Раздел 1. Магистратура
1. Общие положения 1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», устанавливает требования к содержанию образовательных программ магистратуры, образовательной траектории магистрантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности магистрантов и академической степени. В настоящем стандарте применяются термины и определения: 1) магистратура - профессиональная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных, научно-педагогических и управленческих кадров с присуждением академической степени «магистр» по соответствующей специальности: 2) магистрант - лицо, обучающееся в магистратуре; 3) магистерская диссертация - выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного научного исследования магистрантом одной из актуальных проблем конкретной специальности соответствующей отрасли науки. 2. Образовательные программы магистратуры реализуются вузами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям магистратуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. 3. Вузы Республики Казахстан осуществляют подготовку магистров в соответствии с: 1) Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан; 2) настоящим Стандартом и типовыми учебными планами специальностей магистратуры; 3) рабочими учебными планами; 4) академическим календарем; 5) индивидуальными учебными планами магистрантов; 6) учебными программами по дисциплинам; 7) индивидуальным планом работы магистранта. 4. Подготовка научных, педагогических и управленческих кадров в магистратуре осуществляется по двум направлениям: 1) научному и педагогическому со сроком обучения 2 года; 2) профильному со сроком обучения не менее 1 года. Срок обучения в магистратуре может корректироваться вузом самостоятельно в зависимости от соответствия профиля образовательной программы предшествующего уровня подготовки и наличия пререквизитов. 5. Профильная магистратура реализовывает профессиональные учебные программы послевузовского образования по подготовке управленческих кадров для отраслей экономики, медицины, права, образования, искусства, сферы услуг и бизнеса, обладающих углубленной профессиональной подготовкой. С целью подготовки специалистов для бизнес среды вуз может реализовывать программы MBA. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов в рамках образовательных профессиональных программ MBA утверждаются уполномоченным органом в области образования. 6. Научная и педагогическая магистратура реализовывает профессиональные учебные программы послевузовского образования по подготовке научных и педагогических кадров для системы высшего, послевузовского образования и научной сферы, обладающих углубленной научно-педагогической подготовкой. 7. Обучение в магистратуре осуществляется только по очной форме. 8. Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и публично защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр». 3) повышение объективности и информативности оценки подготовки магистрантов и качества образовательных программ; 4) создание условий для академической мобильности магистрантов; 5) обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана; 11. Перечень специальностей магистратуры вуза должен соответствовать утвержденному Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. Образовательные программы должны быть ориентированы на результат обучения. 2. Требования к содержанию образования 14. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет. 15. Образовательная программа магистратуры содержит: 1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых и профилирующих дисциплин; 2) практическую подготовку магистрантов: различные виды практик, профессиональных стажировок; 3) научно-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для научной и педагогической магистратуры; 4) экспериментально-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для профильной магистратуры; 5) промежуточные и итоговую аттестации. 16. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин. Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно. 17. Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат магистрантов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования. 18. На «входе» магистрант должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы магистратуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно. При отсутствии необходимых пререквизитов магистранту разрешается их освоить на платной основе. В данном случае обучение в магистратуре начинается после полного освоения магистрантом пререквизитов. 19. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 2 или 3 кредитов. 20. Во всех формах учебных планов магистратуры используется единая система кодировки учебных дисциплин. 21. Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название. Она должна осваиваться в одном академическом периоде, по завершении которого магистранты сдают итоговый контроль в форме экзамена за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистрантов, по которым они сдают дифференцированный зачет. 22. Образовательные программы магистратуры проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин. 23. Цикл базовых дисциплин (БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору. 24. В магистратуре научного и педагогического направления объем дисциплин цикла БД составляет 48 % от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 40 % отводится на дисциплины обязательного компонента и 60 % - на дисциплины компонента по выбору. В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла БД составляет 44 % (со сроком обучения 1 год) и 28 % (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 62 % и 50 % соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 38 % и 50 % соответственно – на дисциплины компонента по выбору. В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла ПД составляет 56 % (со сроком обучения 1 год) и 72 % (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 10 % и 12 % соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 90 % и 88 % соответственно – на дисциплины компонента по выбору. Таблица 1
29. Содержание образовательной программы магистратуры по профильному направлению устанавливается в соответствии с таблицей 2. Таблица 2
30. Магистр, окончивший профильную магистратуру, допускается к педагогической деятельности после дополнительного освоения программ педагогического профиля, по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство к основному диплому. Таблица 3
33. Обучение в магистратуре осуществляется на государственном, русском и английском языках. Язык обучения выбирается магистрантом самостоятельно. 34. Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы магистрантов, форм итогового контроля их учебных достижений. 35. Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала и др. 36. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных планов. Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП). 37. ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям магистратуры на основе настоящего Стандарта и утверждаются уполномоченным органом в области образования. В КЭД отражают пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД должен обеспечивать магистрантам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин. 39. На основе ТУПл и КЭД по специальности магистрант с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого магистранта. В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента и виды учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексный экзамен, оформление и защита магистерской диссертации из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД. 40. РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов магистрантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения ученого совета. В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексный экзамен, оформление и защита магистерской диссертации. РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя. 41. Форма, структура, порядок разработки и утверждения КЭД, ИУП и РУП определяются вузом самостоятельно. 42. Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые, рабочие и силлабусы. 43. Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования. 46. Индивидуальный план работы магистранта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы: 1) ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться); 2) научно-исследовательская/ экспериментально-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчетности); 3) практика (программа, база, сроки и форма отчетности); 4) тема магистерской диссертации с обоснованием и структурой; 5) план выполнения магистерской диссертации; 6) план научных публикаций, стажировок. 