Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Принцип справедливости




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принцип целесообразности заключается в соответствии применяемой к нарушителю меры воздействия целям юридической ответственности в демократическом обществе.

Принцип неотвратимости – один из наиболее весомых принципов юридической ответственности, основное условие ее эффективности.

Принцип гуманности

 

 

34.Предмет, метод и источники трудового права. Специфика трудовых правоотношений

Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения и общественные отношения, производные от трудовых. Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права.

Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми.

Метод трудового права имеет комплексный характер, так как сочетает в себе элементы диспозитивного и императивного воздействия на субъектов трудовых отношений.

Источники:
o Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства;
o Федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
o Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (ФЗ РФ №197-ФЗ);
o нормативные указы Президента РФ, направленные на регуляцию трудовых отношений;
o постановления Правительства РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права;
o нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации;
o постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.



Особенности:

а) они опосредуют включение граждан в трудовой коллектив, в результате чего те ста­новятся по юридическому статусу работниками конкретной орга­низации; б) их объектом является выполнение работником опреде­ленного рода работы, характеризуемой определенной специально­стью, квалификацией, должностью; в) поведение их субъектов регламентируется внутренним трудовым распорядком данной орга­низации, которому они обязаны подчиняться.

 

 


35.Основные правовые системы современности. особенности правовой системы рф

Романо-германская семья - Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.

Признаки романо -германской правовой семьи:

1. единая иерархически построенная система источников права;

2. главную роль в формировании права играет законодатель;

3. наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

4. важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

5. деление системы права на отрасли.

2. Англосаксонская семья - Великобритания, США, Канада, Австралия.

Признаки англосаксонской системы права:

1. основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

2. ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3. главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

4. отсутствие кодифицированных отраслей права;

5. отсутствие классического деления права на частное и публичное.

3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1. главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2. источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;

3. тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

4. отсутствует деление права на частное и публичное;

5. судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

4. Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1. доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2. обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3. юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

36.Уголовное право:понятие и система. задачи и принципы уг. права.

Уголовное право -- это отрасль права, объединяющая право-вые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно- правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Задачиуголовного права вполне традиционны и в принципе однозначны для любого общества и государства. Они вытекают из исторической предопределенности происхождения уголовного права.

Система:

В уголовном праве большинства государств выделяются общая и особенная части. В общей части содержатся нормы, определяющие содержание основных понятий уголовного права («преступление», «наказание» и т. д.), общие для всех преступлений основания уголовной ответственности, перечень и содержание видов наказания, иных мер уголовно-правового характера и т. д. Нормы особенной части закрепляют признаки, присущие конкретным видам преступлений.

Нормы общей и особенной частей уголовного права применяются, как правило, совместно. Содержащиеся в особенной части признаки конкретны Принципы уголовного права — это основные устойчивые правовые положения, являющиеся основой для всех его норм, определяющие содержание как всего уголовного права в целом, так и отдельных его институтов.

Принципы уголовного права — это основные устойчивые правовые положения, являющиеся основой для всех его норм, определяющие содержание как всего уголовного права в целом, так и отдельных его институтов.

Основные принципы уголовного права, как правило, закрепляются в уголовном законодательстве. Конкретное содержание принципов может варьироваться от страны к стране, но некоторые из них известны практически во всех странах мира.

 

37.Принципы и юридические свойства Конституции России(1993г)её особенности. основы конституционного строя.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

 

38.Правовые коллизии, принципы и способы их разрешения

Коллизии в российском праве – это противоречия между положениями двух или нескольких норм права, либо расхождения между содержанием общеправовых принципов, выраженных в системе норм права, и положениями конкретных норм права.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1. толкование;

2. принятие нового акта;

3. отмена старого;

4. внесение изменений или уточнений в действующие;

5. судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6. систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7. переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8. конституционное правосудие;

9. оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

10. международные процедуры.

 

39.Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан РФ.

 

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств . Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться.

 

Конституционные обязанности гражданина РФ:
Соблюдение Конституции и законов
Уважение прав и свобод других лиц
Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Получение основного общего образования
Уплата налогов и сборов
Защита Отечества
Сохранение природы и окружающей среды
Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.

 

40.Административные правонарушения и их классификация

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит административные правонарушения

-против личности,

-против государства,

-против общественной жизни,

-административные правонарушения, содержащиеся в специальных актах и посягающие на отдельные сферы общественных отношений,

-административные правонарушения, предусмотренные актами органов субъектов РФ и муниципальных органов.

 



41.Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Существует пять различных способов разграничения предметов ведения федерации и

ее субъектов, хотя они применяются неодинаково. В некоторых конституциях принят

только один способ (Россия), в других они комбинируются (Мексика).

 

В России Конституция дает преимущества субъектам: законы, изданные субъектами

Федерации в пределах их исключительной компетенции (остаточных полномочий),

имеют верховенство по отношению к федеральному закону (при противоречиях

действует закон субъекта Федерации, тогда как по отношению к двум другим

сферам применяется принцип верховенства федерального права).

Конституция РФ определяет:

1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции

РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной

власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.

72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны

соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами,

полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в

первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного

ведения;

3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по

вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и

вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам

совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот

"остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в

полной мере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти осуществляется не

только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно

этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти

договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия

ей, действуют конституционные нормы.

42.Экологические права и обязанности. Ответственность за совершение экологических правонарушений в РФ

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологиче­ские права человека:
право на благоприятную окружающую среду;
право на достоверную информацию о ее состоянии;
право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ответственностьнаступает:
за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
несоблюдение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства. Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные ви­новные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, несоблюдение качества окру­жающей природной среды и природоохранительного законода­тельства.

43.Конституционно-правовой статус Президента РФ

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая место Президента РФ в системе разделения властей и двойную политическую ответственность Правительства, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

Функции Президента РФ определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Основные полномочия Президента РФ определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены многочисленными федеральными законами.

Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке.

Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Президента.

 

44.Субъекты административного применения. виды административных взысканий.

Административная ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение административного правонарушения и реализацию административно-правовых санкций, в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия (административного принуждения). Мерой государственного воздействия на правонарушителя является наложение дисциплинарного взыскания. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения деликтоспособным физическим лицом, а в случаях, предусмотренных законом - также и юридическим лицом. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

Предупреждение - выносится письменно.

Административныйштраф - устанавливается, как правило, в размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в некоторых случаях - и в большем размере.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискацияорудия совершения или предмета административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом).

Административный арест- устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при незаконном въезде в РФ.

Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

45.Конституционно-правовой статус Федерального собрания РФ

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа.

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

 

 


46.Понятие и особенности международного права




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7