Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности



2015-11-11 2913 Обсуждений (0)
Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности 4.33 из 5.00 3 оценки




Общедидактические методы, предложенные И.Я. Лернером при обучении содержанию изобразительной деятельности (информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения). Методы, традиционно выделяемые по источнику знаний. Наглядные, словесные, игровые методы обучения изобразительной деятельности. Обследование как метод и задача обучения изобразительной деятельности. Содержание трех этапов обследования (целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-либо выразительный признак, аналитическое восприятие предмета, эмоциональное восприятие предмета, объединяющее представление в целостный образ). Последовательность использования аналитического способа обследования. Специфика обследования предметов в младшей, средней, старшей и подготовительной группе. Специфика обследования в разных видах изобразительной деятельности. Специфика обследования предметов круглой, овальной формы с рельефными особенностями, предметов сложной формы в лепке. Зависимость обследования от способа изображения (с натуры, по представлению). Наблюдение. Требования к наблюдению. Рассматривание картин и книжных иллюстраций. Образец. Беседа. Пояснение. Совет. Напоминание. Поощрение. Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности. Классификация методов соответственно основным разделам программы. Методы, направленные на приобретение умений изображать. Методы, обеспечивающие прочное усвоение технических навыков. Методы, применяемые при декоративной работе. Методы, применяемые при изображении сюжета.

Тема 1.7. Виды и типы занятий обучения изобразительной деятельности. Планирование занятий по обучению изобразительной деятельности

Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей. Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения. Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действий. Занятия творческие. Виды занятий по изобразительной деятельности. Виды занятий, дифференцируемые по содержанию изображения. Предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) занятие. Виды занятий, дифференцируемые по методу (способу) изображения. Рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры. Виды занятий по характеру выбора темы. Занятия на предложенную тему. Занятия на свободную тему с ограниченной тематикой. Занятия на свободную тему (по замыслу). Виды занятий по источнику тем замыслов. Занятия на литературные темы, на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Общие принципы планирования обучения изобразительной деятельности в условиях ДОУ. Виды планирования. Планирование по разделам программы. Планирование по видам изобразительной деятельности. Планирование по типам занятий. Отбор подметного и сюжетного содержания занятий. Особенности планирования изобразительной деятельности младших дошкольников. Единство планирования и анализа результатов обучения изобразительной деятельности. Особенности планирования изобразительной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном, слуховом, зрительном, двигательном развитии.

Тема 1.8. Содержание, формы, методы обучения рисованию в специальных дошкольных учреждениях

Основные средства художественной выразительности в рисунке

Линия как основное изобразительное средство в рисунке. Использование линии в условно–плоскостном и объемном изображении. Этапы линейного построения рисунка. Понятие светотени как средства художественной выразительности объемного изображения. Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс как составляющие понятия светотени. Фон как средство выразительности. Цвет как выразительное средство, передающее многообразие окружающего мира в цветовом звучании. Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Дополнительные цвета. Основные и производные цвета. Насыщенный тон, красочный контраст, красочный рефлекс как определяющие различных оттенков одного цвета. Колорит как общая цветовая гармония. Специфика формирования представлений о цвете у детей с нарушениями зрения. Композиция. Примеры композиционного решения в мировых произведениях искусства. Линейная и воздушная перспектива. Основные положения линейной перспективы. Составляющие перспективного построения: горизонт, точка зрения, точка схода, угол зрения.

Материалы для рисования. Техника в искусстве. Карандаши. Способы закрашивания: тушевка и штриховка. Правила штриховки. Правила рисования карандашом. Свойства акварели. Способы накладывания цвета в акварели. Лессировка и алла прима. Свойства и способы накладывания гуаши. Требования к материалам для рисования, используемым детьми дошкольного возраста. Специфика овладения техническими навыками рисования детьми первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Методы обогащения предметного и сюжетного рисунка. Рисование с натуры, по представлению, на заданную тему, по замыслу. Распределение программных задач по обучению предметному рисованию в возрастных группах детского сада. Методика обучения предметному и сюжетно-тематическому рисованию нормально развивающихся детей, предложенная Г.Г. Григорьевой. Сравнительная характеристика методик формирования изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллектуальной деятельности и детей с нарушениями зрения, представленных в работах О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Л.П. Гладких, Л.И. Плаксиной, А.Ф. Акоповой, Л.А. Руденко, Л.Ф. Сербиной. Предметное и сюжетное рисование, рисование с натуры, по представлению, на заданную тему, по замыслу глухими детьми. Предметное и сюжетное рисование в системе формирования графических навыков у детей с различными формами детского церебрального паралича. Специфика рисования с натуры, тематического рисования, рисование натюрмортов и пейзажа слепыми детьми младшего школьного возраста. Программное содержание обучения рисованию глухих и слабослышащих детей на 1-5 году обучения, детей с нарушениями зрения на 1-4 году обучения. Задачи, содержание работы, показатели освоения рисования детьми с нарушениями интеллекта на 1– 4 году обучения.

