов (или академических часов), предлагаемых высшими учебными заведениями, самостоятельно выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;

8) компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
9) обязательный компонент - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных типовым учебным планом и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения;
10) рабочий учебный план (РУП) - учебный документ, разрабатываемый организацией образования самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов студентов;

11) типовая учебная программа (ТУПр) - учебный документ дисциплины обязательного компонента типового учебного плана специальности, который определяет содержание, объем, рекомендуемую литературу и утверждается уполномоченным органом в области образования;

12) типовой учебный план (ТУПл) - учебный документ, разрабатываемый на основе Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и настоящего Стандарта, регламентирующий структуру и объем образовательной программы по циклам дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента и всех видов практик, итоговой аттестации, утверждаемый уполномоченным органом в области образования.

2. Образовательные программы высшего образования реализуются вузами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям бакалавриата и высшего специального образования, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

3. Вузы Республики Казахстан осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавров и дипломированных специалистов) в соответствии с:

1) Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;

2) настоящим Стандартом и типовыми учебными планами специальностей высшего образования;

3) академическим календарем;

4) индивидуальными учебными планами студентов;

5) рабочими учебными планами специальностей;

6) учебными программами по дисциплинам.

4. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по освоению профессиональной учебной программы высшего образования, присуждается академическая степень «бакалавр» или присваивается квалификация.

5. Применение настоящего Стандарта предусматривает достижение следующих целей:

1) повышение качества высшего образования на основе обязательных требований к уровню подготовки студентов и образовательной деятельности высших учебных заведений;

2) упорядочение прав всех субъектов образовательной деятельности;

3) повышение объективности и информативности оценки уровня обучения студентов и качества образовательных программ;

4) создание условий для академической мобильности студентов;

5) обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана;

6) обеспечение конвертируемости документов о высшем образовании для равноправного участия Республики Казахстан в международном образовательном пространстве.

6. Для достижения поставленных целей вузы могут использовать в соответствии с законодательством различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.

7. Типовые учебные планы специальностей высшего образования должны соответствовать положениям настоящего Стандарта и определять совокупность требований к структуре, объему и содержанию образовательных программ, нормативным срокам обучения и уровню подготовки студентов.

8. Перечень специальностей вуза должен соответствовать утвержденному Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.

9. В рамках специальности высшего образования вузом самостоятельно разрабатываются различные образовательные программы в соответствии с Национальной рамкой квалификаций, профессиональными стандартами и согласованные с Дублинскими дескрипторами и Европейской рамкой квалификаций.

10. Дублинские дескрипторы, представляющие собой описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS.

2. Требования к содержанию образования

11. Структура образовательных программ формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

12. Образовательная программа бакалавриата содержит:

1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин;

2) дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическую культуру, военную подготовку и др.;

3) промежуточные и итоговую аттестации.

При этом образовательные программы бакалавриата проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.

13. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин.

Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.

15. Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат студентов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения.

Кредиты отражают условную «стоимость» отдельных дисциплин и/или модулей (элементов) образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят: лекционные, практические (семинарские), лабораторные, студийные занятия, самостоятельная работа студентов, курсовые, расчетно-графические работы (проекты), все виды профессиональной практики, подготовка и прохождение итоговой аттестации.

15. Общая трудоемкость теоретического обучения определяется перечнем изучаемых учебных дисциплин.

16. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.

Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 2 кредита.

17. Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков.

18. Студенты осваивают каждую учебную дисциплину в одном академическом периоде, по завершении которого сдают итоговый контроль в форме экзамена, за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), по которым сдают дифференцированный зачет.

19. Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

20. В образовательные программы и учебные планы вузов обязательно включаются дисциплины, реализующие нормы действующих законодательств. К ним относятся государственный и русский языки (Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»), физическая культура (Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года «О физической культуре и спорте»), охрана труда (Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года).

21. Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) состоит из дисциплин обязательного компонента и может включать компоненты по выбору. Циклы базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД) включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.