47. Учебные занятия в магистратуре должны проводиться с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения. 48. При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы магистратуры согласно приложению 1 (для научного и педагогического направления) и приложениям 2 и 3 (для профильной магистратуры) к настоящему Стандарту. 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся 49. Объем учебной нагрузки магистранта измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы. Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий. Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы и итоговой аттестации магистрантов равен 50 минутам. 1) аудиторной работы магистранта на протяжении академического периода в виде семестра; 2) работы магистранта с преподавателем в период профессиональной практики; 3) работы магистранта с преподавателем в период научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта; 4) работы магистранта по написанию и защите магистерской диссертации; 5) работы магистранта по подготовке и сдаче комплексного экзамена. 52. Учебная нагрузка магистрантов определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (контактных часов по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы. 53. Один академический час аудиторной работы может быть равен 50, 75 или 100 минутам. Академические часы аудиторной работы магистранта дополняются соответствующим числом часов СРМ таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка магистранта в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам. 56. Каждый академический час итоговой аттестации магистранта представляет собой один час (50 минут) контактной работы магистранта с преподавателем по написанию и защите магистерской диссертации или работы магистранта с преподавателем по подготовке и сдаче комплексного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации магистранта сопровождается 6 часами СРМ. 57. При кредитной технологии обучения увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой магистрантами, которая подразделяется на два вида – на самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (СРМП) и на ту часть, которая магистрантами выполняется полностью самостоятельно (СРМ). 58. Самостоятельная работа магистранта под руководством преподавателя является внеаудиторным видом работы магистранта, которая выполняется им в контакте с преподавателем по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРМП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль заданий СРМ. 59. Соотношение между СРМП и СРМ в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно. 60. В совокупности контактные часы работы магистранта с преподавателем в период лекций и практических (семинарских) занятий сопровождаются 2 часами СРМ на каждый контактный час. 61. Для таких видов учебной работы, как студийные и лабораторные занятия, научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа магистранта, итоговая аттестация, необходимость планирования СРМП и ее объем устанавливаются вузом самостоятельно (например, для контроля хода выполнения магистерской диссертации. 62. Учебный год в магистратуре состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации, практик, каникул, научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта и на выпускном курсе – итоговой аттестации. 63. Академический период представляет собой семестр продолжительностью 15 недель. 65. В период промежуточной аттестации проводится итоговый контроль по всем изученным дисциплинам и с учетом оценок текущей успеваемости (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей) выводятся итоговые оценки по дисциплинам. 66. Продолжительность каникул в течение учебного года должна составлять не менее 7 недель за исключением выпускного курса. 67. Профессиональная практика магистрантов проводится в соответствии с утвержденным академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта в объеме, установленном настоящим Стандартом и ТУПл по специальности. 68. Продолжительность практик определяется в неделях, исходя из нормативного времени работы магистранта на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в контактных часах и делится на продолжительность работы магистранта на практике в течение недели, то есть на 30 часов. 69. Планирование итоговой аттестации магистрантов и НИРМ, ЭИРМ в неделях определяется исходя из нормативного времени работы магистрантов в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРМ, при 6-дневной рабочей неделе). 70. Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов магистрантами в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе, повышения среднего балла успеваемости (GPA). 1) при научной и педагогической подготовке – не менее 59 кредитов, из них не менее 42 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики, не менее 7 кредитов научно-исследовательской работы; 2) при профильной подготовке - не менее 28 кредитов (со сроком обучения 1 год) и не менее 48 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них соответственно не менее 18 и 36 кредитов теоретического обучения, не менее 2 и 4 кредитов практики, не менее 4 и 4 кредитов экспериментально-исследовательской работы. В случае досрочного освоения образовательной программы магистратуры и выполнения предусмотренных к ней требований, магистранту присуждается академическая степень «магистр» независимо от срока обучения. 72. Магистр, окончивший профильную магистратуру, может заниматься научной и педагогической деятельностью только в случае освоения им цикла дисциплин педагогического профиля и прохождения педагогической практики. Данный цикл дисциплин и педагогическая практика осваиваются в течение дополнительного академического периода, по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство установленного образца к основному диплому. 73. Магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не выполнившему научно-исследовательскую компоненту, предоставляется возможность повторно освоить кредиты исследовательской компоненты и защитить диссертацию в следующем учебном году на платной основе. 76. Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием для иногородних магистрантов и другими службами поддержки. 77. Требования к материально-техническому обеспечению: Вуз, реализующий образовательные программы магистратуры, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы магистранта. 1) Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения магистрантами образовательной программы магистратуры. 2) Реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе. 3) Библиотечный фонд и обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях должен соответствовать требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности. 79. Требования к организации практик: Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик: 1) педагогическую – в организации образования; 2) исследовательскую – по месту выполнения диссертации. Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания. Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса. При этом магистранты могут привлекаться к проведению занятий в бакалавриате. Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику. Содержание исследовательской/производственной практики определяется темой диссертационного исследования. 80. Требования к научно-исследовательской работе магистранта: 1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация; 2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость; 3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики; 4) выполняться с использованием современных методов научных исследований; 5) содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям; 6) базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания. 81. Требования к экспериментально-исследовательской работе магистранта: 1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация; 2) основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач; 3) выполняться с применением передовых информационных технологий; 4) содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям. 82. Результаты научно-исследовательской или экспериментально- исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются магистрантом в виде отчета. В рамках НИРМ (ЭИРМ) индивидуальным планом работы магистранта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки. 83. Заключительным итогом научно-исследовательской или экспериментально-исследовательской работы магистранта является магистерская диссертация. 88. В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель. Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук. 89. Вуз оказывает содействие магистранту в публикации результатов исследования. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся 90. Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов второго уровня (магистратура) и выражаются через
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |