Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельная работа слушателей



2015-11-11 589 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа слушателей 0.00 из 5.00 0 оценок




II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общение и его виды. Соотношение понятий мысль-язык-речь. Предмет психолингвистики, место психолингвистики в системе психологических и лингвистических дисциплин. Связи психолингвистики с лингвистикой, физиологией, педагогикой, психологией и другими науками. Психолингвистика и нейролингвистика. Значение психолингвистики для логопедии. Методы психолингвистики. Краткая характеристика и критический анализ основных направлений в современных исследованиях по психолингвистики. Речь человека и коммуникация у животных. Дети-Маугли. Анализ понятий язык, речь, речевая способность, речевая деятельность, речевой акт. Проблема единиц речевой деятельности. Структура речевой деятельности по А.А. Леонтьеву / речевые действия, речевые операции и др./. Виды речи, функции речи /основные и «факультативные»/.
ПСИХОЛИНГВИСТИ-ЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Общие представления о соотношении процессов восприятия, понимания речи и вербальной памяти. Фазы восприятия речи по Н.И. Жинкину. Восприятие речи. Общие вопросы процесса восприятия: устойчивость восприятия, избирательность восприятия, предвосхищение результата восприятия (упреждающий синтез, явление антиципации). Восприятие фонемы, слога, слова; проблема единиц восприятия речи. Теории восприятия речи: моторная, акустическая, «анализ через синтез». Восприятие слова: роль семантического контакта при восприятии слова; структурные факторы восприятия слова /частотность, языковая апроксимация и др./. Связь процессов восприятия слова с пониманием его значения. Понимание речи. Понимание слова / «предметной отнесенности», «смысла»/. Роль экстралингвистических факторов в процессах понимания референтного значения слова/ контекст, установка, мотивация и др./. Роль зрительных образов в процессах понимания слов. Понимание предложений. Понятие глубинной и поверхностной структуры предложений. Понятие о трансформации. Грамматические факторы, влияющие на понимание предложений. «Сложные логико-грамматические структуры», «коммуникация событий» и «коммуникация отношений» /по А.Р. Лурия/. Роль «когнитивных» факторов в процессах понимания предложений /семантические факторы, «фокусировка внимания», визуализация и др./. Возможность использования различных стратегий для понимания значений предложений. Понимание тестов. Восприятие текста и предикативная структура текстового сообщения. «Влияние смыслов», вероятностное прогнозирование, «анализ через синтез» и другие явления при восприятии смысла текста /по А.Р. Лурия/. Явления пресуппозиции и импликации – роль этих явлений в процессах восприятия текстов. «Партикуляризация схем», эксперименты Бартлетта. Роль «когнитивных» факторов при восприятии текстов: знания референтной ситуации, идентификации, зрительной «точки отсчета» и др. Восприятие текстов и структура деятельности общения. Проблема восприятия метафоры. Методики исследования восприятия и понимания устной речи в педагогике и медицинской психологии.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ Проблема соотношений мышления и речи в психологии и философии. Представления вюрцбургской школы. Концепция развития мышления и речи в работах Л.С. Выготского и его школы. Некоторые современные психологические направления и подходы к анализу проблемы мышления и речи /генетическая психология Ж. Пиаже, гипотеза «лингвистической относительности» и др./. Представления о внутренней речи. Гипотеза Л.С. Выготского о структуре внутренней речи. Психофизиологические исследования внутренней речи. Концепция Н.И. Жинкина об универсальном предметном коде внутренней речи /УПК/.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ И ЧТЕНИЕМ Общая характеристика письменной речи. Различие путей формирования письменной и устной речи. Основные операции письма. Автоматизация процессов письма. Роль артикуляций в процессе формирования навыка письма. Проблема соотношения развития зрительно-пространственных представлений и формирования письма и чтения. Соотношения элементов моторного программирования в устной речи и при письме. Общая характеристика процесса чтения и его формирования. Сенсомоторный и семантический уровни процесса чтения, «идеографическое» и «механическое» чтение. Теории восприятия буквенных стимулов /детекции признаков, перцептивных гипотез и др./. Эффект «превосходства слова». Факторы частотности и контекста при восприятии слова. Проблема роли артикуляторных и фонематических кодов в процессе чтения. Процессы восприятия письменного текста. Индивидуальные различия при чтении. Так называемое «скоростное чтение». Методы исследования письма и чтения в медицинской психологии.

2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
ПСИХОЛИНГВИСТИ-ЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ СЕМАНТИКИ 1. Понятие о речевом знаке. Роль речевых знаков в структуре высших психических функций человека. 2. Понятия денотативного и коннотативного значения. Анализ психологической структуры значения в школе Л.С.Выготского /»предметная отнесенность», «категориальное значение», «смысл»/. 3. Методики исследования «категориальных значений» слов, методики исследования понятий. 4. Развитие значения слова в онтогенезе. Понятие личностный смысл по А.Н. Леонтьеву.
  1. Современные теории значения. Ассоциативная теория значения, ассоциативный эксперимент и его анализ.
  2. Метод семантического дифференциала, рефлекторная теория значения /Осгуд/.
  3. Психофизиологические методы исследования словесных связей / метод «семантического радикала». А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой/.
ПСИХОЛИНГВИСТИ-ЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 1. Общие представления о соотношении процессов восприятия, понимания речи и вербальной памяти. Фазы восприятия речи по Н.И. Жинкину. 2. Восприятие речи. Общие вопросы процесса восприятия: устойчивость восприятия, избирательность восприятия, предвосхищение результата восприятия (упреждающий синтез, явление антиципации). 3. Понимание речи. Понимание слова /«предметной отнесенности», «смысла»/. Роль экстралингвистических факторов в процессах понимания референтного значения слова/ контекст, установка, мотивация и др./. Роль зрительных образов в процессах понимания слов. 4. Понимание предложений. Понятие глубинной и поверхностной структуры предложений. Понятие о трансформации. Грамматические факторы, влияющие на понимание предложений. 5. Понимание тестов. Восприятие текста и предикативная структура текстового сообщения. «

 


Самостоятельная работа слушателей



2015-11-11 589 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа слушателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельная работа слушателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)