22. Обязательный компонент выступает фундаментальным ядром образовательной программы, имеющим общекультурное, общегосударственное значение, и специальности в целом, которое обеспечивает единое образовательное пространство в стране.
Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. Исключение составляют сокращенные образовательные программы на базе технического и профессионального, послесреднего образования или высшего образования.
23. Компонент по выбору учитывает специфику социально-экономического развития конкретного региона и потребности рынка труда, сложившиеся научные школы в конкретном высшем учебном заведении, а также индивидуальные интересы самого обучающегося.
Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно.
24. Содержание цикла ООД составляет 25 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 33 кредита и включает следующие дисциплины: История Казахстана, Философия, Казахский (Русский) язык, Иностранный язык, Информатика, Экология и устойчивое развитие, Политология, Социология, Основы экономической теории, Основы права, Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура.
При этом Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов цикла ООД.

25. В зависимости от специальностей отдельные дисциплины цикла ООД исключаются или переносятся в цикл БД. В этом случае высвобожденные кредиты передаются в компонент по выбору. Например, по специальностям группы «Право» дисциплина «Основы права» исключается; по экономическим специальностям группы «Социальные науки, экономика и бизнес» - дисциплина «Основы экономической теории» переносится из цикла ООД в цикл БД.

По отдельным специальностям группы «Гуманитарные науки», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Естественные науки», «Технические науки и технологии» также применяются аналогичные подходы по одноименным дисциплинам цикла ООД. При этом высвободившиеся кредиты передаются в компонент по выбору.
В цикле ООД в качестве компонента по выбору рекомендуется использовать дисциплины: Культурология, Психология, Самопознание, Инновационный менеджмент за исключением специальностей, в которых данные дисциплины включены в обязательный компонент цикла базовых или профилирующих дисциплин.

26. Объем дисциплин цикла БД составляет 50 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 64 кредита, из них 20 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 44 кредита – на дисциплины компонента по выбору.
При этом компонент по выбору может формироваться как решением совета вуза, так и предложениями кафедр, обучающихся, работодателей.

27. В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов каждая.

Указанные дисциплины закрепляются совместно за языковыми и профилирующей кафедрой по соответствующей специальности.

28. Объем дисциплин цикла ПД составляет 25 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 32 кредита, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 27 кредитов – на дисциплины компонента по выбору.

29. С учетом специфики отдельных специальностей по группам «Искусство», «Военное дело и безопасность», «Ветеринария», «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)» основным критерием завершенности образовательного процесса в соответствии с пунктом 64 настоящего Стандарта может являться освоение студентами более 129 кредитов теоретического обучения. В этих случаях при сохранении содержания цикла ООД в объеме 33 кредитов общая трудоемкость циклов БД и ПД и соотношение между ними могут отличаться от установленных в пунктах 26 и 28 настоящего Стандарта.
30. Структура образовательной программы высшего образования приведена в таблице 1.

Таблица 1

Наименование циклов и дисциплин Общая трудоемкость
в контактных часах (по 50 мин.) в кредитах
Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД)
1) Обязательный компонент
  История Казахстана
  Философия
  Иностранный язык
  Казахский (Русский) язык
  Информатика
  Экология и устойчивое развитие
  Социология
  Политология
  Основы экономической теории
  Основы права
  Основы безопасности жизнедеятельности
2) Компонент по выбору    
Цикл базовых дисциплин (БД)
1) Обязательный компонент
  Профессиональный казахский (русский) язык
  Профессионально-ориентированный иностранный язык
2) Компонент по выбору
Цикл профилирующих дисциплин (ПД)
1) Обязательный компонент
2) Компонент по выбору
  Итого теоретического обучения
Дополнительные виды обучения (ДВО)    
1) Обязательный компонент    
  Физическая культура
  Профессиональная практика (ПП) (по видам) в зависимости от вида практики не менее 6*
2) Компонент по выбору    
Итоговая аттестация    
1) Написание и защита дипломной работы (проекта)
2) Государственный(е) экзамен(ы) по специальности (на 1 ГЭ)
П Р И М Е Ч А Н И Е:*По специальностям группы «Образование» от 6 до 20 кредитов; по специальностям группы «Технические науки и технологии» от 6 до 15 кредитов. При реализации профессиональных учебных программ высшего образования высшее учебное заведение имеет право: 1) переносить изучение дисциплин из одного семестра в другой, не нарушая логику освоения профессиональной учебной программы; 2) увеличивать объем дисциплин обязательного компонента за счет дополнительных видов обучения; 3) самостоятельно с учетом пререквизитов устанавливать сроки проведения практик

31. Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы студентов, форм итогового контроля их учебных достижений.
32. Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала.

