Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Все многообразные процессы памяти можно классифицировать по разным основаниям



2015-11-11 812 Обсуждений (0)
Все многообразные процессы памяти можно классифицировать по разным основаниям 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №4: Память

Впечатления об окружающем мире, получаемые человек в течение всей его жизни, оставляют у него определенный след, они сохраняются, закрепляются и в случае необходимости воспроизводятся. Все перечисленные процессы в совокупности называются память.

То есть, под памятью подразумевается сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Что это за процессы? Это: запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, а также забывание.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Вообще стоит сказать о том, что процессы памяти разнообразны: сюда мы также можем отнести и узнавание увиденных нами предметов, причем не только единичных, но и в случаях обобщенного узнавания, когда мы опознаем воспринимаемый предмет как объект, относящийся к определенному классу (стол, стул, часы). Это также свидетельствует еще и о том, что память тесно связана с таким процессом, как мышление.

Также важно, что без памяти невозможно было бы единство личного сознания, когда человек сознает в любой момент времени кто он, где он находится, и т.д., единство психической жизни человека.

Память лежит в основе научения, в основе приобретения знаний, процесса непрерывного обучения, проходит через всю нашу жизнь.

Подчеркивая значение памяти в жизни человека, И. Сеченов заметил, что не будь у людей памяти, они бы чувствовали себя всю жизнь как новорожденные. Каждую секунду жизни они бы познавали окружающий мир заново.

По словам С.Л. Рубинштейна, «без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего, настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память есть у всех живых существ: 1) в виде запечатленного, передаваемого по наследству генетического опыта и 2) приобретенного в процессе индивидуальной жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не мог бы адаптироваться к жизни. Но возможности запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспринимать то, что приобретено методом условно-рефлекторного, оперантного научения, без использования каких-либо мнемических средств.

У человека же есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов или технических записей. Человек в отличие от животных не ограничен своими органическими возможностями.

Произвольность и опосредованность!!!

Все многообразные процессы памяти можно классифицировать по разным основаниям.

I. Классификация видов памяти по характеру психической активности (П. П. Блонский).Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных двигательных операций (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная памятьэто способность запоминать, сохранять и воспроизводить чувства и эмоции (память страха или стыда за свой прежний поступок).

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная памятьпамять на образы восприятия, отражающие предметы, события, картины природы и жизни. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую в зависимости от преобладающего типа воспроизводимых представлений.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей и слов. Главная роль в ней отводится второй сигнальной системе. Данный вид памяти специфичен для человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Развиваясь в течение жизни человека, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к другим видам памяти.

II. По времени сохранения материала в памяти:

- сенсорная [мгновенная]– это память, удерживающая точную информацию, только что воспринятую органами чувств без ее переработки, остаточное впечатление, образ памяти длится 0,1 – 0,5 сек. (Слепок с объекта, отпечаток стимула).

Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);

- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

- кратковременная – способность хранить информацию в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания следов около 20-30 сек – не полный, а обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Кратковременная память имеет объем равный 7 плюс-минус 2 (так называемое число Мюллера), то есть 5-9 единиц информации - тот объем информации, который способен воспроизвести человек спустя несколько десятков секунд после ее однократного предъявления.

Из мгновенной (сенсорной) памяти в кратковременную память попадает лишь та информация, которая соотносится с актуальными интересами человека и его потребностями, имеющая личностный смысл, или же та информация, на которой акцентируется внимание.

- оперативная память – память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчитанный только на решение данной задачи (екс.: арифметический пример – 23*15). Когда будет получен конечный результат, промежуточные операции исчезнут из нашей памяти, след сотрется. Однако стоит заметить, что не вся информация стирается, некоторое ограниченное количество следов всё-таки сохраняется и на более длительный срок.

- долговременная – обеспечивает сохранение информации на длительное время – от нескольких часов до нескольких десятилетий, порой даже до неограниченного срока. Проводя аналогию с компьютером, можно сравнить эту форму памяти с жестким диском, объем которого не безграничен, но, тем не менее, позволяет хранить основную необходимую информацию и обращаться к ней в случае надобности. У человека объем долговременной памяти очень велик. Однако количество запоминаемой информации в течение жизни неизмеримо больше. Поэтому для того, чтобы сохранялось максимальное количество информации, она должна быть хорошо структурирована. Это означает, что необходима осмысленная интерпретация всякого вновь поступающего запоминаемого материала, увязывание его в одну систему с уже имеющимся. Простого механического повторения недостаточно для сохранения информации в долговременной памяти.

Информация, попадающая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты, более того, это только будет делать прочнее ее следы. Долговременная память проявляется как в закреплении двигательных навыков, так и в закреплении известных знаний.

* навык езды на велосипеде

Так даже через 10-20 лет значительно легче научиться, чем если начинать с ноля.

Эмоциональные переживания детства могут восстановиться в памяти через 30-40 лет, хотя до этого ни разу не всплывали.

Особенно интересные факты получаются с помощью гипноза: многие следы, казалось бы, совершенно забытые и утраченные, на самом деле сохраняются неопределенно длительное время.

Таким образом, можно сказать, что долговременная память отвечает за процесс хранения информации, а кратковременная начинает работать в момент запоминания, узнавания или воспроизведения.

Оперативная память представляет собой процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации для достижения конкретной цели в некий промежуток времени.

III. По характеру материала можно выделить сенсорную, моторную, образная, эмоциональная, вербальная память.

IV. По модальности: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

V. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения: произвольная и непроизвольная.



2015-11-11 812 Обсуждений (0)
Все многообразные процессы памяти можно классифицировать по разным основаниям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Все многообразные процессы памяти можно классифицировать по разным основаниям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)