Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сущность мотивации и ее основные компоненты




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Разработав стратегию и тактику развития предприятия и организовав совместный труд людей, руководитель должен координировать работу и заставлять людей выполнить ее. Этому служит функция мотивации трудовой деятельности.

Под мотивами понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее. Поведение может иметь любые формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения.

Руководители воплощают свои решения в конкретные дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.

Руководителей всегда интересовало, в каких условиях человек мотивирован к работе по чужому заданию. Этот интерес рос по мере расширения личных свобод подчиненного. Чем свободнее становится человек, тем важнее становилось знание того, что им движет, что заставляет приносить большие жертвы и напрягать все силы, делая свое дело, а что даже при благоприятных условиях приводит к упрямству, скуке и безразличию (безделью).



Самым первым из применяемых приемов мотивации трудовой деятельности людей был метод “кнута и пряника”. Такой метод мотивации приносил свои результаты, когда люди находились на грани голода.

Постепенно, благодаря, в основном, повышению эффективности трудовой деятельности, жизнь людей, в конце концов, стала улучшаться и расширяться их свободы. Под влиянием этих факторов изменялись и методы мотивации труда. Простой "пряник" не всегда заставлял человека трудиться усердно. Это обязало специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.

Первые исследования в этом направлении были проведены в 20-е годы XX века в США под руководством Элтона Мэйо. Изучались внешние условия, влияющие на производительность труда: климат, освещение, окраска рабочих помещений и машин, организация рабочего места и др. Отфильтрованный результат сводился к формуле: людям нравится ощущать свою значимость. Эта формула была положена в основу повышения производительности труда.

Хотя попытки применять в управлении психологические мотивации были и раньше, но только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды сулит теория “человеческих отношений”, а также то, что мотивация по типу “кнута и пряника” является недостаточной. Выводы, к которым пришла группа Элтона Мэйо, позволили основать новое направление менеджмента – концепцию "человеческих отношений".

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации работника на рабочем месте.

Под влиянием теории “человеческих отношений” возникли другие теории мотивации трудовой деятельности человека. Эти теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на потребностях человека, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Долгое время считалось, что мотивирование – это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Однако, с развитием поведенческих наук, когда чисто экономический подход был отвергнут, руководители узнали, что мотивация, то есть создание внутреннего побуждения к действиям, есть результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Сегодня мы понимаем, что для эффективного мотивирования всех работников необходимо знание этих потребностей и обеспечение способа удовлетворять эти потребности через хорошую работу для работников.

Единое учение, объясняющее, чем определяется мотивация человека, пока отсутствует. Все современные теории мотивации (Маслоу, Альдерфера, Герцберга, Мак Клелланда) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей; однако, теории всех перечисленных авторов имеют принципиальные отличия (рис. 7).

По определению психологов человек испытывает потребность когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации классифицируют потребности человека как первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими. Это потребности в пище, воде, потребность дышать, спать и другие.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом.

 

 

Теория Маслоу     Теория Альдерфера     Теория Герцбера     Теория Мак- Клелланда    
Потребность самовыражения           Мотивирующие факторы     Потребность достижения  
     
      Потребность роста     Достижение Признание        
         
Потребность признания и самоутвержде­ния           Процесс работы Ответствен­ность Продвижение       Потребность властвования  
   
   
                     
Потребность принадлежнос­ти и причастия     Потребность связи     Факторы уровня   Политика и Управление        
       
                     
Потребность безопасности           Техническое руководство     Потребность соучастия  
       
      Потребность существова­ния     Оплата труда Взаимоотноше­ния с руковод­ством        
     
Физиологичес­кие потребнос­ти           Условия работы        
   

 

Рис. 7. Соотношение групп потребностей в теориях мотивации

 

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определяли, что потребность служит мотивом к действию.

Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющие определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. На рис. 8 показан такой тип поведения.

 

Потребности   Побуждения или мотивы   Поведение (действие)   Цель
     
             
    Результаты удовлетворения потребностей 1. Удовольствие 2. Частичное удовлетворение 3. Отсутствие удовлетворения    
   
                   

 

Рис. 8. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности

 

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволили бы людям чувствовать, что они могут удовлетворять свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению цели предприятия.

Вторым элементом (после потребности) побуждения к трудовой деятельности является вознаграждение.

Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфично, а следовательно, и различны оценка вознаграждения и его относительной ценности.

Руководитель предприятия имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. К такому вознаграждению относятся: чувство достижения результатов работы, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается предприятием. Это: зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание, а также дополнительные выплаты и льготы.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутреннее и внешнее вознаграждение в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7