33.Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных планов.

Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП).
34. ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям высшего образования на основе настоящего Стандарта и утверждаются уполномоченным органом в области образования.
В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, государственных экзаменов, написания и защиты дипломной работы) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.
35. В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору. В КЭД отражают пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД должен обеспечивать студентам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин.
36. На основе ТУПл и КЭД по специальности студент с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого студента. В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента и виды учебной деятельности (практики, государственный экзамен, написание и защита дипломной работы (проекта) из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД.
В целях недопущения хаотичного выбора студентами элективных дисциплин и реализации разработанных вузом образовательных программ рекомендуется в рамках КЭД представить на выбор студентам несколько образовательных траекторий – перечней элективных дисциплин и последовательности их изучения, позволяющих студенту «на выходе» в рамках специальности высшего образования освоить образовательную программу, ориентированную на конкретную сферу деятельности с учетом потребностей рынка труда и работодателей.
37. РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов студентов и утверждается руководителем организации образования на основании решения ученого совета. В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, государственный экзамен, написание и защита дипломной работы (проекта). РУП служит основой для составления расписания учебных занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.
38. Форма, структура, порядок разработки и утверждения КЭД, ИУП и РУП определяются высшим учебным заведением самостоятельно.

39. Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые, рабочие, а также силлабусы.
40. Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования.
41. Рабочие учебные программы и силлабусы (программы дисциплин для студентов) разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются высшим учебным заведением. При этом, их разработка по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе ТУПр, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно. Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ и силлабусов определяются высшим учебным заведением самостоятельно.
42. Планирование содержания образования, способ организации и проведения учебного процесса осуществляется высшим учебным заведением самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.

43. При кредитной технологии обучения увеличивается объем выполняемой студентами самостоятельной работы - работы по определенному перечню тем (в том числе отведенных на самостоятельное изучение), обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений, отчетов и др.

44. Самостоятельная работа подразделяется на два вида – на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРСП), и на ту часть, которая выполняется студентами полностью самостоятельно (СРС).

45. СРСП является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

46. Соотношение между СРСП и СРС в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно.

В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРС.

47. Задача кредитной технологии обучения состоит в развитии у студентов способностей к самоорганизации и самообразованию. Соответственно реализуются следующие типовые циклы работы преподавателя и студентов.

1) Типовой единичный цикл работы преподавателя со студентами (РПС) включает следующие три основные функции.

Первая функция преподавателя – установочная (введение в тему, постановка цели, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержания материала, рекомендаций по работе с учебно-методическими пособиями и др.). Этого должно быть достаточно для дальнейшей самостоятельной работы студентов.
Вторая функция преподавателя – консультативно-корректировочная. Она состоит в оказании консультативной помощи в реализации учебных действий в самостоятельной работе студентов, проведении индивидуальных консультаций и осуществлении соответствующих корректировочных действий. Данную функцию в образовательном процессе выполняют тьюторы.
Третья функция преподавателя – контрольно-оценочная. Она предполагает проведение оценивания знаний, умений и навыков студентов в различных формах (письменный или устный экзамен, тестирование и др.), организацию диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрацию преподавателем «правильных» действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера.
2) Типовой единичный цикл самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) включает следующие четыре основные функции.
Первая – предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.
Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т.д.
На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.

Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

48. Вуз обеспечивает учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам. Каждый студент обеспечивается справочником-путеводителем на весь период обучения.

49. При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы бакалавриата согласно приложениям 1 (для бакалавриата) и 2 (для высшего специального образования) к настоящему Стандарту.

3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся

50. Объем учебной нагрузки студента измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы.
51. Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в кредитах или в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя со студентом по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

52. Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий и занятий физического воспитания.
Один академический час всех видов практики, итоговой аттестации студентов равен 50 минутам.

53. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:

1) аудиторной работы студента на протяжении академическог



2015-11-11 918 Обсуждений (0)
Механизм целевой подготовки магистров и докторов PhD 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм целевой подготовки магистров и докторов PhD

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)