Декоративное рисование в структуре коррекционно-воспитательной работы в специальном детском саду

Общие сведения о декоративно–прикладном искусстве. Композиционные начала декоративного рисования. Орнамент, ритм, симметрия, цвет. Принципы построения узоров. Узоры на полосе, на квадрате, на круге, на прямоугольнике, ромбе, овале, на треугольнике, на предметах сложной формы. Характерные особенности дымковской, гжельской, хохломской, городецкой, жостовской росписи. Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию. Принципы обучения детей декоративному рисованию. Методы обучения декоративной деятельности (метод наблюдения, метод обследования, образец воспитателя, показ способов изображения элементов, применение художественного слова, музыки). Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства. Специальное обучение детей на занятиях. Специфика обучения декоративному рисованию слабовидящих детей. Использование занятий по декоративному рисованию для исправления заикания у детей дошкольного возраста.

Тема 1.9. Содержание, формы, методы обучения лепке

Виды и способы лепки

Лепка с натуры. Лепка по памяти. Лепка по замыслу. Материалы и оборудование для лепки. Глина. Пластилин. Тесто. Песок. Снег. Бумажная масса. Специфика овладения техническими навыками лепки детьми первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы. Способы лепки. Конструктивный способ. Пластический способ. Комбинированный способ. Оттягивание, прищипывание, приемы рельефной лепки.

Содержание работы по обучению детей лепке в современных программах для ДОУ компенсирующего вида. Методы обогащения предметной и сюжетной лепки

Организация и методика занятий. Содержание, методы обучения лепки в младшем дошкольном, среднем, старшем дошкольном возрасте. Программное содержание обучения лепке глухих и слабослышащих детей на 1-5 году обучения, детей с нарушениями зрения на 1-4 году обучения. Задачи, содержание работы, показатели освоения лепки детьми с нарушениями интеллекта на 1– 4 году обучения.

 

Тема 1.10. Содержание, формы, методы обучения аппликации

Понятие об аппликации

Понятие об аппликации. Виды аппликации. Предметная, сюжетная, декоративная аппликация. Признаки аппликации. Процесс аппликационной работы. Материалы и инструменты для аппликации.

Приемы создания аппликативных изображений

Специфика овладения техническими навыками создания аппликации детьми первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы. Основные приемы вырезывания. Вырезывание правильных геометрических форм. Вырезывание бумаги, сложенной вдвое. Вырезывание из бумаги, сложенной несколько раз. Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Вырезывание по частям. Силуэтное вырезывание. Вырезывание по контуру. Обрывание краев бумаги. Техника сминания и скатывания. Техника прикрепления деталей к основе. Наклеивание.

Содержание работы по обучению детей аппликации в современных программах для ДОУ компенсирующего вида

Общие задачи обучения аппликации. Методы обучения аппликации. Приемы организации работы детей на занятиях. Роль образца на занятиях аппликацией. Развитие чувства симметрии и ритма, глазомера, двигательных функций руки детей в процессе аппликации. Программное содержание обучения аппликации глухих и слабослышащих детей на 1-5 году обучения, детей с нарушениями зрения на 1-4 году обучения. Задачи, содержание работы, показатели освоения аппликации детьми с нарушениями интеллекта на 1–4 году обучения. Особенности методической инструментовки занятий по аппликации с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном, слуховом, зрительном, двигательном развитии.



2015-11-11 2913 Обсуждений (0)
Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2913)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)