Подготовка учащихся к обучению письму
Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка с ОНР к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на занятиях физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время пропедевтических занятий, рассчитанных на подготовку дошкольников к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения для кистей и пальцев рук. И.Лопухина, В. Цвынтарный. В это же время детки приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.
Виды упражнений: 1) обводка по шаблону или трафарет:
2) обводка по контуру:
3) соединения по точкам:
4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:
Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма. Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности. 1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий: 2. Вычерчивание кривых линий: 3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и. 4. Рисование знакомых предметов: 5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий: 6.Рисование узоров из геометрических фигур: 7. Рисование бордюров из волнистых линий: Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв. Дети пишут: прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, петельки, овалы, полуовалы и др. Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде. 1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой. 2. Объяснение написания элемента и написание его на доске логопедом. 3. Письмо элемента детьми в воздухе. 4. Написание элемента детьми на доске по готовому образцу и самостоятельно. 5. Рассматривание образца, подготовленного логопедом в тетрадях. 6. Письмо элемента в тетради по контуру. 7. Самостоятельное письмо. В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки. В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке. Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки. Не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий, поэтому в течение урока с наиболее слабыми учениками учитель должен работать индивидуально.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |