Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Характер и темперамент личности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важное место в изучении личности работников и учете их индивидуальных особенностей занимает характер – система основных, наиболее выраженных качеств человека, которые проявляются в его индивидуальных действиях, поведении и общении с другими людьми.

Характер обусловлен типом высшей нервной деятельности и индивидуальной жизнью человека (условиями его быта, деятельности, воспитанием и обучением). Знать характер человека – значит знать существенные свойства человека, типичные для него, устойчивые и всякий раз с определенной последовательностью проявляющиеся в поступках, отношении к труду, самому себе и другим людям, к общественным и личным ценностям. В психологии выделяют четыре группы черт характера:

1. Отношение человека к коллективу, к другим людям, к обществу. Положительные стороны этой группы: доброта, отзывчивость, требовательность, коллективизм, патриотизм. Отрицательные – равнодушие, беспринципность, грубость, расчет, злорадство, зависть, эгоизм и др.

2. Отношение человека к труду. Положительное отношение проявляется в трудолюбии, настойчивости, инициативности, добросовестности и аккуратности. Отрицательное отношение – это лень, безразличие к работе и уклонение от нее, поверхностность и непосредственность и др.



3. Отношение человека к самому себе выражается в чувстве собственного достоинства, правильном понимании гордости и связанной с ней самокритичности, скрытности или самомнении, заносчивости, обидчивости, застенчивости.

4. Отношение к вещам – аккуратность, небрежность и др. Своеобразным стержнем характера является воля. Ее особенности, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Воля непосредственно связана с силой характера, его твердостью, настойчивостью и решительностью. Однако перечисленные качества не исчерпывают всего характера – он имеет более широкое содержание.

Все черты характера – это черты личности, но черты личности становятся чертами характера, только если они отвечают трем требованиям: отчетливо выражены, тесно взаимосвязаны и проявляются обязательно в различных видах деятельности.

Из всего многообразия черт характера выделяются основные виды: моральные черты характера (чуткость, деликатность, внимательность), волевые черты характера (решительность, настойчивость, твердость), эмоциональные черты характера (вспыльчивость, нежность, страстность).

Остановимся на некоторых положительных свойствах характера. К ним относятся: моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.

Моральная воспитанность проявляется в формах поведения и направленности личности. Например, человек с положительным характером гуманен, тактичен в общении. Он коллективист: уважает коллектив, умеет жить и работать в нем.

Полнота характера свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера – это отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность характера выражается в устойчивости поведения, соответствующего сложившимся убеждениям человека. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет вести себя в тех или иных условиях жизни.

Сила характера выражается в энергии, с которой человек добивается поставленных целей. Человек сильного характера не пасует перед трудностями и препятствиями.

Уравновешенность характера – это ровное поведение, способность человека в трудных условиях держать себя в руках.

Все положительные качества характера не даны нам от природы, а формируются в жизненных ситуациях под влиянием воспитания и самовоспитания. Самовоспитание предполагает выполнение поставленных перед собой задач, искоренение у себя отрицательных привычек и чувств.

Самовоспитание может быть организовано в соответствии со следующими задачами, решаемыми по этапам.

На первом этапе человек анализирует свой характер и выделяет те черты, которые необходимо исправить, или те, которые надо в себе воспитать.

Второй этап – составление для себя программы самовоспитания. (Например, составляется конкретная программа действий для укрепления воли, выработки сдержанности и т.д.).

Третий этап – овладение самоприказом (т.е. умение заставить себя поступать определенным образом).

Среди индивидуально-психологических особенностей, определяющих различия людей, существенное место занимает темперамент.

Темперамент – проявление в деятельности человека типа его нервной системы, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность его нервных процессов.

От чего же зависят различия людей по темпераменту? Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. Он сделал вывод, что тип темперамента определяется особенностями высшей нервной деятельности человека. Он открыл и описал эти особенности. К ним относятся: а) сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки; б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения: нервные процессы могут быть или уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует; в) третье свойство нервной системы – подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Исходя из этого в основе каждого типа темперамента лежит то или иное сочетание основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В соответствии с учением И. П. Павлова, различают четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам. К ним относятся чувствительность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, тип психической реакции.

Чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорится, “дошло”.

Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: “вспыльчивый”; “заводится с полоборота”, а о других: “Не поймешь, обрадовался или огорчился...”.

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией сам человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.д.

Особое свойство – соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (захотелось!) причин; другие сами сознательно определяют линию своего поведения.

Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Типы психических реакций: пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Многие психологи предлагают по этим особенностям определить сам темперамент: способность человека активно или пассивно относиться к окружающему миру.

С этой точки зрения холерик – человек активный. Он не приспосабливается к среде, а пытается среду приспособить к себе. Для него характерно стремление выделиться из окружающих людей. Сангвиник тоже отличается активностью. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам. Оптимист легко вступает в контакты с людьми. В нем всегда теплится надежда на лучшее будущее. Меланхолики и флегматики – люди пассивные. Они успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кружок друзей) и почти не нуждаются в широком общении.

Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Настроения сангвиника изменчивы, но преобладает среди них чувство душевного равновесия, благополучия.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, при недостаточной воспитанности – вспыльчивый и резкий. Отличие холерика от сангвиника – в отсутствии равновесия нервных процессов. Увлекшись каким-нибудь делом, холерик расточительно расходует свои силы и в результате истощается больше, чем следует.

Флегматик – медлителен, невозмутим, с устойчивым стремлением и настроением: слабым внешним выражением душевных состояний. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется прилежанием к делу, поэтому он способен работать вполне производительно.

Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, болезненно чувствительного, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, “чистые” темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (969)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7